Степень выраженности копинг-стратегий при заикании
Результаты эмпирического исследования В данном разделе обсуждаются результаты исследования экспериментальной выборки в сравнении с контрольной по методикам Р. Лазаруса, C. Хобфолла и Т. А. Крюковой. Психодиагностические показатели, отражающие копинг-стратегии, изучаются с точки зрения степени выраженности показателей, взаимосвязей между ними и структурных зависимостей между показателями. Для этого используется статистический критерий, параметры распределения, корреляционный и факторный анализ. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ прикладной статистики Statistica-6.5 for Windows. Степень выраженности копинг-стратегий при заикании Для сравнения психодиагностических показателей копинг-стратегий в экспериментальной и контрольной выборках по степени выраженности с учетом уровня статистической значимости различий использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнения по критерию приведены в таблице 1. Таблица 1. Сравнение психодиагностических показателей копинг-стратегий экспериментальной и контрольной выборок по статистическому U-критерию Манна-Уитни в (p=0.05)
Примечание: Тест Р. Лазаруса: Кнкп – конфронтативная, Дскп – дистанцирование, Смкп – самоконтроль, Пскп – поиск социальной поддержки, Покп – принятие ответственности, Бикп – бегство-избегание, Пркп – планирование решения проблемы, Ппкп – положительная переоценка,
Тест Т. А. Крюковой: Покс – проблемно-ориентированная, Эокс – эмоционально-ориентированная, Иокс – ориентированная на избегание, Окс – отвлечение Спкс – поиск социальной поддержи,
Тест C. Хобфолла SACS:, Аст – активная стратегия, Прост1 – просоциальная-1, Прост2 – просоциальная-2, Псст1 – пассивная-1, Прст – прямая, Псст2 – пассивная-2, Нпст – непрямая, Асст1 – асоциальная-1, Асст2 – асоциальная-2.
В таблице показатели, по которым имеются статистически значимые различия на уровне p=0.05 (значения в столбце «p-уровень» меньшие или равные 0,05) отмечены курсивом и подчеркнуты. Как видно из таблицы, различия имеются по семи показателям методик: Бикп–бегство-избегание, Иокс–ориентированная на избегание, Окс–отвлечение, Аст–активная стратегия, Прст–прямая, Псст2–пассивная-2, Нпст–непрямая. Все перечисленные показатели в выборке детей с заиканием выражены в большей степени, чем в контрольной группе. Значит, дети экспериментальной группы к копинг-стратегиям прибегают и чаще, и более активно. Чтобы эту тенденцию показать с большей наглядностью, ниже приведены диаграммы (рис. 1 и 2), построенные по средним значениям показателей (табл. 2 и 3). Рисунок 1 включает показатели методик Р. Лазаруса и Т. А. Крюковой, а рисунок 2 – показатели методики C. Хобфолла SACS. Рис. 1. Психодиагностические показатели (методикикопинг-стратегий Р. Лазаруса и Т. А. Крюковой), по которым между экспериментальной и контрольной выборками имеются статистически значимые различия (p=0.05) Рис. 2. Психодиагностические показатели (методика копинг-стратегий C. Хобфолла SACS), по которым между экспериментальной и контрольной выборками имеются статистически значимые различия (p=0.05) Объяснить, проинтерпретировать выявленные различия, вероятно, можно таким образом. Копинг-стратегии, по которым дети с заиканием отличаются от представителей контрольной выборки, относятся в большинстве своем к интрапунитивным личностным свойствам. Такие дети склонны избегать возникающих трудностей, чем преодолевать из, вести себя скорее пассивно, чем активно. Сходные характерологические особенности – тревожность, необщительность, застенчивость и др. – называют многие авторы, которые исследовали детей с заиканием. Преобладание интрапунитивных стратегий у заикающихся детей, скорее всего, определяется двумя причинами. Во-первых, своеобразием психо-вегетативной организации, которая состоит в преобладании парасимпатических реакций над симпатическими. Во-вторых, социально-психологическими обстоятельствами. Заикающийся ребенок, осознавая свою непохожесть на окружающих детей, начинает стесняться своих речевых особенностей и избегать речевого общения. Таблица 2. Параметры значений психодиагностических показателей копинг-стратегий (экспериментальная выборка)
Таблица 3. Параметры значений психодиагностических показателей копинг-стратегий (контрольная выборка)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |