Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов I курса

очной формы обучения

 

 

Составители:

С.В. Козловский

Л.В. Смирнова

С.Н. Уваров

 И.Б. Черниенко

 

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

УДК 94 (47)

ББК 63.3

    0 82

 

Учебно-методическое пособие составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

    Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2009 г.

Рецензент

Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, доцент

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

Л.В. Смирнова, И.Б. Черниенко, С.Н. Уваров, С.В. Козловский –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

 

0 82 Отечественная история : учебно-методическое пособие / Сост. : С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 36 с.

 

В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении отечественной истории: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, экзаменационные вопросы.

    Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.

 

УДК 94 (47)

ББК 63.3

 

© Козловский С.В., составление, 2009

© Смирнова Л.В, составление, 2009

© Уваров С.Н., составление, 2009

© Черниенко И.Б., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………... Методические рекомендации к изучению дисциплины ………………….. План семинарских занятий ………………………………………………… Тема 1. Восточные славяне в древности…………………………………... Тема 2. Древняя Русь (IX – XII вв.)…………………………………...….... Тема 3. Русские земли в период раздробленности…………………….….. Тема 4. Объединение русских земель вокруг Москвы…………………… Тема 5. Правление Ивана Грозного………………………………………… Тема 6. Социальное развитие России в XVII веке после Смуты………… Тема 7. Реформы Петра I……………………………………………………. Тема 8. Дворцовые перевороты…………….……………………….……… Тема 9-10. Проблемы развития России в ХIX веке……………………….. Тема 11. Россия в начале ХХ века………………………………………...... Тема 12. Россия в условиях Первой мировой войны .................................. Тема 13. Формирование и сущность советского строя …………………... Тема 14. СССР-Россия во второй половине ХХ века …………………….. Рекомендации к проведению исторического исследования ……………... Темы рефератов………………………………………………………….….. Примерные темы аналитического обзора…………………………………. Примерные темы историографического обзора…………………………... Вопросы для самостоятельного изучения и размышления ……………… Экзаменационные вопросы ………………………………..…………...….. Список рекомендуемой учебной литературы .……………………….……. Интернет-ресурсы по истории ……………………………………………... Приложение А……………………………………………...………………..   …..4 …..6 …..8 ......8 ......8 ....10 ....11 ....12 ....13 …14 ....15 ....17 ....18 ....20 ....21 ....22 …24 ....26 ....26 ....27 ....28 ....30 …32 ....33 …33

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

 

Уважаемые студенты! Изучение гуманитарных дисциплин в вузе начинается с курса отечественной истории. Дело в том, что предназначение истории очень велико, и она выполняет в обществе самые разнообразные функции. Центральной из них является познавательная.

«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира через изучение минувшего – нельзя понять настоящее, не зная прошлого.

Однако историческое образование не сводится к механическому заучиванию сухих дат, имен и терминов. Мировоззренческая функция истории учит не набору фактов, а пониманию процессов. Ведь что такое история как наука? В самом кратком виде история – это наука, рассматривающая человеческое общество во времени и пространстве. История как наука устанавливает причинно-следственные связи между событиями, делает обобщения и анализ, вскрывает закономерности. В таком случае она нацеливает студентов не на «зазубривание» ненужной им по роду будущей деятельности информации, а развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее вокруг. Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам.

Соответственно, изучение истории формирует особый, аналитический тип мышления, что необычайно важно для студентов сельскохозяйственного вуза. Это особенно ценно и для нашей страны в целом, так как в условиях перехода мира в постиндустриальную эпоху преимущество получают те государства, в которых человеческий потенциал развит наиболее всесторонне. Именно поэтому при изучении истории в Ижевской ГСХА акцент делается на привитие студентам навыков научного исследования, что отвечает общей тенденции модернизации российского образования в сторону переплетения образования и науки.

Обществоведческие дисциплины, дополняя профессиональное образование, помогают расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для получающих диплом о высшем образовании. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.

Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Поскольку до сих пор современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, знание истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока ещё общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое. На этот счёт великие говорили: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назём и служит почвой для других народов». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. Помочь решить их может воспитательная функция истории, которая в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений, в чем состоит суть практически-политической функции. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

Кафедра отечественной истории, социологии и политологии выражает надежду, что изучение отечественной истории доставит вам, уважаемые студенты I курса Ижевской ГСХА, огромное удовольствие и пользу. Желаем вам успехов!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история». Хронологически курс охватывает период с этногенеза восточных славян и до конца ХХ века. Более подробное изучение отечественной истории ХХ столетия происходит во втором семестре в рамках элективного курса.

Задачи курса:

- дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен;

- показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии.

В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного решения поставленных задач. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений исторической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Проведение занятий по отечественной истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний  (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является экзамен.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). Учебная программа курса «Отечественная история» в Ижевской ГСХА в основном построена на хронологическо-проблемном принципе: план семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России с учетом регионального компонента. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.

После вопросов каждой темы следуют списки дат, терминов и исторических деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, которые выполняются в факультативном порядке.

Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников, рекомендованных на странице №32, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит некоторые ссылки на электронные версии).

Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями. Рекомендации к их выполнению – в отдельной главе на страницах №№24-25. Студент может предложить свою тему, но приступает к её выполнению только после согласования с преподавателем.

В конце методического пособия представлены списки рефератов, примерных тем аналитических и историографических обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в пункте №12 рекомендуемой учебной литературы).

В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме реферата или обзора на оценку.

Приложение состоит из форм таблиц, которые заполняются студентами самостоятельно с использованием учебной литературы.

Требования к знаниям и умениям предусматривают, что после окончания курса «Отечественная история» студент должен:

- иметь целостное научное представление об основных эпохах и содержании истории человечества и России, о взаимосвязи российской и мировой истории;

- обладать необходимым запасом конкретно-исторических сведений по Отечественной истории, позволяющим ориентироваться в событиях и персоналиях, владеть современной исторической терминологией;

- уметь анализировать конкретно-исторический материал, делать необходимые сопоставления и выводы, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- овладеть приемами и навыками самостоятельной, научной работы, которые приобретаются путем подготовки к семинарам, выполнения докладов, рефератов, аналитических и историографических обзоров, исторических исследований и т.п.

 

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)