Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 14. СССР-РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
ТЕМА 14. СССР-РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.).

2. Реформы Н.С. Хрущёва.

3. Правление Л.И. Брежнева.

4. Перестройка 1985-1991 гг.

5. Россия в 1990-е гг.

 

Доклады:

1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.

2. Хрущёвская «оттепель».

3. Внешнеполитические авантюры Н.С. Хрущёва: Берлинский, Карибский, Суэцкий, Даманский кризисы.

4. Косыгинская реформа 1965 года.

5. Движение диссидентов. Тамиздат и самиздат.

6. Борьба с коррупцией в годы правления Ю.В. Андропова.

7. Антиалкогольная кампания М.С. Горбачёва.

8. События 19-21 августа 1991 года. ГКЧП.

9. Приватизация 1990-х гг.

Термины: БАМ, военно-стратегический паритет, гласность, деноминация, десталинизация, дефолт, диссиденты, «доктрина ограниченного суверенитета», инфляция, конверсия, концепция «развитого социализма», космополитизм, научно-техническая революция, «оттепель», перестройка, приватизация, реабилитация, Самиздат, СНГ, Совнархоз, стагнация, СЭВ, ускорение, хозрасчет, «холодная война», «шоковая терапия».

 

Исторические деятели: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, А.Н. Туполев, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, Д.Ф. Устинов, М.С. Горбачев, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, Р.И. Хасбулатов, Г.А. Явлинский, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, А.Б. Чубайс, Б.Е. Немцов, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин.

 

Даты: 5 марта 1953 г., 1955 г., февраль 1956 г., октябрь-ноябрь 1956 г., 1957 г., 12 апреля 1961 г., август 1961 г., 1962 г., октябрь 1963 г., 1965 г., 1968 г., 1977 г., 1979-1989 гг., 1985-1991 гг., 12 июня 1990 г., декабрь 1991 г., 12 июня 1991 г., 19-21 августа 1991 г., 8 декабря 1991 г., 12 июня 1990 г., 12 июня 1991 г., декабрь 1991 г., 3-4 октября 1993 г., 12 декабря 1993 г., 1993-1995 гг., 1994-1996 гг., 1995-1999 гг., 1996 г., 1999-2003 гг., август 1999 г.

Литература:

1. Аграрный строй России в 1930-1980-х годах // Вопросы истории. – 2005. – № 7.

2. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Курс лекций / А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

3. История России XX – начала XXI века / А.С. Барсенков [и др.]; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с.

4. Коваленко, С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х – 1970-х годов / С.Г. Коваленко // Вопросы истории. – 2008. – № 6.

5. Скутнев, А.В. «Доктрина Хрущёва» против «доктрины Эйзенхауэра» (весна – лето 1960 г.) / А.В. Скутнев // Вопросы истории. – 2008. – № 3.

6. Шестаков, В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации / В.А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – № 6.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

        

Научно-исследовательская работа студентов на кафедре отечественной истории, социологии и политологии является важной составной частью научного направления кафедры «Современная аграрная история Удмуртии», поскольку оказывает существенную помощь в изучении истории аграрной сферы Удмуртии. Одновременно она формирует чувство уважения и любовь к сельскому хозяйству Удмуртии, вырабатывает ответственность за состояние в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики, профессионально ориентирует будущего специалиста.

Студенческие исследования являются тем источником информации, который ляжет в основу научных трудов по современной аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны со всей ответственностью отнестись к ней и провести ее по всем правилам исторической науки, к которым относятся: постановка цели и определение задач, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.

Каждый студент I курса Ижевской ГСХА может внести свой вклад в развитие исторической науки Удмуртии, изучив недавнее прошлое деревни, села, района (хозяйства, предприятия), где проживает (работает) он сам, его семья или родственники. В целях максимальной эффективности существенным условием будет исследование развития сел, деревень, хозяйств, предприятий Удмуртии только последних 60 лет. Кафедра отечественной истории, социологии и политологии предлагает студентам участие в следующих темах (тему можно изменить по согласованию с преподавателем):

1) «Моя деревня (мое село, мой район и др.) за последние 60 лет»;

2) «Мое хозяйство (мое предприятие) за последние 60 лет»;

3) «Лесное хозяйство Удмуртии: история, современность и перспективы развития».

В проводимом исследовании необходимо проследить наглядные изменения, произошедшие за указанный период. Сначала необходимо с формальной стороны описать объект изучения, о котором пойдет речь. Если это хозяйство, то нужно указать название, район, площадь, географическое расположение, количество работников, специализацию и др. Затем следует описать положение хозяйства 60 лет назад: материально-техническую базу, финансовое состояние, выполнение плановых показателей, кто возглавлял, каким он был руководителем и как к нему относились, кадровый состав, что было сделано, настроения людей и т.д. Это будет та точка отсчета, от которой надо двигаться к нашим дням, поэтапно прослеживая изменения в описанных характеристиках: как проводились хрущёвские реформы, как проявился «застой», что дала перестройка 1985-1991 гг., как хозяйство пережило радикальное реформирование 1990-х гг., что происходит сейчас. 

Необходимо скрупулезно проследить изменения настроений жителей, финансового положения, состояние материально-технической базы, организационно-правовой структуры (управление и реальный владелец), динамику численности работающих и их качественный состав, земельный вопрос, проблемы и перспективы развития и др. Обязательно осуществлять привязку к датам: когда именно случилось то-то и то-то. При всем этом надо найти причины тех или иных явлений, а также нынешнего состояния.

Если речь пойдет о деревне, то желательно рассмотреть не только её одну, а муниципальное образование целиком со всеми входящими населенными пунктами. В целом алгоритм будет тот же, что и по отношению к предприятию, но часть параметров будет несколько иной: демографические показатели, динамика численности, миграции, межнациональный состав и отношения, рынок земли и судьба долей и земельных паев, род занятий, материальное благосостояние жителей и досуг, что было построено или разрушено, новые социальные явления типа расслоения, фермерства, предпринимательства, батрачества, пьянства и т.д.

Поскольку речь пойдет о современной истории, основным источником будут, скорее всего, устные – то есть воспоминания. При этом количество опрашиваемых должно быть максимальным, чтобы избежать искажения представлений о прошлом. Их необходимо сверять с другими; наиболее выразительные, показательные воспоминания необходимо непременно цитировать с указанием Ф.И.О., занимаемой должности и возраста на тот момент. Чаще всего необходимым объемом информации располагают люди, занимавшие или занимающие определенные должности, поэтому целесообразнее в первую очередь обращаться к ним. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие исторической науки и воссоздание истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).

    Вторым по значимости источником будут письменные, например, делопроизводственная документация, ведущаяся на предприятиях, в администрациях или хранящиеся в районных архивах. В этом случае необходимо обязательно указать источник с подробной его характеристикой.

Все источники и ссылки на них помещаются в конце задания. Качественное научно-историческое исследование может позволить преподавателю освободить студента от сдачи экзамена или облегчить ее. Для этого объем научно-исследовательской работы не ограничивается, но она должна быть не меньше 15 печатных страниц.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Колонизация в формировании территории России.

2. Значение природных и географических факторов в истории России.

3. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв.

4. Роль норманнов в создании древнерусской государственности.

5. Особенности социального строя Древней Руси.

6. Политический строй Древнерусского государства.

7. Древняя Русь и кочевники.

8. Византийско-древнерусские связи.

9. Причины раздробленности на Руси.

10. Влияние ордынского ига на русскую историю.

11. Политический строй Московского государства.

12. Местничество, его роль в русской истории.

13. Формирование сословной системы организации общества.

14. Реформы Петра I в отношении сословий.

15. Становление науки в России.

16. Последствия дворцовых переворотов.

17. Судьба реформ и реформаторов в России.

18. Народничество: социальный портрет и политическая практика.

19. Церковь в системе самодержавия.

20. Либеральное движение России XIX века.

21. «Русская идея»: сущность, теоретики.

22. Феномен популярности марксизма в России.

23. Роль масонства в русских революциях.

24. Кризис царизма в годы I мировой войны.

25. Альтернативы развития страны после Февральской революции.

26. Политические партии в условиях двоевластия.

27. Временное правительство и Советы.

28. Причины Октябрьской революции.

 



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
ТЕМА 14. СССР-РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 14. СССР-РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)