Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Причины агрессии



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Глава 1. Причины агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. В современном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих на психику человека. Например, экономические: рост безработицы, отсутствие стабильного дохода. Также стоит учитывать политические факторы: расстановка политических сил, денежно-кредитная система. Наконец, есть и социальные детерминанты агрессивного поведения человека. Именно им будет уделено особое внимание в данной работе. Почему же люди склонны проявлять агрессию в проблемных ситуациях? В чем заключается природа агрессии?

Возможно, ответ на этот вопрос стоит искать в рамках возрастной психологии. А именно, где находится та точка отсчета, тот возраст, с момента наступления которого, человек начинает проявлять агрессию. Американский психолог Э.Эриксон «Детство и общество», в созданной им возрастной периодизации, говорит о том, что на стадии «Автономии против стыда» (около 1-3 года) ребенок уже может проявлять агрессию. Не решая кризис 1 года, из-за определенных факторов ( например, гиппоопека) ребенок не может сформировать собственную «автономию», или, иными словами, залог чувства справедливости и принятия моральных ценностей. Значит, он начинает стыдиться, или по Эриксону обращать свой гнев на себя самого. Это и есть первые проявления, так называемой аутоагрессии, объект которой сам человек. Естественно, этот объект со временем может измениться, и ребенок начнет проявлять агрессию уже по отношению к окружающим.

Однако так ли это для каждого человека или существуют какие-либо различия? К. Лоренц в труде «агрессия», на основании этологического подхода, указывал на различия в агрессивном поведении животных. Организм постоянно накапливает биологически активные вещества, или гормоны. Безусловно, уровень гормонов у каждого организма незначительно, но различается. Когда этот уровень доходит пороговой отметки, животное осуществляет свою инстинктивную программу. Значит, агрессия у животных относится к инстинктивному поведению, роль которого, в большинстве случаев, - сохранение вида. Как же происходит проявление агрессии у человека? С точки зрения этологического подхода для агрессивного акта необходим определенный уровень гормонов. В подростковом возрасте в кровь человека начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Многие авторы называют подростковый возраст «гормональной бурей». Гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы обеспечивает, прежде всего, конституциональное и физиологическое развитие человека.

Значит, гормонов в организме подростка предостаточно, но по К.Лоренцу необходим какой-либо внешний стимул. У животного это может быть, например, запах хищника. Естественно, два этих фактора обратно пропорциональны: чем ниже уровень «гормональной энергии», тем более сильный стимул требуется, чтобы вызвать агрессивную реакцию, и наоборот. Если уровень энергии становится слишком высоким и не высвобождается с помощью внешнего стимула, происходит переполнение, что приводит к спонтанной агрессии. Но в отличие от животного человек может контролировать свои инстинктивные импульсы.

Например, в теории социального научения А.Бандуры(1973) большая роль отводится способности к саморегуляции. Организуя побудительные мотивы, поступающие от внешнего окружения, генерируя когнитивные средства поддержки, оценивая последствия собственных поступков, люди способны до некоторой степени осуществлять контроль над собственным поведением. Можно с уверенностью сказать, что функции саморегуляции создаются и время от времени поддерживаются внешними влияниями. Но тот факт, что они имеют внешнее происхождение, не отрицает того, что, будучи однажды сформированными, функции саморегуляции частично определяют совершение тех или иных поступков. Однако стоит предположить, что в подростковом возрасте человек не до конца может отдавать отчет о своих действиях. Иначе как объяснить такое количество преступлений, совершаемых подростками.

По статистике МВД России(http://www.mvd.ru/files), ежемесячно несовершеннолетние совершают 80-90 тысяч преступлений разного характера! Около 15% этих преступлений попадают под категорию насильственных (убийство, изнасилование, разбой). 5% преступлений считаются тяжкими и особо тяжкими. Произведя нехитрые расчеты, получается, что только по официальной статистике несовершеннолетние совершают более миллиона преступлений, а 150 тысяч из них с применением насилия (цифры могут быть преувеличены, т.к одному лицу может быть приписано несколько противоправных деяний). Может агрессия характерна только для подростков, попавших в нежелательное социальное окружение?

Однако Ю.В.Гущин в работе «Агрессия и преступность подростков» показал, что уровень агрессии в выборке подростков-правонарушителей не больше, чем в выборке социально адаптированных подростков. Значит, агрессивность, в той или иной степени, характерна для каждого подростка. И только некоторые подростки реализуют свои агрессивные импульсы через преступную деятельность. Итак, возможно в подростковом возрасте ребенок не может до конца справиться со своими чувствами и переживаниями, в особенности с негативными. Это обусловлено как физиологически: резкая смена настроения из-за недостаточной уравновешенности нервных процессов(большое влияние гормонов), так и социально: не до конца сформированная система ценностей; неизвестные, новые жизненные ситуации, в которых нет определенной программы к действию. Вследствие всех этих причин, может возникнуть состояние фрустрации. Ведь многие психологи считают, что раскрыв связь «фрустрация-агрессия», можно выяснить всю природу агрессивного поведения человека.

Ещё в 1908 году МакДугалл (McDougall) высказал предположение, что агрессия формируется неосознанно. Её роль – устранить препятствия на пути к достижению различных биологических потребностей. Это была ранняя версия гипотезы «фрустрация—агрессия» — теории о том, что агрессия является автоматическим ответом на любое блокирование целенаправленного поведения.

Затем в 1939 году Д.Доллард в книге «Фрустрация и агрессия» продолжил эту мысль. Он утверждал, что агрессия – это поведенческая реакция, которую индивид может проявить в проблемной для него ситуации. Т.е речь идет о ситуативном подходе. Но агрессия всегда является следствием фрустрации. У человека возникает психологическое состояние фрустрации, возникающее как результат нервного расстройства на основе невозможности удовлетворения потребности. Естественно, желая выйти из этого положения, человек проявляет агрессию, как средство выхода из фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: а). Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; Б). Сила препятствия на пути достижения цели; В). Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Однако человек не обязательно будет проявлять агрессию по отношению к объекту, вызвавшим фрустрацию. По мнению Долларда агрессия может «смещаться» на другой объект. Прежде всего, это связано со страхом наказания, который субъект испытывает перед фрустратором. Например, директор фирмы утром не смог завести свой автомобиль и ему пришлось добираться в офис на метро. Недовольный этим фактом, он, придя на работу, первым делом вымещает злобу на подчиненных. Подчиненные не могут ответить начальнику в том же тоне, т.к боятся потерять работу. Следовательно, они «смещают» агрессию, и могут грубить клиентам, членам семьи. Эти лица ассоциируется у индивида с наименьшим наказанием, перед ними он чувствует себя в безопасности, а значит «имеет право» совершить агрессивный акт.

Затем, Л. Берковиц немного скорректировал гипотезу о фрустрации в агрессивном поведении. По его мнению, не только фрустрация может предшествовать агрессии. Боль, жара, другие неприятные переживания также могут быть причиной негативных чувств человека. Именно негативные чувства, а не фрустрация, лежат в основе «эмоциональной» агрессии. Т.е согласно переформулированной теории, неприятные чувства могут привести, а могут и не привести к открытому агрессивному поведению, все зависит от ряда факторов — человеческих и связанных с ситуацией. Такими факторами могут быть, как биологические (общее нервное возбуждение организма), так и социальные (неблагополучная социальная среда). Как же именно ближайшее социальное окружение человека влияет на его поведение? Об этом повествует социальное направление в исследовании поведения.

Пожалуй, самой известной психологической теорией агрессии является теория социального научения А.Бандуры(1973). Согласно данной модели ближайшее социальное окружение ребенка формирует у него мотивацию к агрессии. Делает она это через вознаграждения, которые могут поступать напрямую или косвенно. Например, ученик начальных классов рассказывает отцу, как сегодня в школе он подрался с одноклассником. Отец, в свою очередь, дарит ему различные подарки. Т.е отец поощряет подобное поведение своего ребенка, руководствуясь, вероятно, определенными социальными стереотипами (о мужской силе, о собственной защите). Также вознаграждения могут поступать косвенно. Чаще всего, это происходит под воздействием телевидения и кино. Просмотрев видеофильм, в котором главный герой жестоко обращается со своим врагами, а в конце получает вознаграждение в виде счастливой жизни, ребенок понимает, что агрессивное поведение даже приветствуется обществом (ведь все восхищаются этим киногероем).

А.Бандура доказал свое предположение в серии экспериментов. В первую очередь, исследовались процессы, в которых дети начинали имитировать агрессивное поведение. В одном эксперименте детям было продемонстрировано поведение, при котором насилию подвергалась кукла Бобо (надувная в натуральную величину кукла-клоун с красным носом, который «пищит», когда его бьют). Исследователи обнаружили, что если дети видели, как агрессор получает вознаграждение, они с большой вероятностью имитировали его поведение, когда их самих позднее помещали в комнату с куклой Бобо. Однако дети не вели себя подобным образом, если им продемонстрировали, что агрессор был наказан. Но даже в случае наказания модели дети усваивали уникальные паттерны агрессивного поведения, что было продемонстрировано, когда позднее экспериментатор предлагал им вознаграждение за имитацию того, что они видели ранее.

Значит, уже с самого раннего детства ребенок обучается агрессии. В процессе воспитания родители и учителя могут вознаграждать или препятствовать этому. Также ребенок, наблюдая за другими людьми, усваивает их паттерны поведения, а затем с успехом применяет их сам. Однако, в отличие от фрустрационной теории, по мнению А.Бандуры человек может действовать агрессивно, независимо от его эмоционального состояния. Например, наемные убийцы получают вознаграждение за свои поступки, но не испытывают гнева или ненависти к своей жертве. В целом, обладать навыками владения оружием или боевыми искусствами ещё не значит проявлять агрессию. Однако применение этих навыков ради вознаграждения уже говорит о направленности агрессивных импульсов на объект. По мнению Е.П.Ильина («психология спорта») такая схема вполне актуальна в профессиональном спорте. Тренера уже в детско-юношеских спортивных школах поощряют агрессивное поведение, т.к оно способствует улучшению результата. А в процессе соревнования спортсмен может нанести травму сопернику, т.к не смог проконтролировать свои действия.

Таким образом, теория социального научения, в первую очередь, применима к инструментальной агрессии. Т.е агрессия используется, как средство достижения цели. Это своеобразный метод достижения успехов, желаний. А культура (западная) поощряет данное поведение, потому что её основной постулаты: «для достижения цели все средства хороши» или «победителей не судят». В общем, не важно, как ты достиг успехов, главное, что ты их достиг.

Итак, можно сделать вывод о том, что существует два основных направления в изучении агрессии. Это биологическое и социальное. Биологическое направление, прежде всего, рассматривает человека как индивида. У него есть ряд индивидуальных особенностей в строении тела и нервной системы, а значит, его поведение обусловлено процессами функционирования систем организма. Конечно, социальное направление не может полностью противоречить биологическому. Например, человек начинает употреблять наркотики, всего скорее (есть ещё и генетические факторы), из-за каких-то социальных неудач или под воздействием окружения. Его поведение изменяется, становится более агрессивным. В этом случае, природа агрессии биосоциальна. Тем более скорректировать такое поведение с помощью психологических методик или изменения социальной среды не удается. Требуется медикаментозное лечение. Таким образом, чтобы максимально полно исследовать структуру агрессивного поведения подростка, нужно учитывать как биологические механизмы, так и социальное развитие ребенка.


Глава 1. Причины агрессии

 

С какого момента можно утверждать, что ребенок неестественно агрессивный? Возможно, используя современные методы медицинской диагностики, можно выявить некоторые психические отклонения и болезни уже на стадии беременности. Но как быть с агрессивностью? А главное, как отличить нормальное развитие от патологического?

Не секрет, что каждый человек в своей жизни проявлял агрессию. Может быть она обусловлена генетически? Действительно, ученые из Case Western Reserve University обнаружили ген, вызывающий агрессию и состояние тревоги. Ген, обнаруженный у мышей, есть и у людей. Он был назван Pet-1. При его «деактивации» у мыши, ее агрессия и беспокойство сильно возрастают по сравнению с обычным поведением животного. Ученые выяснили, что в мозге мыши Pet-1 активен только в нервных клетках серотонина. А, как известно, серотонин – это гормон, отвечающий за эмоциональное благосостояние человека. При увеличении серотонина повышается настроение, возникает чувство радости. При его снижении человек реагирует тревогой и страхом. Найденный ген Y-хромосомы (определяющий мужской пол зародыша) как раз снижает уровень серотонина, но уровень тестостерона при этом повышается. А если, агрессивность – это ответная реакция на тревогу (у животного- инстинкт самообороны), то человек с недостатком серотонина в большей степени будет проявлять агрессию. Но это нельзя назвать болезнью, патологией или расстройством личности. Более того, отследить количество вырабатываемого серотонина у ребенка – трудоемкая задача. Значит, несмотря на то, что одни люди больше предрасположены к агрессивности, чем другие, нельзя говорить о том, что генетический фактор является определяющим. Потому что все свои биологические задатки человек реализует в социальной среде. Один из двух человек с одинаковыми генами (имеется ввиду феномен «сверхмужчины» с удвоенной хромосомой ХYY) может стать серийным убийцей, а второй гениальным артистом. Поэтому, прежде всего, стоит проследить как индивид проходит процесс социализации.     

По мнению А.И. Кравченко («Культурология») социализация («первичная») начинается в семье или социальной группе её заменяющей. Осуществляют этот процесс «агенты» социализации, в семье – это родители, родственники, в детском доме – воспитатели и няни. Они регулярно находятся в контакте с ребенком, осуществляют уход за ним, удовлетворяют его потребности. Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к обществу (или по Э.Эриксону «базового доверия к миру»), которая проявляется в доверии к людям, в послушании. Возможно, искать причины чрезмерной агрессивности нужно именно в семье.

Perry и Bussey (1984) рассматривают семьи, в которых чаще вырастают агрессивные дети. Это, прежде всего, неполные семьи. Также семьи, в которых к проявлениям агрессии родители относятся безразлично, но основная их воспитательная мера – физическое воздействие. Т.е даже в благополучной, с социальной точки зрения, семье может вырасти агрессивный ребенок. Это происходит, потому что родители не могут, не умеют или не хотят воспитывать своего ребенка. Ведь воспитание – это Целенаправленное формирование и развитие личности.

А.Е. Личко выделил основные типы неправильного воспитания, каждый из которых может провоцировать агрессивное поведение. Первым и, пожалуй, основным из них является гиперопека. В этом случае родители предпочитают авторитарный стиль руководства. Возможно, они действуют так из-за профессиональной деформации, так, например, часто гипреопекаемые дети встречаются в семьях военнослужащих. Так же родители контролируют каждый шаг ребенка, подавляют его инициативу, принимают за него решения. Их основной лозунг: «Я лучше знаю чего ты хочешь». Последствием такого воспитания можно считать формирование определенных черт личности. Либо ребенок становится неуверенным, робким, застенчивым, либо агрессивным. Нас интересует именно вторая крайность. Агрессия в данном случае выступает в качестве стремления к автономии. Уже около трех лет, ребенок старается сформировать собственную автономию (т.е понять, что он это именно он, уникальный человек, а не кто-то другой). Следовательно, на гиперопеку он реагирует негативизмом, упрямством. В подростковом же возрасте упрямство и непослушание могут перейти в устойчивые черты личности. Но, всего скорее, ребенок будет использовать ложь, как средство самозащиты (приписывать себе поведение другого или просто покрывать свои поступки). Любое же раскрытие лжи приведет к агрессивной вспышке. Также такой подросток может использовать агрессию по отношению к слабым и беззащитным, т.к это дает ему ощущение власти, а для него это чувство приравнивается к свободе.

Вторым типом неправильного воспитания является потакающее поведение родителей. Такие родители разрешают ребенку делать все, что он захочет. Особенности ребенка превозносятся до небес, он самый лучший в мире. Также удовлетворяются все требования и капризы ребенка (иногда родители даже занимают в долг, чтобы купить ребенку нужную ему вещь). Свойственной детской психике эгоцентризм усиливается. Ребенок, уже в подростковом возрасте чувствует себя в центре мире, его требования к окружающим выше, чем к себе. Естественно, ребенок будет проявлять агрессию, в тех ситуациях, когда его желания не исполняются. Но это, скорее всего, инструментальная агрессия. Она выступает средством к достижению результата, но ребенок не хочет причинять вреда, тем людям, которые обеспечивают его. Стоит заметить, что в подростковом возрасте у таких детей редко бывают друзья, а значит, они всё-таки стараются изменить свою модель поведения.

Третьим типом неправильного воспитания является гиппопека. Т.е родители предоставляют ребенка самому себе, не осуществляют контроля над ним. Значит, личность ребенка формируется в той среде, в которой он оказывается. Социальные нормы, неосознанно навязываются такому подростку. А если полагаться на теорию социального научения, то агрессия будет восприниматься таким ребенком, как норма. Ведь в подросткоых компаниях, проявить агрессию, значит проявить смелость, а значит заработать авторитет. Именно авторитет перед окружающими и является главной целью и вознаграждением таких подростков, и неважно, как ты достиг этого авторитета.

Безусловно, это не все типы неправильного воспитания. Однако стоит подчеркнуть большое значение роли воспитания ребенка в семье. Только при создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности. Иначе, при неправильном воспитании, ребенок будет вести себя ещё более агрессивно. Этот факт доказали исследования Лефковица (Lefkowitz 1977). В этих лонгитюдных исследованиях было доказано, что 8ми летние дети, которых родители применяли физическое наказание, в юношеском возрасте (через 10 лет) были более агрессивны, чем их сверстники, родители которых либо не наказывали своих детей, либо объясняли им свои действия. Но почему пик агрессивности приходится именно на подростково-юношеский возраст, почему ошибки воспитания проявляют себя не сразу?

Как утверждает Дж. Марсиа подростковый ум – это ум моратория (психологической стадии между детством и взрослостью) между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому. Это один из аспектов кризиса подросткового возраста. По мнению А.Бреслава основным моментом данного кризиса (период с 13 до 16 лет!) является столкновение двух соперничающих влечений. Это потребность в близости и принадлежности другому человеку и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Т.е с одной стороны подросток хочет сохранить уверенность в себе, собственную «внутреннею стабильность», которая исходит из прошлого опыта (индивидуальной истории) человека. В то же время подросток хочет быть значимой фигурой для других людей, прежде всего сверстников. Стремясь быть понятым другими, подросток сочетает свою эгоидентичность с идентичностью других. Делает он это через реакцию группирования, т.е примыкает к той социальной группе, в которой он чувствует себя комфортно. Это выражается в соблюдении всеми членами норм и правил (собственных, оригинальных) группы. Так может быть, подростковая агрессия обусловлена личностным конфликтом? Подросток, защищая интересы своей группы, проявляет агрессию по отношению ко всем предполагаемым врагам. Возможно, это противоречит его внутренним установкам, противоречит семейным нормам и правилам. Но тем самым, он осуществляет желание укрепить собственную личностную уникальность. Но только ли особенностями подросткового кризиса обусловлена чрезмерная агрессивность подростков?

Ещё одним важным фактором в развитии агрессивности у подростков является влияние современной массовой культуры. А именно как современные СМИ формируют определенное поведение. Ведь не секрет, что, например, телевидение – это инструмент внушения, а в подростковом возрасте человек более всего подвержен внушению, т.к он стремится применить себя, свои умения в какой-либо области.

Д.Майерс («социальная психология») предлагает свой взгляд на эту проблему. Во-первых, он приводит данные о том, что 98% семей в развитых странах имеют телевизор, а 66% 2 и более. В таких семьях, родители не знают, какие телепередач смотрят их дети. Т.к при ответе на вопрос социологического опроса: «Какие телепрограммы смотрят ваши дети?» родители отвечали одно, а их дети называли совершенно другие передачи (Donnerstein, 1998). Значит, родители никак не могут корректировать агрессивное поведение своего ребенка, ведь они не понимают его причины. А причины просты: агрессивное поведение представляется приемлемым во многих фильмах и телешоу.

Во-вторых, было доказано, что в среднестатистической американской семье телевизор работает 7 часов в день! А подростки проводят у телеэкрана 50% от этого времени, т.е около четырех часов в день. При этом по данным Гербнера (Gerbner 1993) из 10 тысяч исследуемых телепрограмм в 60% фигурировало насилие. Причем чаще насилие представляется косвенно, т.е в игровой или развлекательной форме. Например, во многих спортивных шоу, представляющих единоборства, телезритель наблюдает постановочные бои. Т.е речь идет не о спортивной составляющей, а скорее о театральной. Но такие участники шоу демонстрируют агрессию, но при этом их противник (жертва) продолжает действовать, как раньше. Т.е стоит говорить о преднамеренной подмене понятий. Подросток понимает, что можно действовать жестко и агрессивно, ведь ты всё равно не причинишь никому вреда. Более того, в 73% сцен агрессор остается безнаказанным. Значит, ссылаясь на А.Бандуру в большинстве телепрограмм агрессия представляется неправильно. Подросток научается такому поведению, т.к оно соответствует его любимым героям и персонажам. Т.е ребенок неосознанно оправдывает собственные поступки, ссылаясь на то, что по телевизору делают так же.

К чему же это приводит? Несмотря на все сказанное выше, маленькие дети проводят перед телевизорами больше времени, чем в школе, и больше, чем в активных играх. К моменту окончания начальной школы среднестатистический ребенок успевает увидеть на экране телевизора около 8000 убийств и 100 000 иных актов агрессии (Huston et al., 1992). Подытоживая свои впечатления от двадцатидвухлетнего общения с жестокостью, Гербнер сетовал: «В истории человечества были и более кровавые периоды, но в том, что касается изображения насилия, наше время побило все рекорды. Нас захлестнул не виданный ранее поток крайней жестокости, проникающий в каждый дом в виде наглядных сцен зверств, поставленных со знанием дела» (Gerbner, 1994).

Таким образом, в развитии подростковой агрессии лежат три основные группы факторов. Это воспитательные, культурные, и факторы, связанные с кризисом подросткового возраста. Безусловно, несколько факторов могут проявлять себя одновременно. Например, на плохое отношение к ребенку в семье может накладываться влияние телевидения и музыки, а также одновременное недовольство подростка своей внешностью. Выделить доминирующую группу факторов невозможно, т.к в данном случае имеют место быть индивидуальные различия. Возможно, разобрав виды агрессии, можно будет выделить этапы проявления агрессивности.

 



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Глава 1. Причины агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Причины агрессии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)