Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизнь опровергла принятые советской педагогикой постулаты: "все дети по способностям равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно". Учеными доказано: все дети очень различны по своим психо-физиологическим данным.

Задатки. Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические предпосылки для психического развития. Эти предпосылки обуславливают особенности строения мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками.

Способности. На основе задатков у личности развиваются способности — качества, обеспечивающие успешность и продуктивность той или иной деятельности. На формирование способностей существенное влияние оказывают вся окружающая ребенка среда и целенаправленные воздействия — обучение и воспитание.

Развитие способностей на основе задатков начинается очень рано. Поэтому уже первоклассники обладают неодинаковыми способностями, так как отличаются по своим задаткам и условиям их развития в дошкольном периоде.

Следует отметить, что задатки и способности личности не являются чем-то неизменным: те и другие развиваются. Это развитие идет неравномерно и не жестко связано с возрастом; отдельные способности проявляются в самые различные возрастные периоды и часто относятся к какой-то одной ограниченной области.

Для школьной практики очень важны способности ребенка, проявляющиеся в учебной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.

Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его учебными успехами. Учителя делят учеников по данному признаку на отличников, хорошистов, троечников, двоечников. Однако по утверждениям психологов дело обстоит гораздо сложнее: в уровне умственного развития следует различать: 1) обучаемость и обученность; 2) общие и специальные умственные способности.

Обучаемость (способности к учению, умственные способности) определяет возможности ребенка достигать в более короткие сроки более высокого уровня и качества знаний и умений.

В зарубежной психологии умственные способности характеризуются коэффициентом интеллекта, который выявляется с помощью стандартизированного теста IQ (intelligens quality). Причем считается, что коэффициент IQ есть постоянная величина, определяющая генотип индивида.

Данные современной науки свидетельствуют о том, что умственные способности, во-первых, не являются неизменными и, во-вторых, не могут быть объективно оценены тестами, ибо последние выявляют одновременно и обученность.

Обученность включает весь объем усвоенных знаний, умений и навыков (ЗУН), определяет культурный уровень, кругозор, эрудированность индивида и весьма зависит от прошлого опыта обучения и от социальных условий, в которых протекала его жизнедеятельность. Свою роль играют особенности нравственно-волевых качеств личности (трудолюбие, настойчивость, самостоятельность). Школьные отметки, баллы успеваемости по предметам представляют оценку прежде всего обученности ребенка.

Обучаемость и обученность связаны, зависят друг от друга, развиваются чаще всего параллельно. Обучаемость представляет собой потенциальные возможности, предпосылки для учения (зону ближнего развития), обученность же является результатом учения и содержательной базой для реализации способностей (зона актуального развития). Вот почему определение уровня умственных способностей (обучаемости) детей представляет столь трудную проблему и никак не может быть сведено к школьному баллу успеваемости.

По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) можно выделить следующие группы детей школьного возраста:

малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы), такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже за длительное время (составляют до 5% учащихся; их надо обучать по особой программе, с особыми целями);

педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже наличие хорошей обучаемости не выводит их на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);

дети со средним уровнем умственного развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство — 60-70%);

способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%);

одаренные, или талантливые — высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся). Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия микрорайона и, наконец, конкретный состав учащихся школы.

 



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)