Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материальная культура.



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Материальная культура. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ювелирное искусство

Казахские ремесленники по благородному металлу (зергер) создавали свои предметы в декоративно-прикладном исполнении. Металл, серебро и золото покупали на базарах Средней Азии, Восточного Туркестана. Его часто приобретали у татарских купцов, наводнивших Казахстан особенно со второй половины XIX в. Существовала и цена за покупное серебро. Единица веса серебра (мыскал) равнялась четырем граммам, за которую платили 20 тиын. Серебро продавалось кусками и определялось следующим образом6 кусок серебра размером в копытце жеребенка (бiр тай туяк) равнялся 80 мыскалам; кусок серебра размером с копытце барана (бiр кой туяк) – 45 мыскалам; кусок серебра размером с глаз коровы (бiр сыйыр коз) – 30 мыскалам.

Ювелир имел следующий набор инструментов: наковальню (тос), молоточки (балга), тиски (iскенже), паяльник (денекерлегiш), рашпили (турпi), напильники (егеу), различные щипцы (шымшыуыр, кыскаш), ножницы (кайшы), зубило (шапкы), бур (бургы), шило (бiз), дырокол (тескiш), ложку-тигль длиной около 25 см для плавки серебра (тутiк), меха (корiк), железную прямоугольную пластину для вытягивания серебряной проволоки (тесiк темiр).

Зергеры пользовались следующими приемами создания ювелирных изделий: отливкой по формам, холодной плавкой, штампом и чеканом, насечкой серебра по железу.

Женские украшения можно подразделить на пришиваемые к одежде и съемные – вплетаемые в косы, надеваемые на кисти руки, пальцы, на шею и грудь. К украшениям одежды относятся застежки (каптырма, капсырма, iлтек), пуговицы различных форм (туйме), амулеты (тумар) треугольной формы, узорные бляхи (тана) и т.д.

Многообразны были кольца и перстни.

Из съемных украшений широкое распространение имели ленты с украшениями – шашбау (шаш – волосы, бау – лента) и подвески из серебрянных блях на цепочках – шолпы.

Любимыми украшениями женщин являлись серьги (сырга).

Казахские зергеры были искусными мастерами в создании ювелирного убранства коня.

Зергеры создавали украшения в виде узорных пластинок, блях для поясов: мужских (кiсе) и женских (белдiк, кумiс белдiк, кемер белдiк).

Зергеры в большом количестве изготовляли серебряные гребни (тарак) и зубочистки (тiс шукыш), а также различные золотые украшения, но они из-зи дороговизны металла встречались редко. Распространенным изделием было кольцо с плоской печаткой с гравировкой имени владельца.

Казахские зергеры умели золотить серебро. По мнению Э.А. Масанова, по-видимому, был известен только огневой метод золочения, трубующий в процессе своего применения ртутной амальгамы, пары которой чрезвычайно вредны.

Косторезное искусство

Создание изделий из кости – древнейший вид трудовой деятельности человека (находки игл, гребней в эпоху каменного века говорят об этом).

Колчаны XIII-XIX вв., обнаруженные на территории Северного Казахстана, свидетельствуют о высоком искусстве средневековых мастеров, а орнамент на обкладках этих предметов и ныне применяется в орнаменте казахов.

Материала (костей животных) было предостаточно: лопатки (жаурын), голень (сыйрак), ребра (кабырга) и челюсти лошадей, верблюдов, крупного рогатого скота и диких животных.

Сайгачьи рога шли также на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Из рогов барана выделывали сосуды для хранения табака (шакша).

Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса (ожау).

Из пластин рога делали гребни с односторонними и двусторонними зубьями.

Особым искусством отличалась инкрустация костяными пластинками различной мебели: кровати (тосагаш), короба для хранения продуктов (кебеже), шкафчика для хранения продуктов и посуды (асадал), вешалки (адалбакан), подставки для вещей (жук аяк), подголовника (жастыкагаш), сундука (сандык). В богатых юртах инкрустировались костью двери (сыкырлауык), основания купольных жердей (уык) и верх планок решетчатой основы (саганак). Костью инкрустировались также мутовка для приготовления кумыса (пiспек), большая деревянная чаша (шара) и чашки (тостаган). Особо ценились казахская домбра, корпус и дека которой богато инкрустировались костью.

 

Кожевенное искусство

Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины.

Одежды из шкур домашних животных и диких зверей шили женщины, применяя фабричные иглы и нити из прочной верблюжьей шерсти (шуда жiп). Почти в каждом доме были различные тулупы (тон). Они подразделялись на следующие виды: сенсен тон (сенсен тон), сшитый из шкур шестимесячных нестриженых ягнят; елтири тон (елтiрi тон) – шкур двух-трехмесячных ягнят. Тулупы шили шерстью вовнутрь, которые сохраняли тепло даже в сильные холодные сибирские месяцы.

Распространенным также был пошив шуб из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур.

Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже и этим занимались мужчины.

Наиболее трудоемкой была орнаментация кожанных настенных панно (тускиiз), которые были редкостью даже в среде феодальной знати.

Мастера изготовляли сосуд для кумыса из конской кожи (торсык) в двух видах.

Из конской кожи, а также из шейной части кожи верблюда шили сосуды для кумыса (суйретпе).

Из кожи лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра (шелек) для дойки кобылиц, а также сосуды, которыми черпали воду при поливе земельных участков.

Мастера шили сапоги (етiк), женские ичиги (мәсi) и кожанные калоши (кебiс).

Различные части сапог сшивали сухожильными нитями (тарамыс), а подошву подбивали деревянными гвоздями, которые считались прочными.

Женская обувь (мәсi) была без каблуков, сверху обычно надевали кожаные калоши (кебiс). Сапожки украшались узорной аппликацией из кожи, вышивкой и выглядели нарядно.

 

Обработка камня

Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению.

Регион, где наиболее распространено камнерезное искусство, охватывал плато Устюрт и полуостров Мангыстау (Западный Казахстан), богатых известняком и ракушечником.

Казахи делали следующие надгробные сооружения:

1) кулпы тас (кой тас) – стелы прямоугольной формы с навершием различных геометрических форм;

2) кошкар тас (кошкар тас) – надгробное сооружение в виде стилизованного изображения барана-самца (кошкар) с рельефным выделением головы и завитых рогов;

3) кой тас (кой тас) – вертикальный гладкий или резной блок, покоящийся на земле или на пирамидальном возвышении;

4) сандык тас (сандык тас) – надмогильное сооружение в виде сундука;

5) саганатам (саганатам) – надмогильное сооружение в виде ограды с открытым верхом;

6) кумбез (кумбез) – мавзолей.

Казахские захоронения относятся к числу родовых, т.е каждого умершего старались предать погребению рядом с могилами предков.

Все ремесла были в ведении мужского труда, кроме кожевенного, где принимали участие и женщины.

 



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Материальная культура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материальная культура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)