Тестовые задания для проверки знаний
Кафедра психологии Кожевникова Э.П. Ковязина И.В. Чаркова С.В.
Педагогическая психология
Учебно-методическое пособие Тобольск, 2008
Печатается по решению кафедры психологии УДК 37. 015. 3 ББК 88. 840 К 58 Педагогическая психология. – Учебно-методическое пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – 136 с.
Составители: к. психол. н., доцент Кожевникова Э.П., ассистент Ковязина И.В. ассистент Чаркова С.В.
Рецензент: к. психол. н., вед. доцент, зав. кафедрой Бостанджиева Т.М.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения педагогического ВУЗа, изучающих курс «Педагогическая психология». Пособие включает темы, планы и методические рекомендации к семинарским занятиям, перечень заданий для самостоятельной работы и методические указания по её выполнению, вопросы к экзамену, тестовые задания для проверки знаний, списки рекомендуемой литературы. В качестве методического обеспечения изучения основных вопросов курса в пособии представлены информационные материалы в виде научных статей, выдержек из монографий и учебников ведущих отечественных психологов, рекомендуемые студентам для обязательного прочтения и анализа.
© Кожевникова Э.П., Ковязина И.В., Чаркова С.В., 2008 © ТГПИ им. Д.И. Менделеева СОДЕРЖАНИЕ Выписка из ГОС ВПО ………………………………………………….…..........................................5
1. Содержание семинарских занятий и методические рекомендации для студентов…………………………………………………………………………………………………5 2. Содержание СРС и методические указания для студентов…………….......................................14 3. Вопросы к экзамену (зачету)…………………………………………………...………………….19 4. Рекомендуемая литература……….……………...…….…………………... ……………………..20 5. Тестовые задания для проверки знаний……….…………..……………………………………...22 Приложение. Материалы, рекомендуемые к изучению для подготовки к семинарским занятиям, СРС, экзамену……..…………………....................................................................................................27
Амонашвили Ш.А. Установление гуманных отношений в процессе обучения /Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М, 1984, с. 175-187.……....................................................................................................................................................27
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. – 93-97……………………………………………..33
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 408-412………………………………35
Выготский Л.С. Психологические подходы к проблеме соотношения обучения и развития / Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М.,1991. – С. 374 - 90………………………………….38
Выготский Л.С. Психология и учитель. Психологическая природа учительского труда /Хрестоматия по педагогической психологии. Уч. пос. для студ. / Сост. и вступ. очерки А.Красило и А. Новгородцевой. - М., 1995.- С.253-258…………………………………………………………..42
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками / Вопросы психологии. 1984. № 2.………………………………………………………………………………...45
Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности /Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 – С. 12-27.………………...............................................................51
Индивидуальный стиль деятельности /Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - М., 2005.…………………………………………………………………………………...54
Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1918-1945).- М., 1980………………………………........................................................56
Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения / Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С.395-401…….58
Обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий / Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003….................................................62
Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя / Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2005.…………………………………………...64
Проблема школьной неуспеваемости /Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб, 2005. ……….……………………………………………………..66
Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997 ……………………………………67
Психологическая помощь при трудностях в учении / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997 ……………………………………70
Психология сотрудничества, критерии сотрудничества / Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч. пособие. М., 2005. – С.312-321………………………………………………….....72
Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания / Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 340-345.…………..74
Талызина Н.Ф. Закономерности процесса усвоения /Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 288с………………………………………………………...78
Типы ориентировочной основы действий /Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 288с……………………………………………………………..101
Шакуров Р. Психологическая перестройка «трудного» учителя // Народное образование. 1993. № 7-8………………………………………………………………………………………………………106
Эмоциональное выгорание / Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. – М., 2004. – С.88-93………………………………………………………………………………………...112
Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. – 2006. - №6. – С.3-13.………………………………………………………………….113
Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995 - №2. – С.31-41………………...…………….......................................................122
Выписка из ГОС ВПО
Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Содержание семинарских занятий и методические рекомендации для студентов Семинар 1. Предмет и методы педагогической психологии
1. Предмет педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии 2. Наблюдение. Внешнее и включенное наблюдение 3. Психолого-педагогический эксперимент 4. Формирующий эксперимент. Этапы формирующего эксперимента 5. Беседа и её возможности в психолого-педагогической практике Литература: 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256с. 2. Гальперин П.Я. «Метод срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / Хрестоматия по детской психологии. М., 1996. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч. пособие. М., 1999. Ч.1. Гл.2. § 2. 4. Зинченко В.П. К проблеме объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. 5. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1918-1945). М., 1980. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. 7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544с. 8. Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. – 2006. - №6. – С.3-13. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Зинченко В.П. «К проблеме объективного метода в психологии»; Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология»; Якиманская И.С. «Предмет и методы современной педагогической психологии»): · предмет педагогической психологии; · методы психологии в изучении субъективных характеристик; · основные направления исследований в области педагогической психологии. По 2-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»): · внешнее наблюдение, его задачи и основные требования к проведению; · самонаблюдение, его задачи и значение; · использование наблюдения в педагогической деятельности. По 3-му вопросу (Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»; Лазурский А.Ф. «О естественном эксперименте»): · основные особенности эксперимента; · естественный эксперимент, его достоинства; · психолого-педагогический эксперимент. По 4-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гальперин П.Я. «Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления»): · сущность формирующего эксперимента; · этапы формирующего эксперимента. По 5-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология: Логические схемы»): · сущность метода беседы; · применение беседы в педагогической практике.
Семинар 2. Проблема соотношения обучения и развития. Психологическое обоснование теорий обучения
1. Проблема обучения и развития в психологии 2. Теория поэтапного формирования умственных действий 3. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении 4. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразовательной школе 5. Основы развивающего обучения Литература: 1. Бабанский Ю.К.Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. - 1981. - № 1. 2. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. - С. 93-97. 3. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 377-383. 4. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. с. 97-101. 5. Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 401-408. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. пособие. - М., 2005. - 384с. 7. Матюшкин А.А. Теоретические вопросы проблемного обучения / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 395-401. 8. Назаретова А.В. Что такое креативность и как её развивать на уроках // Образование. 2001. - № 6. - С. 72-78. 9. Роджерс К. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. – 2007. - № 6. 10. Талызина Н.Ф. Закономерности процесса усвоения /Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. 11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с. 12. Хасан Б. И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. - № 3. - С. 79-86. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте»): · соотношение процессов обучения и развития; · понятие «зоны ближайшего развития» по Л.С. Выготскому. По 2-му вопросу (Гальперин П.Я. «Теория поэтапного формирования умственных действий»; Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний») § закономерности и этапы усвоения знаний; § основные положения теории поэтапного формирования умственных действий; § особенности обучения, основанного на теории поэтапного формирования умственных действий; § этапы формирования умственных действий. По 3-му вопросу (Матюшкин А.А. «Теоретические вопросы проблемного обучения»; Назаретова А.В. «Что такое креативность и как её развивать на уроках»; Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя»; Роджерс К. «Фасилитация творчества»): · сущность проблемного обучения; · понятие проблемной ситуации в обучении; · типы проблемных ситуаций; · пути постановки проблемы учителем на уроке. По 4-му вопросу (Бабанский Ю.К. «Личностный фактор оптимизации обучения»; Хасан Б.И, Сергоманов П.А. «Ситуация обучения как продуктивный конфликт»; Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»): · проблема управления процессом обучения; · условия оптимизации процесса обучения; · ситуация успеха учащихся и учителя в совместной деятельности. По 5-му вопросу (Давыдов В.В. «Особенности реализации содержательного обобщения в обучении»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»): · сущность развивающего обучения; · принципы развивающего обучения; · содержание процессов развития мышления в развивающем обучении.
Семинар 3 − 4. Психологическая сущность и структура учебной деятельности 1. Характеристика учебной деятельности. 2. Структура учебной деятельности: 2.1 Системная организация учебной мотивации 2.2 Общедеятельностные и специфические учебные действия 2.3 Учебная задача 2.4 Функции контроля в обучении 2.5 Роль оценки в учебной деятельности 3. Психологические механизмы формирования личности школьника. 4. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Литература: 1. Ананьев В.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: «Академия», 1998. – С. 68-80. 2. Божович Л.И. О мотивации учения / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 88- 91. 3. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 56- 59. 4. Давыдов В.В., Слободчиков В.К., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4. 5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – 512с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н /Д, 1997. 7. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 91- 93. 8. Менчинская Н.Л. Проблемы учения и развития / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. с. 253-269. 9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. – С. 120-150, 165-175. 10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с. 11. Чистяков Г.Д. Понимание и усвоение знаний / Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. – С.93-105. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Гамезо М.В. и др. «Возрастная и педагогическая психология»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»; Менчинская Н.Л. «Проблемы учения и развития»; Чистяков Г.Д. «Понимание и усвоение знаний»; Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. «Психология усвоения знаний в школе»): · общая характеристика учебной деятельности, ее содержание; · закономерности усвоения знаний. По 2-му вопросу (Ананьев Б.Г. «Психологическая ситуация оценки на уроке в классе»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»; Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя»; Давыдов В.В. «Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности»): · системная организация учебной мотивации; · учебные действия, их виды; · учебная задача, её виды, требования к учебной задаче; · контроль в обучении; · оценка и её роль в учебной деятельности. По 3-му вопросу (Божович Л.И. «О мотивации учения»; Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»): · формирование «внутренней позиции школьника» в процессе учебной деятельности; · изменения учебной мотивации в процессе учебной деятельности. По 4-му вопросу (Давыдов В.В., Слободчиков В.К., Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности»): · субъектные качества младшего школьника; · формирование самостоятельности в учебной деятельности.
Семинар 5. Психологическая сущность воспитания и самовоспитания 1. Значение психологических знаний и психических качеств учителя для реализации теории воспитания. 2. Психологический смысл воспитания. 3. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа. 4. Самооценка школьника и её воспитательное значение. 5. Личностно-ориентированный подход в обучении. Литература: 1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – 233с. 2. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции // Вопросы психологии. № 2. 1990. с.43-50. 3. Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 87-93. 4. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. с. 148-155. 5. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 272- 278. 6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. – С.69-75. 7. Психология воспитания / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1995. – 152с. 8. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3. 9. Рубинштейн С. Л. Психологическая наука и дело воспитания / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. – С.340-345. 10. Селиванов В.И., Гаврилова С.А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности // Психологический журнал. 1991. № 5. т. 12. с. 44-51. 11. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153. 12. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995 - №2. – С.31-41. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Рубинштейн С.Л. «Психологическая наука и дело воспитания»; Вербова К.В., Кондратьева С.В. «Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции»): · педагогическая фасилитация; · перцептивные способности учителя; · психологическая культура учителя. По 2-му вопросу (Иващенко Ф.И. «Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности»; «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности»; Надирашвили Ш.А. «Психолого-педагогические вопросы воспитания»; Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя»): · воспитание и его закономерности; · переход «внешнего во внутреннее» в процессе воспитания; · сущность индивидуального подхода к учащимся; · пути повышения ответственности учащихся. По 3-му вопросу (Селиванов В.И., Гаврилова С.А. «Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности»; Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности»; Маркова А.К. «Психология труда учителя»): · воспитанность и воспитуемость школьников; · развитие воли у учащихся в процессе воспитания; · самоконтроль, пути его повышения у школьников; · рефлексия школьника как основа самовоспитания и саморазвития; По 4-му вопросу (Резниченко М.А. «Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы»): · понятие самооценки; · виды самооценки; · значение самооценки в формировании личности школьника. По 5-му вопросу (Якиманская И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»; «Психология воспитания» / Под ред. А.В. Петровского): · краткая характеристика личностно-ориентированного обучения; · отличия личностно-ориентированного обучения от традиционного.
Семинар 6. Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения 1. Психологическая готовность к школьному обучению. Объективные и субъективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника. 2. Система мотивов учебной деятельности. 3. Роль социальных мотивов в познавательной деятельности школьника. 4. Интеллектуальная пассивность учащихся. Помощь школьникам при трудностях в учении. 5. Повышение интереса к учению через понимание смысла учения. Литература: 1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка Хрестоматия по психологии. Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4. 3. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 272- 278. 4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. 5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990. 6. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 45-52. 7. Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997 8. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153. 9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практ. пособие. – М.:Айрис-пресс,2006. – 256с. 10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 320с. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Сидоров К.Р. «Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников»; Липкина А.И. «Как формировать и изменять самооценку»; Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности»; Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. / Под ред. И.В. Дубровиной): · понятие психологической готовности к обучению, виды и критерии готовности; · субъективные и объективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника; · роль самооценки в формировании отношения к учению; По 2, 3-му вопросам (Орлова Л.В. «Интеллектуально пассивные учащиеся»; Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»; Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка; психологическая помощь при трудностях в учении / Практическая психология в образовании. / Под ред. И.В. Дубровиной ): · условия, необходимые для поддержания и дальнейшего развития познавательной мотивации школьника; · интеллектуальная пассивность учащихся, ее проявления. По 4, 5-му вопросам (Маркова А.К. «Формирование мотивации учения»; Маркова А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»): · основные направления деятельности учителя по формированию положительной мотивации к учению.
Семинар 7. Педагогическое общение
1. Общение учителя с учащимися на уроке как составная часть педагогической деятельности. 2. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе. 3. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии. 4. Гуманизация отношений в развивающем обучении. Литература: 1. Амонашвили Л.И. Установление гуманных отношений в процессе обучения / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 412-422. 2. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. - 1990. - № 2. 3. Бостанджиева Т.М. Психология педагогической продуктивности.- Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005- 204с. 4. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1984. № 2. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2005. – 384с. 6. Кан-Калик В.А. Психологические аспекты педагогического общения // Народное образование. - 1987. - № 5. - С.104-112. 7. Каратаев А.А., Тамбовцева. Индивидуальный стиль педагогического общения // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. 8. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик/ Хрестоматия по педагогической психологии. Уч. пос. для студ.: Сост. и вступ. очерки А.Красило и А. Новгородцевой.- М., 1995.- С.227-250. 9. Маркова А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. №5. 10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пос.- М., 2004.- С. 35-44. 11. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1. с. 142-150. 12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 320с. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Кан-Калик В.А. «Психологические аспекты педагогического общения», Бостанджиева Т.М. «Психология педагогической продуктивности», Митина Л.М. «Психология труда и профессионального развития учителя»): · понятие педагогического общения; · общая характеристика процесса взаимодействия учителя с учащимися; · учитель как субъект педагогического общения; · педагогическая фасилитация. По 2-му вопросу (Каратаев А.А., Тамбовцева. «Индивидуальный стиль педагогического общения»; Маркова А.К. «Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя»; Рюмшина Л.И. «Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов», Мальковская Т.Н. «Учитель- ученик»): · понятие индивидуального стиля; · классификации стилей педагогического общения и деятельности; · основные черты различных индивидуальных стилей педагогического общения. По 3-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя с подростками»; Степанов В.Г. «Психология трудных школьников»): · общая характеристика затруднений в педагогическом общении; · основные области затруднений в педагогическом общении; · ошибки учителя в педагогическом общении; · понятие смыслового барьера между учителем и учеником. По 4-му вопросу (Амонашвили Л.И. «Установление гуманных отношений в процессе обучения»; Бодалев А.А. «Психологические условия гуманизации педагогического общения»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»): · общая характеристика учебного сотрудничества; · влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Семинар 8. Учитель как субъект педагогической деятельности 1. Место и функции учителя в современном обществе. 2. Педагогические способности учителя и их развитие. 3. Психологическая культура учителя. 4. Личностные качества учителя. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя. 5.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Литература: 1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. 2002. № 6. с. 66-71. 2. Выготский Л.С. Психология и учитель / Хрестоматия по педагогической психологии. Уч. пос. для студ.: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой.- М., 1995.- С.253-258. 3. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4. 4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах учителя / Хрестоматия по психологии. 1977. с. 487-493. 5. Горелова. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 20-29. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001. Ч.3. Гл.2. 7. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего учителя // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 57-67. 8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. 9. Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400с. 10. Шакуров Р. Психологическая перестройка трудного учителя // Народное образование. 1993. № 7-8. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.
По 1-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»): · педагог в мире профессиональной деятельности; · объективные и субъективные условия профессиональной деятельности педагогов. По 2-му вопросу (Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. «Специальные способности в структуре индивидуальности учителя»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»): · педагогические способности, их классификация; · зависимость педагогических способностей учителя от преподаваемого предмета. По 3-му вопросу (Андриенко Е.В. «Феномен профессиональной зрелости учителя»; Горелова. «Культура и личностный стиль педагогической деятельности»; Исаев Е.И. «Становление и развитие профессионального сознания будущего учителя»): · понятие психологической культуры учителя; · профессиональное сознание учителя; · профессиональная зрелость учителя. По 4-му вопросу (Гоноболин Ф.Н. «О некоторых психических качествах учителя»; Шакуров Р. «Психологическая перестройка трудного учителя»): · субъективные свойства педагога; · личностные качества в структуре педагогической деятельности; · психологические трудности учителя. По 5-му вопросу (Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой, Маркова А.К. «Психология труда учителя», Зимняя И.А. «Педагогическая психология»): · понятие индивидуального стиля деятельности; · стиль педагогической деятельности и его разновидности; · стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера (по А.К. Марковой, А.Я. Никоновой).
2. Содержание СРС и методические указания для студентов Тема 1: Сравнительный анализ психологических концепций обучения (решение психологических задач)
Методические указания: изучите психологические концепции обучения, используя рекомендуемую литературу. Выявите психологический аспект обучения и его связь с воспитанием и развитием. Рассмотрите внешнюю и внутреннюю стороны обучения и связь между ними.
Решите следующие психологические задачи: 1. Докажите, что психологический смысл процессов обучения, воспитания и развития состоит во внутреннем психологическом преобразовании личности обучаемого. В чем различие двустороннего, педагогического представления об обучении и воспитании от двустороннего психолого-педагогического? 2. Исходя из возрастных психологических особенностей школьников, объясните, как учитель должен учитывать в обучении и воспитании ведущие типы деятельности, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)? 3. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим (из существующей практики обучения)? 4. В чем принципиальное отличие психологической концепции поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина от других концепций учения (как отечественных, так и зарубежных)? 5. В теории традиционного обучения, как в психологии, так и в педагогике принято считать, что ошибки при обучении неизбежны. Как психологически объясняется принципиальная возможность безошибочного обучения (с позиций теории П.Я. Гальперина)? 6. Как учитывать в процессе обучения и воспитания «противоречивое единство» в развитии мотивационно-потребностной сферы и интеллектуально-познавательных сил ребенка, его операционально-технические возможности? Литература: 1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995. 2. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.,1868. 3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 1. С. 36. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998. 7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |