Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления стратегического управления и их анализ



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Основные направления стратегического управления и их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация как объект стратегического управления может изучаться в разных направлениях: экономико-правовом, системном, организационном, процессном и других1. Рассмотрим некоторые из них.

Управление финансами.

Финансовая деятельность ОАО «Агрокомплекс» осуществляется в условиях конкуренции на рынке и в условиях экономических обострений в целом по республике. Это требует от организации любых форм собственности прослеживать динамику основных технико-экономических показателей (таблица 2).

Таблица 2

Показатели финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Агрокомплекс»

Показатели 2007 2008 отклонение, %
1 Объем товарной продукции, тыс.руб. 334739,3 349486,6 4,40
2 Себестоимость товарной продукции, тыс.руб. 238012 250232,4 5,13
3 Затраты на 1 руб. ТП, руб. 0,711 0,716 0,70
4 Численность всего, чел. 1821 1881 3,29
5 Производительность труда, тыс.руб./ чел. 183,82 185,79 1,07
5 ФОТ всего, тыс.руб. 60686,3 75334,8 24,13
6 Среднегодовая ЗП одного работающего, руб. 68740,4 98484 43,26
7 Среднемесячная ЗП одного работающего, руб. 5728, 4 8207 43,26
8 Выручка от реализации, тыс.руб. 321555 330378 2,74
9 Прибыль от продаж, тыс.руб. 110762 106617 -3,74
10 Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 103949 92115 -8,49
11 Прибыль чистая, тыс.руб. 66792 71540 7,10
12 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. 205322 284129 38,38
13 Рентабельность производства, % 50,6 32,4 -35,96

Как видно из таблицы 2 наблюдаются как положительные, так и отрицательные моменты в деятельности ОАО «Агрокомплекс», которые проявляются в:

- повышение чистой прибыли на 7,10%;

- росте среднегодовой и среднемесячной заработной платы на 43,26%;

- снижении уровня рентабельности производства на 35,96%;

- опережении роста заработной платы над производительностью труда;

Также необходимо рассмотреть некоторые экономические показатели деятельности ОАО «Агрокомплекс», свидетельствующие о размерах производства (таблица 3).

 

 

Таблица 3

Размеры производства

Показатели 2007 г. 2008 г.
1 Потребляемая электроэнергия, квт/час 19380012 18088740
2 Численность работающих, чел. 1821 1881
3 Занимаемая площадь, га. 13,75 13,75

 

Одной из основных задач ОАО «Агрокомплекс» является выполнение таких показателей, как товарооборот, объем производства и реализации продукции.

Структура объема товарной продукции представлена в таблице 9.

Из таблиц 3 и 4 следует, что ОАО «Агрокомплекс» - крупное предприятие, специализирующееся на производстве животноводческой и растениеводческой продукции. Анализ объема производства продукции животноводства показал, что в 2008 г. объем производства в стоимостном выражении снизился, хотя выпуск конденсаторов в натуральном выражении возрос, и в связи с этим снизилась потребляемая электроэнергия.

Таблица 4

Структура объема товарной продукции

Показатели 2007 г. 2008 г.
1 Продукция животноводства, т.шт. 11269,5 10084,2
2 Продукция животноводства, тыс.руб. 271421 356490
3 Продукция растениеводства, т.шт. 5358 6377
4 Продукция растениеводства, тыс.руб. 17302 15469

На изменение объемов товарной продукции влияют следующие факторы:

- ценовая политика организации, качество продукции, конкурентоспособность производимой продукции, увеличение заказов на производимую продукцию;

- использование трудовых ресурсов, за счет создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени, увеличения уровня производительности труда;

- использование сырья и материалов, за счет дополнительного приобретения сырья и материалов, сокращения сверхнормативных отходов сырья и материалов, сокращения расхода сырья и материалов на единицу продукции – снижение материалоемкости продукции;

- использование основных фондов, за счет приобретения дополнительной техники и оборудования, более полного использования их фонда рабочего времени, повышение интенсивности использования машин и оборудования и др. факторов.

В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность организации его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость. 

Финансовая устойчивость – это определённое состояние счетов организации, гарантирующее его постоянную платёжеспособность.

В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние организации может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться.

Поток хозяйственных операций является возмутителем определённого состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния организации, к повышению его устойчивости.

Оценка эффективности деятельности имеет огромное значение. Поэтому фирме необходимо рассчитывать все возможные показатели, характеризующие финансовое состояние организации.

Главными критериями оценки финансового состояния организации являются показатели финансовой устойчивости и платёжеспособности.

Так фирма применяет следующие показатели, характеризующие деятельность организации, и эффективность ее работы.

1. Показатели платежеспособности. Они определяют способность организации в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства.

С целью определения платежеспособности рассчитывают следующие коэффициенты:

- чистые оборотные средства; 

- коэффициент текущей ликвидности.

Для удобства расчетов имеющиеся данные необходимо представить в таблице 5.Таблица 5Исходные данные
Наименование показателя 2007 год 2008 год
Оборотные средства 165839 209759
Краткосрочные обязательства 69110 56437

 

Получив необходимые данные можно приступать к расчету данных показателей. Чистые оборотные средства рассчитываются по формуле:

Чобср = Ос – Ко,     (1),

где Чобср – чистые оборотные средства;

Ос – оборотные средства, тыс. руб.;

Ко – краткосрочные обязательства, тыс. руб.

Чистые оборотные средства 2007 год = 165839 – 69110 = 96729;

Чистые оборотные средства 2008 год = 209759 – 56437 = 153322.

Коэффициент текущей ликвидности – характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия на 2-3 месяца вперед.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле:

Коэффициент текущей ликвидности = оборотные средства /         

                     краткосрочные обязательства            (2),

Коэффициент текущей ликвидности 2007 год = 165839/69110 = 2, 4;

Коэффициент текущей ликвидности 2008 год = 209759/56437 = 3, 7.

 По общепринятым стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2-3. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по крайней мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными более, чем в 3 раза может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Подсчитав коэффициент ликвидности во всех анализируемых периодах видно, что организация является ликвидным и способно погасить свои обязательства на 2-3 месяца вперед.

Итак, полученные значения коэффициентов ликвидности, свидетельствуют о том, что организация успешно функционирует, однако следует обратить внимание на то, что высокие значения данных коэффициентов иногда говорят о неэффективном управлении оборотными средствами (избыток запасов, просроченная дебиторская задолженность).

2. Показатель финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость – характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании в бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Анализ финансовой устойчивости состоит из абсолютных и относительных показателей и предполагает определение возможностей предприятия по обеспечению своих запасов и затрат за счет собственных оборотных средств, а также с помощью приравненных к ним долгосрочных и краткосрочных заемных средств.  

Абсолютные показатели выражаются в определении излишка или недостатка собственных оборотных средств для обеспечения запасов и покрытия затрат в натуральном выражении. 

Для расчета вышеперечисленных показателей, необходимо привести исходные данные (таблица 6).

Приведя в таблице 6 исходные данные можно перейти к расчету показателей.

Таблица 6

Исходные данные

Наименование показателя 2007 2008
Собственные оборотные средства 70729 135522
Долгосрочные заемные средства 26000 17800
Краткосрочные заемные средства 69110 56437
Запасы и затраты 130557 164952

 

1) Излишек (+) или недостаток (-) СОС характеризует обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами.

К1 = СОС – ЗЗ,                                  (3),

      где СОС – сумма собственных оборотных средств предприятия;

      ЗЗ – запасы и затраты.

2007г - 70729 – 130557 = - 59828 руб.

2008г - 135522 – 164952 = - 29430 руб.

2) Излишек (+) или недостаток (-) СОС и приравненных к ним ДЗС - характеризует обеспеченность запасов и затрат собственными и приравненными к ним заемными средствами.

К2 = СОСдз – ЗЗ,               (4),

где СОСдз – сумма собственных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств.

2007г. – 96729 – 130557 = - 33828 руб.

2008г. - 153322 – 164952 = - 11630 руб.

3)Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основныхисточников формирования ЗЗ -  характеризует обеспеченность запасов и затрат всеми источниками их формирования (собственными и заемными средствами).

К3 = СОСдзк – ЗЗ,              (5),

 

    где СОСдзк – сумма собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных средств.       

2005г. - 165839 – 130557 = + 35282 руб.;

2006г. - 209759 – 164952 = + 44807 руб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в двух первых период у организации имеется недостаток средств для обеспечения запасов и покрытия затрат. Только в третьем периоде организация ОАО «Агрокомплекс» имеет излишек для обеспечения запасов и покрытия затрат.

Относительные показатели показывают излишек или недостаток собственных оборотных средств в процентном соотношении.

1) Обеспеченность ЗЗ собственными источниками формирования (К4)характеризует обеспеченность оборотных средств собственными источниками их формирования.

К4 = СОС/ ЗЗ                      (6)

2007г - 70729/130557 = 0, 54.

2008г - 135522/164952 = 0, 82.

2) Обеспеченность ЗЗ собственными и приравненными к ним долгосрочными заемными средствами (К5)– показывает долю запасов сформированных за счет собственных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств.

К5 = СОСдз / ЗЗ               (7)

                         2007г. – 96729/130557 = 0, 74.

2008г. - 153322/164952 = 0, 92.

3) Обеспеченность ЗЗ собственными и заемными средствами (К6).

К6 = СОСдзк / ЗЗ                (8)

2007г. - 165839/130557 = 1, 27 руб.;

2008г. - 209759/164952 = 1, 27 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация в целом неустойчива, так как не в состоянии своими силами (собственными средствами) обеспечить запасы и покрыть затраты.

3. Показатель деловой активности. Деловая активность организации проявляется в динамичности ее развития, достижении поставленных ею целей, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Анализ деловой активности характеризует эффективность использования организацией своих собственных средств. К этой группе относятся различные показатели оборачиваемости, поскольку скорость оборота, т.е. превращения в денежную форму, средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность организации.

Коэффициент оборота рассчитывается по следующей формуле:

Коб = Вр/ОСср ,     (9)

            где Вр – выручка;

ОСср – сумма средней величины оборотных средств в виде запасов денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных средств.

Коэффициент оборота 2007 = 321555\165839 = 1, 9;

Коэффициент оборота 2008 = 330378\209759 = 1, 6.

Таким образом, за 2007 год оборотные средства обернулись 1, 9 раз, а в 2008 году – 1, 6 раза.

4. Показатель рентабельности. В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Организация считается рентабельной, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл — определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Рентабельность рассчитывается по формуле:

Рентабельность = полученная прибыль/затраты × 100  (10)

Рентабельность 2007 год = 110762/209518 × 100 = 52, 86;

Рентабельность 2008 год = 106617/221654 × 100 = 48, 1.

Таким образом, выше полученные финансовые показатели свидетельствуют о том, что за последний год показатели рентабельности, платежеспособности снизились.

Управление персоналом.

Дадим анализ одного из направлений стратегического управление организации ОАО «Агрокомплекс» - система управления персоналом. Работа с персоналом на ОАО «Агрокомплекс» осуществляется под руководством генерального директора, отделом кадров, отделом организации труда и заработной платы.

Основной задачей отдела кадров является обеспечение потребности ОАО «Агрокомплекс» в кадрах, повышение квалификации персонала, постоянная и целенаправленная работа с сотрудниками организации для создания коллектива с высоким потенциалом развития, способного успешно решать все сложные задачи для достижения целей организации.

Основными функциями, выполняемыми кадровой службой ОАО «Агрокомплекс» являются:

1. Прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее обеспечения, заключение договоров с учебными заведениями на подготовку специалистов, разработка и реализация мер по стабилизации трудового коллектива.

2. Планирование и регулирование движения и профессионально-квалификационного роста кадров, процессов их высвобождения и перераспределения.

3. Планирование и обеспечение непрерывной подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей производства.

4. Принятие управленческих решений по вопросам труда, кадров и социального развития на основе анализа социально-экономической ситуации, изучение потребностей и интересов различных категорий работников.

5. Организация работы по профессиональной ориентации молодежи, адаптации молодых специалистов и рабочих на производстве, изучение причин текучести, динамики изменений трудового коллектива.

6. Использование всех форм материального и морального стимулирования работников в соответствии с их трудовым вкладом.

7. Создание таких условий, при которых интересы работников отождествляются с интересами организации.

8. Работа по изучению деловых и личных качеств работников.

Работа кадровой службы и руководящего состава неизбежно связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из целенаправленных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации и именно от людей, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Так, подбор персонала на ОАО «Агрокомплекс» сводится к созданию необходимо резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма.

Набор кадров организация ведет как из внешних, так и внутренних источников. Однако данная организация предпочитает проводить отбор в основном внутри своей организации, так как продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к организации.

Если организация  решила все же прибегнуть к набору работников из вне, в этом случае публикуется объявление в газетах и профессиональных журналах. Иногда руководство ОАО «Агрокомплекс» обращаются в агентства по трудоустройству.

     Отбор кандидатов на вакантное место на ОАО «Агрокомплекс» осуществляется согласно заполненных анкет. Анкета представлена в приложении 2.

После изучения анкет проводится собеседование. И по результатам собеседования руководитель принимает решение в пользу того или иного кандидата.

Результаты отбора персонала представлены в таблице 7.

Таблица 7

Отбор персонала

  2007 2008
Наличие вакантных мест  406 414
Принято всего, из них: - руководители - специалисты - служащие - рабочие 400 15 104 53 228 410 17 100 52 241
Набор за счет внутренних источников  280 265
Набор за счет внешних источников 120 145

 

Как видно из таблицы 7, с каждым годом увеличивается число вакантных мест, что предоставляет большему числу граждан возможность получить хорошую работу. В 2008 году наблюдается положительная тенденция приема персонала со стороны, это связано с тем, что открываются новые специальности, а у организации нет необходимо резерва кадров для занятия этих должностей.

Также следует отметить, что в организации  ведется постоянная работа по развитию кадров, которая предполагает периодическое обучение работников.

Обучение на ОАО «Агрокомплекс» ориентировано на настоящее и призвано решать сиюминутные проблемы бизнеса, его цель – привить сотруднику конкретные навыки, которые нужны работникам.

Обучение проводится как на принудительной, так и на добровольной основе. Все обучение проводится в пять этапов.

1. Анализ потребности в обучении.

2. Планирование и проектирование обучения.

3. Разработка программы обучения.

4. Проведение обучения.

5. Оценка эффективности обучения.

Ведется строгое соблюдение всех этапов, так как если пропустить хотя бы один этап, то качество обучения заметно снизится.

Обучение персонала в данной организации проводится в следующих случаях:

- при введении новых стандартов работы;

- при возникновении требований повышения эффективности работы;

- при появлении новых технологий;

- когда повышаются запросы клиентов или заказчиков;

- при переводе работников на новые должности;

- при введении новых информационных систем;

- при введении новых стандартов бухгалтерской отчетности;

- при введении других нововведений.

Потребность в обучении определяет линейный руководитель, который организовывает процесс обучения для своих подчиненных.

Повышение квалификации персонала на данной организации ведется в соответствии со стандартом, утвержденным главным управляющим.

Основной задачей повышения квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих является повышение уровня квалификации всего персонала, с целью формирования у работников профессионализма.

Так в 2007 году на ОАО «Агрокомплекс» повысили свою квалификацию 867 человек, в 2008 году – 895 человек.

Данные о количестве человек, прошедших обучение представлены в таблице 8.

 

 

Таблица 8

Обучение и повышение квалификации персонала, чел.

Категории персонала 2007 2008
Руководители 34 36
Специалисты 157 163
Рабочие 723 746
Всего 867 895

 

В настоящее время ведется работа по подготовке новых работников с техническими училищами и техникумами города и района. Активизировалась работа с высшими учебными заведениями по привлечению в организацию специалистов, которых  готовят в ВУЗах Удмуртии.

Организация обучения и повышения квалификации требует определенных затрат.

Динамика средств затраченных на обучение приведена в таблице 9.

 

 

Таблица 9.



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Основные направления стратегического управления и их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления стратегического управления и их анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)