Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие молодежных субкультур с обществом в России.



2019-12-29 1115 Обсуждений (0)
Взаимодействие молодежных субкультур с обществом в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




В России существует два направления выпадения людей из общего процесса жизни и их попадения в субкультуры. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры, а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности субтркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества.

На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через субкультурное состояние.

Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

Есть несколько причин почему именно молодежь вливается в ряды субкультур:

1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом комсомольцем.

Неформальные объединения- это явление массовое. Люди объединяются во имя разных интересов. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.[15]

Существует три типа взаимодействия субкультур и независимых объединений с обществом:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

 

В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.

Стоит остановиться на таком параметре субкультуры как индивидуализм/коллективизм. Можно предположить, что чем больше субкультурных групп в обществе, тем больше потенциальная свобода индивидуальности. Доиндустриальные сообщества представляли собой модель коллективной культуры. С точки зрения западного человека это называется подчинением. Член племени прекрасно осознает, что ему больше некуда идти. Его общество монолитное, это то, что социологи называют «недифференцированностью». По мере развития общества постоянно происходит социальная эволюция и дифферентация. Этот процесс происходит во всем мире.

И нельзя недооценивать влияние субкультур на развитие, воспитание и образ жизни миллионов и миллионов людей, не зависимо от цвета кожи, образования, религиозных убеждений.

Все мы подвержены глубокому влиянию со стороны субкультур, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Все мы ищем индивидуальности, причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера. И чем больше выбор, тем труднее поиск.

Именно субкультуры своими неформальными связями пронизывают практически всю городскую молодежь. Они отличаются массовостью, организованностью и привлекательностью для молодежи. Кроме того, молодежные субкультуры имеют большое влияние на такое средство массовой информации, как "сарафанное радио".[16]

Во взаимодействии субкультур и общества важны два фактора:

1. Субкультуры имеют большое влияние на молодежь и на общественное мнение в целом из-за своей нелояльности, массовости, открытости и чрезвычайной заметности в городской среде.

2. Именно субкультурам принадлежит улица. Так как в городах преобладает в основном молодежь, именно на субкультурах строится их взаимоотношения и взаимодействие.

Забывая про субкультуры, мы не просто исключаем какую-то группу населения, а благополучно избавляемся от ключа к взаимопониманию с молодежью.

Возникает вопрос, почему именно субкультуры столь важны для современной молодежи?

Процессы, происходящие в молодежной среде это своеобразный результат ответа на послания, направленных к обществу. Культура молодежи, отображающая то, что ей сейчас нужно, не достает, в будущем станет культурой всей страны.

Объективно усложняющиеся общественные отношения, всё возрастающие требования со стороны общества к социализации и воспитанию молодого поколения сталкиваются с недостаточным использованием социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека.

Стремление молодежи видеть общество процветающим сталкивается с социальной и экономической нестабильностью.

Следовательно, есть причины формирования таких, а не иных субкультур. Итак, общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений.

 

Заключение.

Таким образом, из данной работы мы выяснили, что типология молодежных субкультур в российском обществе несколько отлична от ранее сформированных субкультур Запада, и чаще всего, является их модификацией. Так как история России уникальна, и мы не так давно пережили мощный политический и социальный переворот в 90-х, что повлияло на формирование культурных ценностей как у старшего поколения, так и у молодежи. В этот момент активность молодежных субкультур пошла на спад, но сейчас она снова набирает обороты.

Молодежные субкультуры актуальны в России по сегодняшний день, так как они решают многие проблемы молодежи: проблемы  самореализации, самоактуализации, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути и др..

Субкультурные феномены поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Стоит заметить, что какой-то стройной классификации молодежных субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Специфика субкультур в российском обществе состоит в том, что их деятельность заменила деятельность существовавшего ранее комсомола.

Функции молодежных субкультур определяются непосредственно потребностями молодежи. Прежде всего это адаптивная, интегрирующая, социализирующая функции.

Исследования в области субкультур и молодежи необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.


Список использованной литературы:

1. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. М., 2002.

2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М.: «Информпечать»,  - 2000, 336с.

3. Бергер П.Л. Общество в человеке.//Социологический журнал, 1995, № 2.

4. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г.

5. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001, с. 165.

6. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. СПб.: 1999., стр.43.

7. Воторопин А.С.. Политические ориентации студенчества. // Социологические исследования. – 2000,  № 6.

8. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

9. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

10. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? . М.,1990г.

11. Головачев Б.В. Высокостатусные группы: штрихи к социальному

портрету // Социологические исследования 1996, - №1.

12. Дербенев Д.П.. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №№1,2.

13. Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.

14. Карпухин О.И.. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. //Социологические исследования. 1998, № 12.

15. Ковалева А.И., В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325 с.

16. Луков В.А.. Особенности молодежных субкультур в России. //Социологические исследования, 2002, №6.

17. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

18.  Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. М.: 2003.

19. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений.//Социологические исследования . - 1998, - №5.

20. Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. М.: 2000, стр. 434.

21. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры.// Субкультурные объединения молодежи. Под ред. , Москва, 1987.

22. Молодежная культура и ценности будущего // Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001

23. Михайлов М. А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1999.

24. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания    молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1.

25. Никольский Д. С.. Социология молодежи. М.: 2002.

26. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000

27. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи//Социологические исследования. 1997, №10.

28. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.

29. Попов В.А., О.Ю. Кондратьева. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. - 1999, № 6.

30. Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001.

31. Российская социологическая энциклопедия. – М.: Норма-Инфра, - 1998, -672с.

32. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998, №5.

33. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы М.: "Наука" 1993.

34. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. - М.: Политиздат, 1988.

35. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход.// Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. Под ред. Костюшева В.В., СПб.: Норма, 1999.

36. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России. // Социологические исследования, 2000, №4.

37. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов//Социологические исследования.-1998, №3.

38. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

39. Суртаев В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999

40. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике.//Социологические исследования.1998 №11,с.95-101

41. Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996.

42. Тараканов П.В. Социально-политический характер современных российских молодежных организаций. – М.: Медина-Принт, 2005.

43. Файзуллин Е.. Панки.//Пчела, 2000, №2.

44. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия.// Социологические исследования 1994 №6

45. Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга.Спб.,1999.с.262.

46. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. С-Пб.: Наука, 1993.

 

 

 

 


[1] Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход.// Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. Под ред. Костюшева В.В., С.-Пб.: Норма, 1999., стр. 194.

[2] Д. С. Никольский. Социология молодежи. М.: 2002., стр.56.

[3] Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. М.: 2000, стр. 434.

[4] Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. СПб.: 1999., стр.43.

[5] Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

[6] Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России. // Социологические исследования, 2000, №4.

[7] Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г., стр. 224.

 

[8] Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 189.

[9] Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 146.

[10] Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России. // Социологические исследования, 2000, №4.

[11] Файзуллин. Е. Панки.//Пчела, 2000, №2.

[12] Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г., стр.171.

 

 

[13] Д. С. Никольский. Социология молодежи. М.: 2002., стр. 173.

 

 

[14] Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. М., 2002., стр. 154.

[15] Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998 №5

[16] В.А. Луков. Особенности молодежных субкультур в России. //Социологические исследования, 2002, №6.



2019-12-29 1115 Обсуждений (0)
Взаимодействие молодежных субкультур с обществом в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие молодежных субкультур с обществом в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1115)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)