Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Особенности привлечения к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Глава 5. Особенности привлечения к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие деяния, совершенные в связи с осуществлением валютного контроля:

1) несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

2) несоблюдение единых правил оформления паспортов сделок;

3) нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Исходя из этого можно сделать вывод, что законодатель посчитал необходимым предоставить особую защиту общественным отношениям в сфере валютного контроля, связанным с порядком оформления и представления документов валютного контроля двух видов:

- форм учета и отчетности по валютным операциям;

- паспортов сделок.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Из приведенной нормы Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г видно не только то, что Банк России как орган валютного регулирования своими актами определяет порядок представления таких документов валютного контроля, как документы учета и отчетности, но и позволяет установить основную цель предоставления этих документов - сбор статистической информации по валютным операциям.[30]

Также в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Банк России может в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. При этом законодатель нашел нужным особо подчеркнуть, что паспорта сделок могут использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003г (ч. 3 ст. 20).

Паспорт сделки рассматривается в Федеральном законе № 173-ФЗ от 10.12.2003г как документ валютного контроля с двойным назначением: с одной стороны, он как документ учета и отчетности направлен на сбор статистической информации по валютным операциям, с другой - он может использоваться для контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении резидентами валютных операций.

Установление ответственности за нарушение резидентами и нерезидентами порядка представления уполномоченным банкам документов, связанных с проведением валютных операций, включая подтверждающие документы, было бы излишним. При условии надлежащего выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля резиденты и нерезиденты просто не смогут провести валютную операцию без соблюдения порядка представления этих документов. Поэтому вопрос состоит лишь в надлежащем исполнении уполномоченными банками своих обязанностей, но нарушение этих обязанностей составляет объективную сторону другого вида административной ответственности - ответственности банков.[31]

Что же касается нарушения резидентами и нерезидентами порядка представления документов, связанных с проведением валютных операций, агентам валютного контроля, не являющимся уполномоченными банками, то здесь следует констатировать недоработку законодателя: как было показано выше, указанные действия не составляют объективную сторону нарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, при этом полномочия по отказу в проведении валютных операций в случае нарушения порядка представления соответствующих документов предоставлены абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г только уполномоченным банкам. Это, несомненно, указывает на необходимость внесения изменений либо в абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г, либо в ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Изложенное выше позволяет сделать однозначный вывод о том, что ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ не предусматривает ответственности за нарушение порядка представления резидентами и нерезидентами документов, связанных с проведением валютных операций любым агентам валютного контроля. Несмотря на очевидность этого вывода на практике, с применением ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ возникает множество споров по определению состава документов, связанных с проведением валютных операций, и документов учета и отчетности по валютным операциям.[32]

В настоящее время Банком России не установлены формы учета и отчетности по валютным операциям для резидентов, не являющихся уполномоченными банками, и для нерезидентов. Следовательно, Росфиннадзор не имеет права применять меры ответственности, предусмотренные ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, за несоблюдение указанными субъектами порядка представления указанных выше справок, не являющихся формами учета и отчетности.

Таким образом, в настоящее время ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность только за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок и за нарушение сроков хранения паспортов сделок. Административная ответственность за нарушение порядка представления иных документов валютного контроля в настоящее время не установлена.[33]

 

 

Заключение

 

Анализируя правонарушения, состав которых предусмотрен ст. 15.25 КоАП РФ, прежде всего следует отметить, что на первый план в системе валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации вышли запреты (как основной вид валютных ограничений) и меры валютного контроля.

В данной работе были рассмотрены субъекты административного правонарушения, коими являются: граждане, юридические лица, должностные лица. КоАП РФ в отличие от Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. не оперирует категориями резидентства, а использует термины "гражданин Российской Федерации" и "иностранный гражданин". Применительно к юридическим лицам КоАП РФ применяет термины "юридическое лицо" и "иностранное юридическое лицо", не уточняя, какие юридические лица относятся к иностранным. Экстерриториальность действия норм ст. 15.25 КоАП РФ для резидентов подтверждается судебной практикой, которая квалифицирует как административные правонарушения деяния, совершенные резидентами за пределами территории Российской Федерации. А отдельные деяния, ответственность за которые установлена ст. 15.25 КоАП РФ (например, открытие счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, - ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ), могут быть совершены только за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, следует учитывать, что к индивидуальным предпринимателям, допустившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные КоАП РФ для должностных лиц как особой категории физических лиц, являющихся субъектами ответственности по КоАП РФ.

Выделены органы валютного контроля в Российской Федерации: Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

Агентами валютного контроля являются: уполномоченные банки; профессиональные участники рынка ценных бумаг; таможенные органы;  налоговые органы.

КоАП РФ при разграничении полномочий между указанными органами и агентами использует схожий подход. Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, предоставлены должностным лицам органов и агентов валютного контроля. При этом право рассмотрения дел о соответствующих административных правонарушениях предоставлено только органам валютного контроля (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ).

Вина- один из важнейших признаков административного правонарушения в области валютных правоотношений. Она подлежит доказыванию органами валютного контроля.

Так же были рассмотрены объект и объективная сторона административного правонарушения.

Санкцией за нарушение валютного законодательства выступает административный штраф либо в размере кратном к сумме, являющейся предметом правонарушения, либо дан предел, выраженный в конкретных денежных единицах(рублях).

В данном реферате были рассмотрен некоторые аспекты и особенности привлечения к административной ответственности по ч. 1,2,4,5,6 ст.15.25 КоАП РФ. В целом можно сказать что по данной статье КоАП РФ сложилась обширная правоприменительная практика. В месте с тем существует ряд спорных моментов. Например в вопросе правомерности осуществления расчетов в иностранном государстве наличным порядком в местной валюте индивидуальным предпринимателем. По данной позиции сложилась противоположная практика арбитражных судов: в одном случае суды признавали незаконной такую операцию[34], в другом- указывали на правомерность действий индивидуального предпринимателя.[35]

 

 

Список источников

Литература:

1. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.- 352 с.

2. Губарева Т.И Валютное регулирование: динамика парадигмы в условиях новых вызовов // Финансовое право. 2009. N 6.

3. Лисицын А.Ю «Ответственность за нарушение валютного законодательства: научно-практический комментарий статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006.

4. Марков П.А. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. N 2.

5. Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста» №1 2006.

 

Нормативные правовые акты:

 

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон « О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

4. Определение Конституционного Суда РФ "О разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 года по жалобе закрытого акционерного общества "Производственно-коммерческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с ходатайством Центрального банка Российской Федерации" от 14 января 2000 г. N 4-О // СПС «Консультант Плюс»

5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.05.2004 N А29-7890/2003а // СПС «Консультант Плюс»

6. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 августа 2005г № А11-1893/2005-К2-21/106 // СПС «Консультант Плюс»

7. Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2005 N А11-1899/2005-К2-23/107 // СПС «Консультант Плюс»

8. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2006 г. N 09АП-6181/2006-АК // СПС «Консультант Плюс»

9. Постановлении ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 09.02.2006 N А56-43667/2005 // СПС «Консультант Плюс»

10. Постановление ФАС Севего-Западного округа от 15 августа 2005г №А52-662/2005/2 // СПС «Консультант Плюс»

11. Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора "О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО - БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 17 ноября 2004 г. №102 // СПС «Консультант Плюс»

12. Пиказ ФТС «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» от 15 марта 2005 года N 198// СПС «Консультант Плюс»

13. Приказ ФНС России «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@. // СПС «Консультант Плюс»


[1] Губарева Т.И Валютное регулирование: динамика парадигмы в условиях новых вызовов // Финансовое право. 2009. N 6

[2] Федеральный закон « О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

[4] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

[5] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.-С.145.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

[7] Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста" №1 2006

[8] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.-С.145.

[9] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.-С.146.

[10] Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2005 N А11-1899/2005-К2-23/107 // СПС «Консультант Плюс»

[11] Определение Конституционного Суда РФ "О разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 года по жалобе закрытого акционерного общества "Производственно-коммерческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с ходатайством Центрального банка Российской Федерации" от 14 января 2000 г. N 4-О // СПС «Консультант Плюс»

 

[12] Пиказ ФТС «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» от 15 марта 2005 года N 198// СПС «Консультант Плюс»

[13] Приказ ФНС России «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@. // СПС «Консультант Плюс»

[14] Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора "О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО - БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 17 ноября 2004 г. №102 // СПС «Консультант Плюс»

[15] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.05.2004 N А29-7890/2003а // СПС «Консультант Плюс»

[16] Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста" №1 2006

[17] Марков П.А. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. N 2.

[18] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2006 г. N 09АП-6181/2006-АК // СПС «Консультант Плюс»

[19]Марков П.А. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. N 2.

[20] Марков П.А. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. N 2.

[21] Марков П.А. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. N 2.

[22] Постановлении ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 09.02.2006 N А56-43667/2005 // СПС «Консультант Плюс»

[23] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.-С.151.

[24] Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста" №1 2006

[25] Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста" №1 2006

[26] Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста" №1 2006

[27] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.-С.150.

[28] Разумовская Е.А. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства // Справочник экономиста" №1 2006

[29] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право: учеб. Пособие// М.: Норма, 2007.-С.154.

[30] Лисицын А.Ю «Ответственность за нарушение валютного законодательства: научно-практический комментарий статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006

[31] Лисицын А.Ю «Ответственность за нарушение валютного законодательства: научно-практический комментарий статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006

[32] Лисицын А.Ю «Ответственность за нарушение валютного законодательства: научно-практический комментарий статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006

[33] Лисицын А.Ю «Ответственность за нарушение валютного законодательства: научно-практический комментарий статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006

[34] Постановление ФАС Севего-Западного округа от 15 августа 2005г №А52-662/2005/2 // СПС «Консультант Плюс»

[35] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 августа 2005г № А11-1893/2005-К2-21/106 // СПС «Консультант Плюс»



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Глава 5. Особенности привлечения к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Особенности привлечения к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)