МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методическое пособие для студентов I курса очной формы обучения
Составители: С.В. Козловский Л.В. Смирнова С.Н. Уваров И.Б. Черниенко
Ижевск ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА 2009 УДК 94 (47) ББК 63.3 0 82
Учебно-методическое пособие составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г. Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2009 г. Рецензент Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, доцент
Под общей редакцией С.Н. Уварова
Составители: Л.В. Смирнова, И.Б. Черниенко, С.Н. Уваров, С.В. Козловский – Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии
В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении отечественной истории: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, экзаменационные вопросы. Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.
УДК 94 (47) ББК 63.3
© Козловский С.В., составление, 2009 © Смирнова Л.В, составление, 2009 © Уваров С.Н., составление, 2009 © Черниенко И.Б., составление, 2009 © ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости А.С. Пушкин
Уважаемые студенты! Изучение гуманитарных дисциплин в вузе начинается с курса отечественной истории. Дело в том, что предназначение истории очень велико, и она выполняет в обществе самые разнообразные функции. Центральной из них является познавательная. «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира через изучение минувшего – нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Однако историческое образование не сводится к механическому заучиванию сухих дат, имен и терминов. Мировоззренческая функция истории учит не набору фактов, а пониманию процессов. Ведь что такое история как наука? В самом кратком виде история – это наука, рассматривающая человеческое общество во времени и пространстве. История как наука устанавливает причинно-следственные связи между событиями, делает обобщения и анализ, вскрывает закономерности. В таком случае она нацеливает студентов не на «зазубривание» ненужной им по роду будущей деятельности информации, а развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее вокруг. Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Соответственно, изучение истории формирует особый, аналитический тип мышления, что необычайно важно для студентов сельскохозяйственного вуза. Это особенно ценно и для нашей страны в целом, так как в условиях перехода мира в постиндустриальную эпоху преимущество получают те государства, в которых человеческий потенциал развит наиболее всесторонне. Именно поэтому при изучении истории в Ижевской ГСХА акцент делается на привитие студентам навыков научного исследования, что отвечает общей тенденции модернизации российского образования в сторону переплетения образования и науки. Обществоведческие дисциплины, дополняя профессиональное образование, помогают расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для получающих диплом о высшем образовании. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием. Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Поскольку до сих пор современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, знание истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока ещё общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое. На этот счёт великие говорили: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назём и служит почвой для других народов». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства. Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. Помочь решить их может воспитательная функция истории, которая в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее. Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений, в чем состоит суть практически-политической функции. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед». Кафедра отечественной истории, социологии и политологии выражает надежду, что изучение отечественной истории доставит вам, уважаемые студенты I курса Ижевской ГСХА, огромное удовольствие и пользу. Желаем вам успехов! МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история». Хронологически курс охватывает период с этногенеза восточных славян и до конца ХХ века. Более подробное изучение отечественной истории ХХ столетия происходит во втором семестре в рамках элективного курса. Задачи курса: - дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен; - показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; - показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий; - обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии. В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного решения поставленных задач. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений исторической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Проведение занятий по отечественной истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является экзамен. Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). Учебная программа курса «Отечественная история» в Ижевской ГСХА в основном построена на хронологическо-проблемном принципе: план семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России с учетом регионального компонента. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем. После вопросов каждой темы следуют списки дат, терминов и исторических деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, которые выполняются в факультативном порядке. Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников, рекомендованных на странице №32, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит некоторые ссылки на электронные версии). Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями. Рекомендации к их выполнению – в отдельной главе на страницах №№24-25. Студент может предложить свою тему, но приступает к её выполнению только после согласования с преподавателем. В конце методического пособия представлены списки рефератов, примерных тем аналитических и историографических обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в пункте №12 рекомендуемой учебной литературы). В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме реферата или обзора на оценку. Приложение состоит из форм таблиц, которые заполняются студентами самостоятельно с использованием учебной литературы. Требования к знаниям и умениям предусматривают, что после окончания курса «Отечественная история» студент должен: - иметь целостное научное представление об основных эпохах и содержании истории человечества и России, о взаимосвязи российской и мировой истории; - обладать необходимым запасом конкретно-исторических сведений по Отечественной истории, позволяющим ориентироваться в событиях и персоналиях, владеть современной исторической терминологией; - уметь анализировать конкретно-исторический материал, делать необходимые сопоставления и выводы, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - овладеть приемами и навыками самостоятельной, научной работы, которые приобретаются путем подготовки к семинарам, выполнения докладов, рефератов, аналитических и историографических обзоров, исторических исследований и т.п.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |