ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничныхцен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способностьноминальных доходов. В Республике Беларусь для увеличения доходов населения обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Начиная с 2000 года, в результате наметившегося экономического подъема и верно определенных приоритетов социальной политики государства, происходит заметный и стабильный рост заработной платы. Ежегодный прирост по отношению к 2000 году составил от 14,2% до 34,8%. Реальные денежные доходы населения в 2010 году, согласно прогнозу, должны возрасти на 14–15%. Реальная заработная плата увеличится на 13–14% при прогнозируемом уровне инфляции – 9–10%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по народному хозяйству к концу 2010 года должна составить 500 долл. в эквиваленте. Планируется также создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения. Бюджет 2010 года имеет ярко выраженную социальную направленность. На финансирование социально-культурной сферы, социальную политику и поддержку населения будет направлен 41 трлн. руб., что составляет почти 62% совокупных расходов консолидированного бюджета и Фонда социальной защиты населения. Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима. И текущий год призван стать знаменательной вехой в ее выполнении. Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание. Исходной основой для достижения нового качества жизни служит проводимая в стране политика увеличения доходов населения. Только за 2006–2009 гг. реальная заработная плата выросла на 40,6%, реальный размер пенсий – на 36,2%, в целом реальные денежные доходы граждан – на 50,3%. В 2009 году, по существу, удалось лишь сохранить уровень реальных доходов. Между тем по этому показателю Беларусь по-прежнему занимает лидирующие позиции среди государств СНГ. Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения. На 2010 год перед Правительством была поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. (Приложение А). Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволит повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 5,2%. С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем на 9% повышены трудовые пенсии. Последующий динамичный рост доходов населения, их приближение к уровню развитых европейских стран возможен только на основе инновационного, интенсивного развития национальной экономики, достижения высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и региональном рынках. Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда. На протяжении ряда лет государство выделяло ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий на детей до 3 лет. Не стал исключением и нынешний год: с 1 января 2010 г. размер пособия увеличен с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума. С начала 2010 года также вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи». В соответствии с ним со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума увеличен критерий нуждаемости при предоставлении единовременного социального пособия, с 3 до 6 месяцев увеличен период назначения ежемесячного социального пособия, а также утвержден новый вид помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, которое будет предоставляться безотносительно уровня доходов всем инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации. Предполагается, что в 2010 году адресной социальной помощью будет охвачено более 300 тыс. человек. По оперативным данным, в 2009 году реальные денежные доходы населения Беларуси возросли на 2,9% по сравнению с 2008 годом. Расчет сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. По замыслу разработчиков программы, они – то и обеспечат трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизма экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы. Однако не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет. Создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, то есть выработкой методов превращения возможности в реальность. Так, важной задачей такой политики является установление траектории изменения и соотношений основных источников доходов. За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты. Главная проблема состоит в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Больше половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума. Заключение
Возрастающее влияние денежных доходов населения на социально-экономическое развитие страны, потребность привлечения средств населения в качестве источника финансирования экономических и социальных программ, а также недостаточная разработка этих вопросов применительно к условиям становления рыночных отношений в Республике Беларусь обусловили необходимость исследования особенностей формирования и использования денежных доходов населения. В Республике Беларусь для увеличения доходов населения обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения. Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.
Список использованных источников:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн., 1997. 2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Мн., 2006. 3. Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков-Экономист.-2006.-№3. 4. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 2007. 5. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. 6. Кадомцева, С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева-Экономист.-2006.-№7. 7. Колосницина М. Г. Экономика труда. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008. 8. Кузнецова, Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование/Е. Кузнецова, С. Кузнецов Экономист.- 2002.- З82с. 9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие / Рук. и ред. А.В. Сидорович. – Москва: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. – 736с. 10. Лавров Е. Проблемы экономического роста. Омск: ОмГУ, 2000, с. 26. 11. Новикова, В. Возможно ли справедливое распределение доходов?/В. Новикова// Экономист.-2003.-№4. 12. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. учебное пособие. – Москва: Информационно – издательский дом «Филинъ», 2008 13. Теория финансов: учебное пособие под ред. проф. Н. Е. Зайца, М. К. Фисенко. Минск. БГЭУ, 2005г. 14. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2005. 15. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Минск.: БГЭУ, 2003. – 299 с. 16. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006 17. Экономика: учеб. пособие. под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. – Минск: БГУ, 2006. – 398 с. 18. Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Минск: Тетрасистемс, 2003. – 344 с. 19. Экономическая теория: учебное пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с. 20. www.belstat.gov.by
Приложение А (из Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.) Утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |