Выразительность и ее основные условия.
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Контрольная работа по дисциплине: «Русский язык и культура речи» на тему:
«Выразительность речи как коммуникативное качество»
Выполнил: Проверил:
Санкт-Петербург
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. .3 1.Теоретическая часть: «Выразительность как коммуникативное качество речи» 1.1.Выразительность и ее основные условия……………………………....5 1.2. Фонетические средства выразительности……………………………...7 1.3. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи………………………………………………………………………….... 9 1.4. Выразительные возможности грамматики…………………………...12 1.5.Паралингвистические средства выразительности……………………16 1.6.Функциональные стили и их отношение к выразительности речи... 18 2.Практическая часть: «Антисловарь» 2.1.Нормы орфоэпии……………………………………………………...... 22 2.2.Нормы ударений………………………………………………………....22 2.3.Морфологические нормы……………………………………………….23 2.4.Синтаксические нормы………………………………………………….24 2.5.Лексические нормы……………………………………………………...25 Заключение…………………………………………………………………..26 Список литературы………………………………………………………….28
Введение. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речью важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами[1]. К ним откосятся: — точность, — понятность, — чистота речи, — богатство и разнообразие, — выразительность, — правильность. Данная контрольная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как коммуникативное качество речи, и как совокупность особенностей речевой структуры и изучить пути воздействия источников выразительности. Контрольная работа состоит из теоретической и практической части. В первой главе теоретической части контрольной мы дадим определение выразительности и рассмотрим основные условия выразительности. Во второй главе мы исследуем фонетические средства выразительности. В третьей главе рассмотрим тему лексики и фразеологии как основного источник выразительности речи. В четвертой главе приведем выразительные возможности грамматики. В пятой главе обсудим паралингвистические средства выразительности. В шестой заключительной главе речь пойдет офункциональных стилях и их отношении к выразительности речи. В практической же части работы, пользуясь словарями и учебными пособиями, мы составили «Антисловарь» отражающий речевые ошибки, который включает в себя разделы, соответствующие нормам современного литературного языка.
Теоретическая часть: « Выразительность как коммуникативное качество речи». Выразительность и ее основные условия.
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Выразительность речи зависит от многих причин и условий ¾ собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь ¾ выразительной. В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата. При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый ¾ излагая тему своего сообщения, второй ¾ следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания. Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей. Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее. К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются, в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика)[2].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |