Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI . Исследование материалоемкости продукции и ее влияние на конечные результаты деятельности предприятия



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
VI . Исследование материалоемкости продукции и ее влияние на конечные результаты деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции можно определить с разной степенью детализации. Факторами первого уровня являются изменение суммы использованных материальных ресурсов и эффективности их использования:

ВП=МЗ*МО                                           (16)

Или

ВП=МЗ/МЕ                                             (17)

где МЗ - затраты материальных ресурсов на производство продукции;

МО – материалоотдача.

Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой модели можно применять приемы цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный метод, интегральный метод, а по второй модели – только прием цепной подстановки или интегральный метод.

Если известно, за счет чего изменилась материалоотдача (материалоемкость), то не трудно подсчитать, как изменился выпуск продукции. Для этого необходимо приращение материалоотдачи за счет i-го фактора умножить на фактическую сумму материальных затрат. Изменение объема производства продукции за счет материалоемкости определяется с помощью приема цепных подстановок.

Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль. Повышение ее уровня положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины. Для этого можно использовать следующую факторную модель:

, (18)

, (19)

, (20)

где П/МЗ - прибыль на рубль материальных затрат; Л/В -рентабельность продаж; В/ТП - удельный вес выручки в общем объеме выпуска товарной продукции (Дв); ТП/МЗ - материалоотдача, МЗ/ТП - материалоемкость; МЗ*Дв - материальные затраты в стоимости реализованной продукции.

Для расчета влияния данных факторов используем метод цепной подстановки и данные табл. 11.

Таблица 11

Данные для факторного анализа прибыли на рубль материальных затрат

Показатель План Факт Изменение
Прибыль от реализации продукции, тыс 17900 19296 +1396
Рентабельность продаж, % 18,79 19,3 +0,51
Материальные затраты в стоимости произведенной продукции, тыс 28168 31746 +3578
Удельный вес выручки в стоимости товарной продукции, % 99,22 95,81 -3,41
Материальные затраты в стоимости реализованной продукции, тыс 27948 30416 +2468
Товарная продукция, тыс 96000 104300 +8300
Материалоемкость, коп. 29,34 30,44 +1,1
Прибыль на рубль материальных затрат, коп. 64,05 63,44 -0,61

 

Прибыль на рубль материальных затрат:

по плану (0,1879/0,2934)*100 = 64,04 коп.;
при фактическом уровне рентабельности продукции и плановой материалоемкости (0,1931/0,2934)*100 = 65,81 коп.;
фактически (0,1931/0,3044)*100 = 63,44коп.

Прибыль на рубль материальных затрат ниже плановой на 0,6 коп., в том числе за счет изменения:

рентабельности продаж 65,81-64,05 = +1,76 коп.,
материалоемкости продукции 63,44-65,81 = -2,37 коп.

 

 

Более детальный факторный анализ можно сделать на основании изучения факторов изменения прибыли и суммы материальных затрат, для чего можно использовать следующую модель:

 (21)

По данным факторного анализа прибыли и материальных затрат (см. табл. 5) способом цепной подстановки произведем расчет влияния этих факторов на изменение прибыли в расчете на рубль материальных затрат:


Изменение прибыли на гривну материальных затрат за счет:

объема продаж 64,38 - 64,05 = +0,33 коп.;
структуры продукции 63,81 - 64,38 = -0,57 коп.;
цен реализации 75,45 - 63,81 = +11,64 коп.;
себестоимости продукции 63,44 - 75,45 = -12,01коп.;

и в том числе за счет изменения:

норм расхода материалов

цен на сырье и материалы

Полученные данные показывают, что прибыль на рубль материальных затрат увеличилась в основном из-за роста цен на продукцию предприятия, а также из-за увеличения объема производства продукции, так как при этом увеличиваются не все материальные затраты, а только переменные. За счет перерасхода материалов по сравнению с нормами и роста цен на них существенно увеличилась сумма материальных затрат и соответственно сумма прибыли, что вызвало значительное снижение прибыли на рубль материальных затрат. Зная причины изменения расхода материалов на единицу продукции и цен на сырье и материалы, можно углубить факторный анализ прибыли на рубль материальных затрат по следующей модели:

(22)

На анализируемом предприятии структурные сдвиги продукции обусловили сокращение материалоемкости по прямым материальным затратам на 3,7 руб. Это свидетельствует о том, что в выпуске продукции увеличилась доля изделий менее материалоемких и соответственно уменьшилась доля изделий более материалоемких.

На предприятии сократился уровень материальных затрат на отдельные изделия на 3 руб.

В результате роста цен на материальные ресурсы материалоемкости по прямым материальным затратам увеличилась на 1,1 руб.

На анализируемом предприятии вследствие увеличения отпускных цен на продукцию материалоемкость снизилась на 0,5 руб.




2019-12-29 306 Обсуждений (0)
VI . Исследование материалоемкости продукции и ее влияние на конечные результаты деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI . Исследование материалоемкости продукции и ее влияние на конечные результаты деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)