Взаимозависимости между показателями копинг-стратегий
Взаимозависимости между психодиагностическими показателями копинг-стратегий изучались методом корреляционного анализа. Использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Корреляционный анализ выполнялся раздельно в экспериментальной и контрольной выборке. Результаты расчетов приведены в таблицах П.2 и П.3 приложения. В таблицах значения коэффициентов корреляции, статистически значимые на уровне p=0,05 отмечены курсивом и подчеркнуты. Статистически значимыми оказались корреляции, которые по своим значениям больше 0,51 или меньше –0,51. Для удобства ориентации в таблицах корреляции внутри каждой методики (Р. Лазаруса, Т. А. Крюковой и C. Хобфолла) выделены серым цветом. Как видно из таблицы П.2, в экспериментальной выборке статистически значимые корреляционные зависимости имеются между следующими показателями копинг-стратегий: Методика Р. Лазаруса: покп–принятие ответственности и кнкп–конфронтативная (0,59); покп–принятие ответственности и дскп–дистанцирование (0,54); покп–принятие ответственности ппкп–положительная переоценка (0,67). Методика Т. А. Крюковой: иокс–ориентированная на избегание и окс–отвлечение (0,97); иокс–ориентированная на избегание и спкс–поиск социальной поддержи (0,67); покс–проблемно-ориентированная и эокс–эмоционально-ориентированная (0,56). Методика C. Хобфолла: нпст–непрямая и аст–активная (–0,51); нпст–непрямая и асст1–асоциальная-1 (0,52); нпст–непрямая и асст2–асоциальная-1 (0,57); прст–прямая и псст1–пассивная-1 (0,52); прст–прямая и асст1–асоциальная-1 (0,57). В контрольной выборке (таблица П.3) статистически значимые зависимости имеются между следующими показателями копинг-стратегий: Методика Р. Лазаруса: пскп–поиск социальной поддержки и кнкп–конфронтативный (0,52); пскп–поиск социальной поддержки и ппкп–положительная переоценка (0,53); бикп–бегство-избегание и покп–принятие ответственности (0,57); бикп–бегство-избегание и пркп–планирование решения проблемы (–0,55); дскп–дистанцирование и покп–принятие ответственности (0,56); Методика Т. А. Крюковой: иокс–ориентированная на избегание и окс–отвлечение (0,75); иокс–ориентированная на избегание и спкс–поиск социальной поддержи (0,54); Методика C. Хобфолла: прост2–просоциальная-2 и прост1–просоциальная-1 (0,58); прост2–просоциальная-2 и нпст–непрямая (–0,56); нпст–непрямая и аст–активная (0,73); нпст–непрямая и асст1–асоциальная-1 (0,74); аст–активная и асст1–асоциальная-1 (0,53); псст1–пассивная-1 и прст–прямая (–0,51). Проводя корреляционный анализ психодиагностических показателей копинг-стратегий в экспериментальной и контрольной выборках, можно было бы предположить, что выборки будут отличать по числу статистически значимых корреляций, а также по направленности корреляционных зависимостей. Различий между выборками по числу значимых корреляций обнаружено не было. Данный факт можно интерпретировать как сходство систем диагностических признаков экспериментальной и контрольной выборки в том, насколько эти системы пластичны и структурированы. Если бы значимых корреляций в экспериментальной выборке было бы намного больше, можно было бы говорить о жесткости и генерализованности системы признаков. Так бывает, если сравниваются невротизированные дети с детьми нормативной категории. Если бы значимых корреляций в экспериментальной выборке, наоборот, было бы намного меньше, можно было бы предположить несформированность отдельных психической механизмов. Так, у первоклассников с задержкой психического развития успеваемость в школе связана в первую очередь с мелкой моторикой, внимательность и усидчивостью. А у первоклассников в норме на успеваемость в учебе влияет большее число психических свойств. В дополнение к уже названным особенностям – это умение выполнять домашнее задание самостоятельно, самоконтроль при проверке правильности своих учебных действий, произвольная память и опосредствованное запоминание и др. Также между экспериметальной и контрольной выборками не было выявлено существенных различий в направленности корреляционных связей между копинг-стратегиями. Как показывают корреляции, в сравниваемых выборках примерно в равной степени проявляются следующие особенности социально-психологической адаптации младших школьников: – недостаточная самостоятельность в общении (экс. гр.: покп–принятие ответственности и кнкп–конфронтативная (0,59); контр. гр.: бикп–бегство-избегание и покп–принятие ответственности (0,57)); – неразвитость рефлексии (экс. гр.: покс–проблемно-ориентированная и эокс–эмоционально-ориентированная (0,56); контр. гр.: иокс–ориентированная на избегание и спкс–поиск социальной поддержи (0,54)); – трудности в согласовании активности и дипломатичности (экс. гр.: прст–прямая и асст1–асоциальная-1 (0,57); контр. гр.: аст–активная и асст1–асоциальная-1 (0,53)); – и другие. Скорее всего, корреляционных анализ не выявил существенных различий между экспериментальной и контрольной выборками по той причине, что самосознание детей экспериментальной и контрольной выборки сформировано еще недостаточно, самосознание еще не стало играть ведущую роль в регуляции социального поведения ребенка. Кроме того, самосознание заикающегося младшего школьника не интериоризировало «вовнутрь себя» заикание как болезненный психологический комплект. Для проверки данного предположения полезными оказались результаты факторного анализа копинг-стратегий.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |