Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука как процесс (научная деятельность)



2019-12-29 857 Обсуждений (0)
Наука как процесс (научная деятельность) 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1.

1.1 Что такое наука

Глава 2.

2.1 Наука как социальный институт

2.2 Наука как результат

2.3 Наука как процесс

Глава 3.

3.1 Особенности научной деятельности

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Тема моей работы: «Что такое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры».

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер, поэтому я выбрала данную тему и с интересом провела анализ научной и научно-методической литературы.

 


Глава 1

 

Что такое наука?

 

Наука — это область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая: педагогическая, индустриальная и т.п. Единственное отличие заключается в том, что наука — эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания. Говоря о науке, необходимо иметь в виду три ее аспекта:— наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений);— наука как результат (научные знания);— наука как процесс (научная деятельность).

 


 

Глава 2

 

Наука как социальный институт

 

В систему научных учреждений входят сотни научно-исследовательских институтов, технологические и проектные институты, научные библиотеки, музеи и заповедники. Значительная часть научного потенциала сосредоточена в вузах. Тот факт, что в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях и т.д. все больше работает кандидатов и докторов наук, говорит о том, что и эти учебные заведения все активнее будут вовлекаться в научно-исследовательскую деятельность. Наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии квалифицированных научных кадров. Подготовка кадров осуществляется через аспирантуру или соискательство ученой степени кандидата наук, которая присуждается лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума, опубликовавшим результаты исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию. Из числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готовятся научные кадры высшей квалификации — доктора наук. Наряду с учеными степенями преподавателям вузов присваиваются ученые звания как ступени их педагогической квалификации: доцента (в основном из числа кандидатов наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ).

 

Наука как результат

В этом смысле наука определяется как система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Важно подчеркнуть в этом определении два существенных признака:— наука рассматривается как взаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний день человечеству вопросам и отвечает требованиям полноты и непротиворечивости;— речь идет только о достоверных знаниях — в отличие от бытовых, житейских знаний каждого человека. Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:

1. Кумулятивный характер развития научного знания — за каждые десять лет объем научных знаний удваивается.

2. Дифференциация науки. Накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасли научного знания, например: социальная психология, гендерная психология и т.д.

3. По отношению к практике наука как система знаний имеет следующие функции:

• описательная — сбор и накопление данных, фактов. С этой функции начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками — алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;

• объяснительная — объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;

• обобщающая — формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина или тот же периодический закон Д.И. Менделеева;

• предсказательная — научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления. Так, например, «на кончике пера» были совершены открытия планет Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.;

• предписывающая, или нормативная, — научные знания позволяют, например, оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и пр.

 

Наука как процесс (научная деятельность)

 

Здесь необходимо в первую очередь отметить принципиально разные цели, содержание, методы деятельности педагога или психолога как практика (в роли учителя, воспитателя или школьного психолога) и психолога как исследователя. Они принципиально различны. Если цели практического работника — получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели исследователя совсем иные — получить новое научное знание. В том числе объяснить, почему в том или ином случае получается хороший или плохой результат, и предсказать, в каких случаях результат будет хорошим, а в каких — плохим.

Кроме того, если школьному психологу, учителю, методисту приходится в своей работе учитывать одновременно и комплексно все стороны учебно-воспитательного процесса, не отдавая существенного предпочтения какой-либо одной из них, то исследователь в силу необходимого разделения труда в науке интересуется, как правило, глубокой проработкой, лишь какой-то одной стороны учебно-воспитательного процесса, например самоконтроля учащихся или культурой педагогического общения учителя.

наука знание процесс результат


Глава 3



2019-12-29 857 Обсуждений (0)
Наука как процесс (научная деятельность) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука как процесс (научная деятельность)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)