Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методическое обеспечение дисциплины



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве методического обеспечения дисциплины студентам рекомендуется использовать:

 

Справочно-библиографическая литература

1. Романовский Н. В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230 с.

2. Мир музыки: энциклопедия / ред. М. К. Залесская. – М.: Астрель, 2004. – 449 с.

3. Музыка: Большой энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с.

4. Музыкальная энциклопедия в 6 томах / ред. Г. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982.

 

Учебно-методические пособия

1. Алфеевская Г. С. История отечественной музыки ХХ века. С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 160 с.

2. Ануфриева О. В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке: учеб. пособие / под ред. И. Ануфриева. – Пермь: Типография МП Коробченко С. И., 2009. – 625 с.

3. Грубер Р. Всеобщая история музыки: учеб. пособие для консерваторий. Ч. 1– М.: Музыка, 1965. – 484 с.

4. Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

5. Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. – Вып. 1. – М.: Сов. композитор, 1974. – 128 с.

6. Долинская Е. О русской музыке последней трети ХХ века: учеб. пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для муз. вузов / Магнитогор. гос. консерватория. – Магнитогорск, 2000. – 158 с.

7. Друскин М. История зарубежной музыки: учебник. – Вып. 4: Вторая половина XIX века / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб.: Композитор, 2004. – 630 с.

8. История зарубежной музыки. ХХ век: учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. – 576 с.

9. История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб.: Композитор, 2010. – 630 с.

10. История отечественной музыки второй половины ХХ века: учеб. пособие для вузов / ред Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – 554 с.

11. История русской музыки: учебник для муз. вузов / ред. А. Кандинского. – Т. 1. – М.: Музыка, 1990. – 431 с.

12. История русской музыки: учебник для вузов / ред. А. Кандинского. – М.: Музыка, 1987. – Т. 2., кн. 2. – 220 с.

13. Келдыш Ю. История русской музыки в 10 томах. – Т. 3. – М.: Музгиз, 1954. – 531 с.

14. Левик Б. В. История зарубежной музыки: учебник для консерваторий –Вып. 2: Вторая половина XVIII века. – М.: Музыка, 1980. – 277 с.

15. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

16. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1966. – 292 с.

17. Локшин Д., Лицвенко И. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие. – Вып. 3. – М.: Музыка, 1975. – 223 с.

18. Никитина Л. Д. История русской музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 272 с.

19. Отечественная музыкальная литература 1917-1985: учебник для муз. училищ. – Вып. 2 / Рос. академия музыки им. Гнесиных; ред.-сост. Е. Е. Дурандина. – М.: Музыка, 2002. – 310 с.

20. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001. – 384 с.

21. Розеншильд К. История зарубежной музыки: учебник для консерваторий. – Вып. 1: До середины XVIII века. – М.: Музыка, 1978. – 542 с.

22. Cавенко С. И. История русской музыки ХХ столетия от Скрябина до Шнитке: учебник. – М.: Музыка, 2008. – 232 с.

23. Усова И. М. Хоровая литература: учеб пособие для муз. уч-щ. – М.: Музыка, 1988. – 205 с.

24. Хоровая литература. Программа для институтов культуры по специализации «Руководство самодеятельным хоровым коллективом (академическим)» / сост. А. М. Виханская. – М., 1987. – 37 с.

 

Монографии, статьи

1. Альшванг А. П. И. Чайковский. – М.: Музыка, 1970. – 816 с.

2. Анисимов А. Хоровое творчество русских советских композиторов // Хоровое искусство: сб. ст. – Вып. 1. – Л., 1967. – С. 5-28.

3. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. – М.: Классика-ХХI, 2005. – 278 с.

4. Бернандт Г. С. И. Танеев. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

5. Бобыкина И. «Три русские песни» С. Рахманинова // Музыкальная жизнь. – 1979. – № 5. – С. 15-16.

6. Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. – Л.: Музыка, 1970. – 102 с.

7. Виханская А. О некоторых особенностях развития кантаты в России // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве: сб. ст. – Л., 1982.

8. Галацкая В. Гендель. – М.: Музгиз, 1960. – 80 с.

9. Гаккель Л. Е. Русская музыка: итог двадцатого века // Наше наследие. – 2001. – № 56. – С.14-21.

10. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / сост. и коммент. А. Б. Вульфова. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 763 с.

11. Глинка М. И. К 200-летию со дня рождения: материалы науч. конференций / Мос. гос. консерватория, С.-Петерб. гос. консерватория; отв. ред. Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. – М.: [б. и.], 2006. – Т. 1. – 2006. – 440 с.

12. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки. – М.: Музгиз, 1955. – 482 с.

13. Гуляницкая Н. С. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композициях // Музыкальная академия. – 1993. – № 4. – С. 7-13.

14. Данько Л. Жанр комической оперы в ХХ веке // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М., 1971. – С. 349-364 с.

15. Дмитревская К. Н. Анализ хоровых произведений: учеб. пособие для студентов высш. муз. учеб. заведений и ин-тов культуры. – М.: Сов. Россия, 1965. – 172 с.

16. Доброхотов Б. В. Евстигней Фомин. – М.: Музыка, 1968. – 107 с.

17. Друскин М. С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды. – Л.-М.: Сов композитор, 1974. – 220 с.

18. Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы. – Вып. 2. – М., 1972. – С. 55-97.

19. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. – М.: Музыка, 1982. – 252 с.

20. Зыбина К. И. Взаимодействие церковного и светского в музыке В. А. Моцарта // Музыка и время. – 2011. – № 1. – С. 14-17.

21. Кандинский А. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Сов. музыка. – 1973. – №6. – С. 88-98.

22. Кеериг О. П. Хоровая музыка ХХ века в курсе «Хоровая литература» // Русская хоровая культура. Вып. 4: сб. науч. тр. / СПбГУКИ; ред.-сост. Т. Г. Томашевская. – СПб., 2008. – С. 201-218.

23. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М.: Музыка, 1973. – 432 с.

24. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

25. Ковнацкая Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития: Очерки. – М.: Сов. композитор, 1986. – 216 с.

26. Конен В. Клаудио Монтеверди. – М.: Сов. композитор, 1971. – 323 с.

27. Коловский О. Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство: сб. ст. – Вып. 1. – Л., 1967. – С. 29-42.

28. Коловский О. О контрапунктическом искусстве Моцарта // Моцарт и русская музыкальная культура. – СПб., 1991. – С. 16-20.

29. Крылов А. О хорах а' капелла Чайковского // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 114-128.

30. Левандо П. Хоровой классический состав в русской музыке // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 85-99.

31. Лемэр Ф. Ш. Музыка ХХ века в России и в республиках бывшего Советского Союза: монография / пер. с фр. Г. А. Серовой. – СПб.: Гиперион, 2003. – 528 с.

32. Макина А. В. Серийная техника И. Стравинского. «Threni» // Вестник ПГИИК. – №2, 2006. – С. 162-168.

33. Макина А. В. Изоритмическая техника в «Threni» И. Стравинского // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы VIII Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов, Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 2007. – С. 38-45.

34. Макина А. В. К анализу хоровой музыки И. Стравинского («Threni») // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; Перм. гос. ин-т. искусства и культуры. – Екатеринбург, Пермь, 2009. – С. 73-83.

35. Макина А. В. «Threni» И. Стравинского: к идее многопараметровой композиции // Музыковедение. – 2009. – №4. – С. 50-59.

36. Макина А. В. К проблеме формирования серийной техники И. Стравинского // Музыковедение. – 2010. – №5. – С. 41-46.

37. Мастера музыки, искусства и архитектуры: дирижеры и музыканты, композиторы, вокалисты, зодчие, живописцы, скульпторы / сост. Н. Б. Сергеева. – М.: Вече, 2008. – 400 с.

38. Медведева Н. В. Образно-художественное содержание произведений «Колокола» и «Всенощное бдение» С. Рахманинова в свете национальной самоидентификации композитора // Искусство глазами молодых: Материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Красноярская гос. академия музыки и театра; ред. Н. В. Винокурова и др. – Красноярск, 2009. – С. 157-160.

39. Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: материалы научной конференции / Мос. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 56; ред.: М. А. Сапонов, К. В. Зенкин, М. В. Воинова; рец. И. А. Барсова. – М.: [б. и.], 2006. – 224 с.

40. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. – М.: Сов. композитор, 1990. – 224 с.

41. Мусоргский и музыка ХХ века: сб. ст. / ВНИИ искусствознания. – М.: Музыка, 1990. – 268 с.

42. Панкратова О. В. Вокально-симфонические произведения И. Брамса: к проблеме синтеза слова и музыки: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. – Ростов н/Д, 2009. – 32 с.

43. Панкратова О. В. Проблемы формообразования в светских кантатах И. Брамса: автореферат дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02; Ростов. гос. консерватория. – Челябинск, 2009. – 29 с.

44. Протопопов В., Туманина Н. Оперное творчество П. И. Чайковского. – М.: изд-во Академии наук СССР, 1957. – 370 с.

45. Раппопорт Л. Взаимодействие жанров в западно-европейской оратории и кантате ХХ века // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М., 1971. – С. 310-348.

46. Ремезов И. Две оперы М. И. Глинки. – М.: Музгиз, 1960. – 123 с.

47. Романовский Н. Хоровые сочинения Глинки // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 99-113.

48. Ручьевская Е. А. "Руслан" Глинки, "Тристан" Вагнера и "Снегурочка" Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: монография. – СПб.: Композитор, 2004 – 396 с.

49. Ручьевская Е. А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. – СПб.: Композитор, 2005. – 388 с.

50. Рыцарева М. Композитор С. Слонимский: монография. – М.: Сов. композитор, 1991. – 256 с.

51. Савенко С. И. Мир Стравинского: моногр. – М.: Композитор, 2001. – 328 с.

52. Савенко С. И. Стравинский. – Челябинск: Аркаим, 2004. – 284 с.

53. Светозаров Е. Д. Русская поэзия в светской хоровой музыке а' cappella XIX – начала XX века // Русская хоровая культура. Вып. 4: сб. науч. тр. / СПбГУКИ; ред.-сост. Т. Г. Томашевская. – СПб., 2008. – С. 185-200.

54. Свиридов Г. Музыка и слово: записные тетради композитора // Наше наследие. – 2001. –№ 56. – С.72-97.

55. Серов А. «Русалка» – опера А. С. Даргомыжского. – М.: Музгиз, 1950. – 160 с.

56. Сидорова Е. В. Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. – М., 2006. – 24 с.

57. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М.: Музыка, 1985. – 360 с.

58. Соловьева Г. Верди: очерк жизни и творчества. – СПб.: Азбука-классика: Нота МИ, 2005. – 80 с.

59. Соловьева П. А. Мусоргский, Шостакович, Свиридов: о церковно-певческих истоках гармонии русской музыки // Музыковедение. – 2007. – № 2. – С. 33-40.

60. Соловьева П. А. О церковно-певческих истоках гармонического стиля Свиридова // Музыкальная академия. – 2008. – № 4. – С. 55-62.

61. Сохор А. Бородин. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 822 с.

62. Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве Свиридова // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 10. – М., 1971. – С. 60-100.

63. Стравинский И. Ф. Хроника моей музыкальной жизни / пер. с фр.; вступит. ст. и общ. ред. В. М. Богданова-Березовского. – М.: Музгиз, 1963. – 273 с.

64. Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / пер. с англ.; послесл. и общ. ред. М. С. Друскина, коммент. И. Белецкого. – Л.: Музыка, 1971. – 414 с.

65. Студенникова С. В. Особенности хоровой драматургии Реквиема Слонимского // Искусство глазами молодых: Материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Красноярская гос. академия музыки и театра; ред. Н. В. Винокурова и др. – Красноярск, 2009. – С. 178-181.

66. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1980. – 328 с.

67. Тараканова А. М. Хоровые сцены в опере Р. Щедрина «Мертвые души» // Теоретические проблемы советской музыки: сб. науч. тр. / ред.-сост. М. Е. Тараканов. – М., 1988. – С. 105-116.

68. Таурагис А. Опера Б. Бриттена «Питер Граймс» // Из истории зарубежной музыки: сб. ст. / ред. - сост. С. Н. Питина. – М., 1971. – С. 197-231.

69. Тевлин Б. Г. Борис Тевлин: хоровые пути: статьи, воспоминания, материалы. – М.: Музыка, 2001. – 381 с.

70. Хентова С. М. Шостакович: жизнь и творчество. – Том 1. – Л.: Сов. композитор, 1985. – 544 с.

71. Хентова С. М. Шостакович: жизнь и творчество. – Том 2. – Л.: Сов. композитор, 1985. – 624 с.

72. Холопов Ю. Н. Эдисон Денисов / Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова. – М.: Композитор, 1993. – С. 124-128.

73. Холопова В. Н. Альфред Шнитке // Композиторы Российской Федерации: сб. ст. / ред.-сост. В. И. Казенин. – Вып. 2.– М.: Сов. композитор, 1982. – С. 254-287.

74. Холопова В. Н. Жанры и формы русского знаменного распева // Холопова В. Формы музыкальных произведений: учеб пособие. – СПб., 1999. – С. 185-205.

75. Холопова В. Н. Мадригал XVI-начала XVII вв. // Холопова В. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. – СПб., 1999. – С. 229-253.

76. Холопова В. Н. Оперные формы // Формы музыкальных произведений: учеб пособие. – СПб., 1999. – С. 358-384.

77. Хубов И. Мусоргский. – М.: Музыка, 1969. – 803 с.

78. Филенко Г. Т. Вокальное творчество. Оперы, духовные и инструментальные произведения 40-60-х годов Пуленка // История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб., 2010. – С. 198-206.

79. Филенко Г. Т. Французская музыка первой половины ХХ века. – Л.: Музыка, 1983. – 232 с.

80. Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М.: Музгиз, 1963. – 435 с.

81. Чернышева Т. А. Из истории русской хоровой культуры: «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова // Русская хоровая культура. Вып. 4: сб. науч. тр. / СПбГУКИ; ред.-сост. Т. Г. Томашевская. – СПб., 2008. – С. 227-251.

82. Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. – М.: Музыка, 1981. – 285 с.

83. Ярустовский Б. Опера // Музыка ХХ века. Очерки / ред. Л. Н. Раабен. – М., 1980. – С. 192-238.

 

 

Словарь

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1883-1946) – рус. композитор, хор. дирижер, обществ. деятель; проф. Моск. консерватории, д-р искусствоведения, генерал-майор; нар. арт. СССР, лауреат Гос. премий СССР. Окончил регентские классы Придв. певч. капеллы и Моск. консерваторию (как композитор и певец). Регент в Твери, Москве (Храм Христа Спасителя и др.). Писал духовн. соч.: песнопения из "Всенощной" и Литургии (15 номеров). Дир. Гос. хор. капеллы (1926-1930). В 1928 возглавил созданный при Центр. Доме РККА Ансамбль красноармейской песни (теперь Краснознаменный им. А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Российской Армии).

А. – автор музыки Гимна Советского Союза (1943, на основе, написанной им ранее к Гимну партии большевиков). Творчество А. представлено гл. обр. хоровыми соч.: "Поэма об Украине"; большое колич. популярных песен для муж. хора (a cap. и с сопр.) – гимнических, походных, лирических, шуточных ("Песня о Родине", "Святое ленинское знамя", "Эшелонная", "Забайкальская", "Голубая ноченька", "Волжская бурлацкая", "Бейте с неба, самолеты", "Священная война" и др.). А. обработал много нар. песен для хора Ансамбля, а также для смеш. хора a cap. (цикл песен гражданск. войны; 7 рус. нар. песен – "Ах, не одна во поле дороженька", "Горы", "Вниз по матушке по Волге", "Утенушка луговая" и др.). Соч. и обр. А. характерны лаконизмом выразит. средств, отмечены глубоким знанием рус. фольклора и вок.-хор. специфики, мастерским использованием полифонии. Уч-ки: Б. Александров, Г. Дмитревский, В. Мухин и др. В 1971 г. были установлены медали им. А. В. Александрова для награждения за лучшие муз. сочинения на военно-патриотич. тему.

 

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851) – рус. композитор; в Тобольске, в ссылке руководил хором и орк. Среди его соч. много хоров, б. ч. неизданных. Хоры А., вошедшие в "Собрание разных русских песен", написанные в 30-х гг. XIX в. (впервые изд. в 1952 как "Песни для хора без сопровождения"), явл. первыми рус. светскими хорами a cap. Большинство из них (9) для смеш. состава, 2 для муж. Среди них: "В танце" (нов. текст А. Машистова; мазурка, с характерными тембровыми сопоставлениями хор. групп), "Пела, пела пташечка" (сл. А. Дельвига, в куплетно-вариац. форме, заканчивается фугато изобразит. характера), "Всех цветочков боле" (сл. И. Дмитриева, своеобразная хоровая пастораль), "Охотничья песня" (на текст хора охотников из "Вольного стрелка" Вебера), "Песня о молодом кузнеце" (сл. П. Ершова, образец шуточной трудовой песни-канта), хор. романсы, б. ч. гармонич. склада: "Очи", "Увы, зачем она блистает", "Соловей" (перелож. знаменитого романса А., с оригинальным хор. припевом), "Прощание с соловьем на севере" (биографич. характера) и др. А. написал ряд духовн. соч. (циклы "Всенощного бдения" и "Литургии", концерты "Преклони ухо Твое", "К Тебе, Господи, воззову", "Яко Ты, Господи, благ" и др.), опубликована лишь "Херувимская". В хорах А. отразилось влияние канта и духовн. концерта (применение гармонич. 3-голосия, имитаций, чередование хор. групп, солистов и тутти, некотор. гармонич. обороты), а также совр. песенных форм и танц. ритмов. Главная трудность хоров – высокая тесситура теноров и сопрано. Лучшие хоры А. исполнялись профес. (под упр. А. Свешникова, Г. Дмитревского) и подвинутыми любительск. коллективами. Хор. перелож. романсов, сделанные А., первые в рус. музыке.

АНТИФОН (греч. anti – против, phone – звук) – попеременное пение 2-х хоров или солиста и хора. В др.-греч. театре хор иногда делился на 2 полухория. Антифонное пение широко применяется в христианск. церкви. Принципы антифонного пения (напр., пение солиста и повторение его мелодии хором, поочередное пение хор. групп) встречаются и в светск. музыке, нередко, напр., в нар. песне, в хорах классиков.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924) – рус. хор. дирижер, композитор, педагог, обществ. деятель; засл. арт. Республики (1921). Получил первонач. муз. образование в Пензенском духовн. уч-ще, брал уроки на скрипке (позднее фп., муз. теории, сольного пения); в дальнейшем руководил семинарским хором. В 1872 сдал экзамен в Придв. певч. капелле на звание регента; с 1873 рук. ряда петербургск. церк. хоров, хора Шереметева (1889-98). Со своим смеш. хором концертировал в России и за границей (1-е публич. выступление в 1883, в колич. 75 чел.). Хор отличался постоянством состава (чему способствовала проведенная А. в 1884-1887 замена дет. голосов женскими); обладал высокой квалификацией, большим реп., включавшим нар. песни (преимущественно в обр. А.), произв. рус. и зарубежн. авторов, церк. музыку (хор, частями, обслуживал неск. церквей). Его исполнению были свойственны технич. мастерство, мягкость в соединении со звучностью, тонкая музыкальность. С 1888 по совету А. Рубинштейна А. провел цикл Историч. концертов (произв. римской, венецианской, неаполитанской, нидерландской, немецкой школ — всего 6 концертов a cap.). Хор выступал также с орк. ("Высокая месса" Баха, оратории Генделя, "Торжественная месса" и 9-я симфония Бетховена, реквиемы Моцарта, Анерио, Керубини, Верди, "По прочтении псалма" Танеева, "Колокола" Рахманинова и мн. др.; некоторыми из этих произв. дирижировал сам А.), участвовал в театр. спектаклях (оперн., драм.), записывался на грампластинки. А. преподавал хор. пение в Смольном ин-те и др., был организатором Певческого благотворит. об-ва в СПб. (1901) и дирижером концертов объед. церк. хоров (в СПб., Киеве, Пензе, Пскове).

После Октябрьской революции хор А. был переименован в Трудовой коммунальный хор, затем в Гос. академический хор; последнее его выступление под упр. А. сост. в дек. 1921 (в дальнейшем, по 1934, хором руководил И. Немцев). С 1922 А. работал в Праге. Автор св. 60 обр. нар. песен (русская "Ночка", хорватская "Сумрак ночи", польская "Зеленый луг", итальянская "Тихо лодочка плывет" и др.). Обработки А. несложны, удобны для голосов, хорошо звучат. Многочисл. (ок. 100) духовн. соч. А., отличающиеся мелодичностью, лирич. теплотой, доступностью (часто выдержанное 4-голосие), были весьма популярны. Среди них выделяются концерты: "Помышляю день страшный" (сочетание патетики Веделя и лиризма Бортнянского), "Блажен разумеваяй" (теноровый запев в духе древнего канонарха), "Гласом моим ко Господу воззвах", "Внуши, Боже", "Господи, услыши молитву мою". Эти произв. часто исполняются и в наст. время. А. издал Репертуар концертов (1893-1894).

Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – художественный cтиль в европейском искусстве и литературе конца XVI – 1-й пол. XVIII в. На исходе XVI в. оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической, общественной жизни, приведших в XVII в. к началу буржуазной революции. Музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера), в сфере культовой музыки – духовная оратория, кантата, пассионы. В нач. XVIII в. в Германии , в истории которой сказались трагические противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора – И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых еще тесно было связано со стилем барокко. Новые музыкально-композиционные средства, утвержденные в XVII в. – генерал-бас, кристаллизация мажорно-минорной системы, концертирование, влияние риторики на тематизм и др.

БАРТОК Бела (1881-1945) – венг. композитор, пианист, педагог, ученый-фольклорист (собрал неск. тысяч нар. песен); лауреат междунар. премии Мира (посм., 1955). Среди соч. кантата "Девять волшебных оленей" (Cantata profana – Светская кантата) для 2-х сол., двойного смеш. хора, орк., написанная сложным полифонич. языком на текст рум. нар. баллады; "Деревенские сцены" (3) для жен. хора и камерн. орк.; "Из прошлого" для муж. хора a cap.; хор. обработки венг., рум., словацк., трансильванск. песен; 2-гол. и 3-гол. хоры на венг. нар. тексты для дет. и жен. составов (27 песен), опера "Замок герцога Синяя Борода". Лит. труды: "Народная музыка венгров и соседних народов", "Венгерская народная песня" и др. Своеобразное и сложное по муз. языку, творчество Б., глубокими корнями связанное с венг. и др. фольклором, пользуется всемирной известностью. В произведениях Бартока сочетаются элементы народного мелоса с современными приемами письма. (1918). Труды по методике музыкального воспитания.

БАХ Иоганн Себастьян (1685-1750) – нем. композитор (автор св. 1000 произв.), органист, клавесинист, скрипач, капельмейстер; в детстве пел в хоре; 1723-1750 кантор церкви Св. Фомы (Thomaskirche) в Лейпциге. Соч. с участием хора составляют значит. часть творч. наследия Б.: Месса си минор ("Высокая месса", 1733), 4 коротких мессы, пассионы (страсти) по Матфею (1729), по Иоанну (1722-1723); Магнификат, оратории – Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов (из них 4 2-хорных), 186 4-гол. хоралов; кантаты духовн. (сохранилось ок. 200) и светские (24) – "Состязание Феба и Пана", "Умиротворенный Эол", "Охотничья", "Крестьянская", "Кофейная" и др. Произв. Б., совершенные по форме, глубоко содержательны, разнообразны, охватывают широкий круг жизненных явлений. В духовн. соч., искренне религиозных, Б. передает реальные человеч. чувства и переживания. "Творчество Б. подготовили и нашли в нем отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, нем. песня, вок.-инстр. духовные произведения Г. Шютца, итал. и нем. органная музыка, итал. скрипично-ансамблевая и оркестровая школа, нем. орк. сюита, франц. клавесин. музыка, итал. клав. школа и англ. музыка" (В. Конен). Народное по мелодич. истокам, творчество Б. – вершина полифонич. стиля, итог развития европ. музыки за неск. столетий; вместе с тем Б., по определению Бетховена, "праотец гармонии". В хорах Б. часто применяет полифонию; хор. партии произведений кантатно-ораториальн. жанра, по сложности не отличаясь от сольных, нередко написаны виртуозно, с использованием широкого диапазона; полифонич. сплетения голосов образуют порой сложные гармонии, насыщенную звучность; баховским хоралам свойственны свобода голосоведения, смелое пользование диссонансами. По утверждению некотор. исследователей (Швейцер), пение хора у Б. всегда поддерживается сопровождением (орк., органа). Вок. музыка Б., как правило, требует от певцов высокого мастерства. Хоровую музыку (оратории, кантаты и др.) писали также сыновья И. С. Баха: Вильгельм Фридеман (1710-1784), Иоганн Кристиан (1735-1782) и особенно – Карл Филипп Эмануэль (1714-1788).

БЕЛЫЙ Виктор Аркадьевич (1904-1983) – рус. композитор, обществ. деятель, проф. Моск. и Белорус. консерваторий, канд. искусствоведения; нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР. В 1925 вместе с А. А. Давиденко и Б. С. Шехтером создал Проколл. Автор популярных хоров, массовых песен ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь", "Орленок", "Песня о девушке-партизанке", "Песня смелых", "В защиту мира" и др.); смеш. хора с орк. "Голодный поход"; хоров a cap. (2 фрагмента из поэмы Маяковского "Владимир Ильич Ленин"; Сюита на чувашские темы; "Три дороги", "Русская река", "Степь", "Зеленый шум" и др.), обр. нар. и революц. песен.

БЕЛЬКАНТО (итал. bell canto – прекрасное пение) – стиль вок. исполнения, возникший в XVII в. с развитием итал. оперы, характеризуется певучестью, полнотой (пение на опоре), благородством звука, подвижностью, способностью к выполнению виртуозных пассажей. Название Б. иногда применяется для определения кантиленного, красивого, звучного пения.

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745-1777) – рус. композитор (по нац. украинец). Воспитывался в Киевск. духовн. академии, откуда был взят в Придв. певч. капеллу; учился у капельмейстера Франческо Цоппи, успешно исполнял басовые партии в итал. операх. С 1765 по 1773 жил в Италии; совершенствовался в Болонье у Дж. Мартини (падре Мартини), получил от Болонского муз. об-ва звание капельмейстера, в 1771 от Болонской муз. академии, после соотв. испытаний, звание академика. В Ливорно в 1773 с успехом была поставлена опера Б. "Демофонт". Вернувшись в Россию, Б. не нашел признания и в состоянии депрессии покончил с собой. По определению Б. Асафьева – "глубокий и самобытный талант". Известны названия ряда не сохранившихся соч. Б.; в посл. публикации (Киев, 1995) напечатаны: Литургия для смеш. четырехгол. хора ("Слава", "Единородный", "Приидите, поклонимся", "Иже херувимы", "Ектения", "Верую", "Милость мира", "Достойно есть", "Отче наш"); причастные стихи – "Хвалите Господа с небес", 3 номера (второй – с большой фугой); "Творяй ангелы", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю", "Знаменася на нас", "Радуйтеся, праведнии", "Блажени, яже избрал"; три концерта. Наиболее популярен концерт Б. "Не отвержи мене во время старости", ре минор, отличающийся выразит. раскрытием текста (из 70-го псалма Давида), драматичностью, не свойственной церк. музыке (связь с жанром мотетных пассионов); характерен монотематизмом, сочетает яркость партесн. концерта с зап.-европ. техникой (форма, имитац. полифония); его заключ. фугу как образцовую приводит П. Чесноков в кн. "Хор и управление им".

Концерт «Господь воцарися», си-бемоль мажор, меньшего размера, светлый по настроению, также монотематический; в его фуге (генделевского типа) часто применяется stretto. Впервые опубл. концерт "Бог ста в сонме богов", до мажор, торжественный, с частым применением аккордики (это характерно и для Литургии Б.), секвенций, с изобразительностью в фугато.

Б. – первый рус. музыкант с европ. именем; его фуги – первые в истории рус. музыки. Найденные им муз. форма и характер песнопений Литургии нашли продолжение (вплоть до Чайковского); жанр концерта развивали Бортнянский, Ведель, Дегтярев, Давыдов и др. Наряду с зап. влиянием в соч. Б. можно найти отзвуки укр. и рус. народной песенности.

Б. "создал новый тип рус. хор. концерта и открыл дорогу рус. муз. классицизму" (Е. М. Левашев).

БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770-1827) – нем. композитор, пианист и дирижер. Соч. с использованием хора: оп. "Фиделио" (хор узников, заключ. хор); оратория "Христос на Масличной горе" (1803); фантазия для фп., хора и орк.; мессы до мажор (1807) и ре мажор (см. "Торжественная месса"; 1819—23), финал 9-й симфонии с двойной фугой (на текст оды Шиллера "К радости"); 4 кантаты: "Морская тишь и счастливое плавание" (1815, текст И. В. Гёте), "На смерть Иосифа II", "На вступление в царствование Леопольда II", "Славное мгновение"; 4 песни для хора с орк.: "В честь светлейших союзников", "Союзная песня", "На освящение дома", "Жертвенная песня"; ансамбли и хоры с сопр. фп. и a cap.; св. 40 канонов. Хоровой стиль Б. отличается монументальностью, свободной трактовкой голосов (использование всего диапазона, в т. ч. его предельных звуков; нередко высокая тесситура, большие скачки из одного регистра в другой). Б. часто придавал хору самост. значение, что требовало мощности его звучания наравне с орк.; при гармонич. изложении применял мелодизацию голосов, унисоны, удвоения (иногда необычные, для достижения соотв. акустич. эффекта). Полифония Б., подобно генделевской, пронизана гармонией. Большинство произведений Б. доступно для исполнения лишь подготовленным хорам. Имеется ряд хор. перелож. (напр., "Как славят Бога небесные силы" из "Духовных песен" Б. для голоса с фп. ор. 48, Sechs geistliche Lieder von Gellert; № 4 – "Die Ehere Gottes aus der Natur").

 

БИЗЕ Жорж (1838-1875) – франц. композитор, пианист. Хоры в его операх многочисленны и разнообразны: яркие жанровые сцены, реалистич. бытовой фон ("Кармен", "Пертская красавица"), хоры декоративн. значения ("Искатели жемчуга") и др. Наиболее выдающимся произведением Б. явилась опера «Кармен» (по новелле П. Мериме, 1874) – одна из вершин оперного реализма 19 в. Музыка оперы отличается большой драматической силой, мелодической выразительностью, яркостью гармонии, пластичностью форм, богатством и одновременно прозрачностью оркестровки. Написанная в традициях французской комической оперы, «Кармен» содержала разговорные диалоги. Сочинения отличаются характерным для Б. мелодическим богатством, красочностью оркестровки, удобным для пения изложением вокальных партий, проявилось стремление композитора к народности, к жизненной правде. Часто применял пение отдельн. хор. групп, объединяющихся в конце номера, чем достигалась легкость и динамич. нарастания; нередко использовал пение с закр. ртом. Среди соч. оратория "Женевьева Парижская" (1875), хоры к драме А. Доде "Арлезианка", 7 кантат, симф. ода с хорами "Васко да Гама"; для солистов, хора и орк. "Te Deum", "Песня прялки"; для хора и орк. "Ave Maria", Хор студентов (муж.), Вальс; a cap. – "Св. Иоанн из Патмоса" и др.

 

Блантер Матвей Исаакович (р. 1903) – советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1965). Учился в Курском муз. уч-ще (по классам фп. и скрипки), в 1917-1919 - в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920-1921). Деятельность Б. как композитора началась в эстрадно-артистич. студии "Мастерская H. M. Форрегера" ("Мастфор"). В 1926-1927 рук. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 – Магнитогорского драм. т-ра, в 1932-1933 - Горьковского т-ра миниатюр. Сочинения 20-х гг. связаны в основном с жанрами лёгкой танцевальной музыки. Б. является одним из видных мастеров сов. массовой песни. Им созданы произв., овеянные романтикой Гражданской войны: "Партизан Железняк", "Песня о Щорсе" (1935). Популярны казачьи песни "В путь-дорожку дальнюю", "Песня о казачке" и "Казаки-казаченьки", молодёжная "С нами поёт вся страна" и др. Всемирную известность приобрела "Катюша" (cл. М. В. Исаковского, 1939); в период 2-й мировой войны 1939-45 эта песня стала гимном итал. партизан; в Сов. Союзе мелодия "Катюши" получила распространение с разл. текстовыми вариантами. В эти же годы композитором созданы песни "До свиданья, города и хаты", "В лесу прифронтовом", "Штурвальный с "Марата""; "Под звёздами балканскими" и др. Глубоко патриотич. содержание отличает лучшие песни Б., созданные в 50-60-е гг.: "Солнце скрылось за горою", "Перед дальней дорогой" и др. Высокие гражданские мотивы композитор сочетает с формой непосредственного лирич. высказывания. Интонации его песен близки рус. гор. фольклору, лирику он нередко соединяет с жанрами плясовой песни ("Катюша", "Лучше нету того цвету") или марша ("Летят перелётные птицы" и др.). Особое место занимает в его творчестве жанр вальса ("Моя любимая", "В лесу прифронтовом", "Улица Горького", "Песня о Праге", "Подари мне на прощанье", "Кружатся пары" и др.). Песни Б. написаны на сл. М. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, К. М. Симонова, А. А. Суркова, М. А. Светлова. Более 20 песен создано в содружество с М. В. Исаковским. Автор оперетт: "Сорок палок" (1924, Москва), "На берегу Амура" (1939, Моск. т-р оперетты) и др. Гос. пр. СССР (1946).

 

Богословский Никита Владимирович (р. 1913) – сов. композитор. Засл. деятель иск-в РСФСР (1968). В 1927-28 учился композиции у А. К. Глазунова. В 1930-1934 вольнослушатель Ленингр. консерватории (класс композиции П. Б. Рязанова; полифонии, инструментовки, анализа муз. форм – X. С. Кушнарёва, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачёва). С 1971 пред. комиссии композиторов Союза кинематографистов СССР. Вице-президент общества СССР – Франция (с 1965). Б. - мастер песенного жанра, автор около 300 песен. Среди них – "Любимый город" и "Лизавета" (сл. Е. А. Долматовского), "Спят курганы" (сл. Б. С. Ласкина), "Тёмная ночь" (сл. В. И. Агатова), "Три года ты мне снилась" (сл. А. И. Фатьянова). Произв. Б. привлекают задушевностью мелодики, теплотой лирич. высказывания.

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) – рус. композитор, ученый, обществ. деятель; руководил любительск. хором и орк. в петерб. Медико-хирургич. академии (где был проф. химии). Его оп. "Князь Игорь" содержит много хоров и хор. сцен. Хоры Б. ярко реалистичны, народны (хотя и без цитирования подлинных нар. мелодий), разнообразны по характеру, составу, фактуре. В прологе, I и IV д. дается образ рус. народа. Композитор пользуется разл. жанрами нар. музыки (лирич. песня, причитания-плачи, скоморошьи припевки), ладами (пентатоникой, эолийским, фригийским и др.), нар. голосоведением (суровые архаич. унисоны, октавное 2-голосие в прологе оперы; Хор поселян – уникальный пример творч. претворения рус. протяжной песни в стиле подголосочной полифонии и др.). Разнообразные муз.-хоровые средства, интонации и ритмы Востока применены в обрисовке половцев (II, III д.). Хоры оперы широко распространены в учебной практике. Мастерские перелож. для хора романсов Б. сделал Вик. Калинников ("Песня темного леса", "Море", "Спящая княжна"); популярно хор. перелож. (a cap.) фортепианной пьесы "Грезы", сделанное Г. Дмитревским.

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825) – рус. композитор (по нац. украинец), хор. дирижер, педагог. С 1759 пел в Придв. певч. капелле, где учился у Б. Галуппи, в 1769-1779 жил в Италии (Венеция и др.). С 1779 капельмейстер Придв. певч. капеллы, с 1796 ее директор. В результате руководства Б., знатока вокала (учитель композитора и вок. педагога А. Е. Варламова), пение капеллы достигло высокого мастерства, что давало основание долгое время считать ее лучшим хором в мире (отзывы Берлиоза и др.). Среди соч. Б. 6 опер, симфония, камерно-инструм. пьесы, неб. кантата "Певец во стане русских воинов", гимн "Коль славен" и др., многочисл. духовн. песнопения; опубликовано 35 4-гол. концертов (в т. ч. 32-й – "Скажи ми, Господи, кончину мою", характерный скорбным лиризмом, отмеченный П. Чайковским; 3-й – "Господи, силою Тво



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методическое обеспечение дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)