Алгоритмы решения задач
Алгоритм – последовательность действий, выполнение которых необходимо, для решения задач, поставленных перед учеником. Алгоритм – структурирует деятельность ученика. В дальнейшем, если ученик понимает и принимает приемы структурирования деятельности человека в различных областях, он будет применять методы алгоритмизации и упорядочения своей деятельности во многих других областях. От написания конспектов и лекций до решения практических задач в профессиональной деятельности.
8.1. Общий алгоритм решения задач 1. Читаем задачу. Читая, задачу пытаемся «увидеть», мысленно описать происходящие в ней события. Не следует читать все условие целиком, но порциями до величин, значения которых указаны. Одновременно выполняем пункт 2. и 3. (Такие паузы в чтении дают время лучше представить происходящее, и продумать стиль рисунка. Если задача, читается сразу, целиком, - уяснить происходящее в ней не удается, - такая читка происходит вхолостую). 2. Записываем «Дано:» в системе «СИ» 3. Выполняем рисунок, схему, диаграмму, обозначая на них известные и неизвестные величины, которые требуется найти. Помним, что в рисунок, могут постоянно вносится корректировки. 4. Определяем темы (разделы физики), которые могут быть использованы в задаче. В темах определяем законы, используемые в задаче. 5. Выписываем математические уравнения этих законов, содержащие известные и неизвестные величины. 6. Решая эти уравнения (в общем виде), выражаем искомую величину через данные. 7. Подставляем числовые значения, и производим вычисления 8. Производим проверку: - по размерности (если это требуют авторы задачи) - по реальности результата (наиболее эффективная проверка) З а м е ч а н и е 1. Нет необходимости всегда переводить в систему «СИ», например, если все единицы измерения однородны (км, ч, км/ч) или требуется найти отношение однородных величин (v1/v2). З а м е ч а н и е 2. Если автор не требует проверки размерности, то эта проверка лишь дублирует ваше полученное уравнение, поэтому особой надобности в ней нет. З а м е ч а н и е 3. В задачах на сравнение (как изменится величина при изменении других величин) получаем уравнение, в котором фигурируют указанные величины. Записываем уравнение дважды, до изменения - с индексом 1, после – индексом 2. Далее, первое уравнение по членам делим на второе.
8.2. Алгоритмы к задачам по темам В данной работе можно привести алгоритмы лишь по некоторым темам. К остальным темам учитель может составлять и совершенствовать соответствующие алгоритмы в зависимости от своих представлений о способах решения задач соответствующих разделов. Приведем два примера: алгоритм решения задач на кинематику прямолинейного движения и криволинейного движения (тело брошенное под углом к горизонту). Часто разделы прямолинейное равномерное и равноускоренное движение и движение под действием силы тяжести (брошенное вертикально и под углом к горизонту) в школьной программе и в школьных учебниках разделены в пространстве учебников и во времени по программам, не смотря на то, что это на самом деле одна тема, в которой работают одинаковые законы и уравнения (см. таблицу 1). На лекции мы их получаем, чтобы у ученика было понимание их происхождения, а далее пользуемся для решения задач.
Таблица 1 Основные законы и уравнения по теме «Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение тела»
Далее даем алгоритм (равномерное, равноускоренное прямолинейное движения): 1. Выбираем ось ОХ (направлена по начальной скорости, скорости, перемещению, ускорению). Предпочтение – по начальной скорости. З а м е ч а н и е. При решении задач на ускорение свободного падения предпочтительно ось ОХ направить вверх, так как привычно отсчитывать высоту снизу вверх. 2. Показать координаты и их названия (чисел нет, кроме «0») Пример: Х0 = 0; Х = Н и т.д. 3. Показать вектора скоростей (начало вектора лежит в той точке, где мы ее показываем). 4. Показать вектор ускорения. 5. Показать промежутки времени. 6. Выбрать уравнения (1)-(4). 7. С полученной диаграммы подставляем в уравнения начальные условия (Н.У.) – - значения координат - значения проекций скоростей и ускорения с учетом знаков 8. Решаем полученные уравнения – выражаем неизвестные величины через данные 9. Производим вычисления.
Показываем примеры решения 1,2 задач. После тренинга по решению данных задач, даем лекцию, основной смысл которой заключается в следующем: так как вектор ускорения свободного падения направлен перпендикулярно ОХ и параллелен ОУ, координата Х меняется по закону равномерного движения (уравнение (*)), координата У – по закону равноускоренного движения (уравнения (1)-(4)). Далее – алгоритм (тело, брошенное под углом к горизонту). 1. Показываем оси ОХ, ОУ. Показываем траекторию. 2. Показываем координаты и их названия парами (Х0=…,У0=…; Х=…, У=…) 3. Показываем вектор начальной скорости. При необходимости, конечной скорости. Раскладываем их на составляющие по осям. 4. Показываем вектор ускорения свободного падения. 5. Выбираем уравнения: (*) – по оси ОХ; (1)-(4) – по оси ОУ. 6. Подставляем с диаграммы начальные условия (Н.У.) 7. Решаем систему полученных уравнений. 8. Производим вычисления. Заключение Несмотря на то, что данная работа имеет название – «Алгоритмизация учебной деятельности при решении задач по физике», в ней рассматривались приемы структурирования деятельности учащихся не только при решении задач, но при работе с лекциями и конспектами. Именно потому, что весь спектр деятельности при модульной технологии преподавания физики имеет своей конечной целью – научить решать задачи, что включает в себя и остальные виды учебной деятельности. Но все они объединены одной целью – воспитание и развитие системного мышления и структурного видения различных объектов. Такой тип мышления может быть полезен не только при решении задач по физики, но в любой другой области – учебной, бытовой, профессиональной. Список литературы 1. Трофимова Т.И. «Физика в таблицах и формулах» - Дрофа. 2002. 2. Дмитриева В.Ф. «Задачи по физике» - Издательский центр «Академия», 2007. 3. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. «Физика. Сборник задач» - Издательский дом «Оникс 21 век», 2005. 4. Турчина Н.В. «Физика в задачах для Поступающих в ВУЗы» - Издательство «Мир и Образование», 2008. 5. Фадеева А.А. «ЕГЭ 2009. Физика. Тренировочные задания» - издательство Эксмо, 2008. 6. (Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А «Решение ключевых задач по физике для профильной школы» - издательство ИЛЕКСА -2008).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |