Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фольклор как искусство слова (4 ч.)



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Фольклор как искусство слова (4 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие устного народного творчества. Специфика фольклора как вида искусства. Происхождение и развитие фольклора. Система жанров русского фольклора. Значение и содержание устного народного творчества. Фольклор и различные виды искусства.

Русский народный календарь (2 ч.)

Русский народный календарь, его истоки и процесс формирования. Содержание и своеобразие русского народного календаря.

Русские народные обряды и обрядовый фольклор (8 ч.)

Истоки и мировоззренческая основа народных обрядов. Календарные обряды: зимний, весенне-летний и осенний циклы. Семейные обряды: родильная обрядность, свадебный обряд и его поэзия, рекрутский и похоронный обряды и фольклор.

Мифология восточных славян (2 ч.)

Особенности славянской мифологии. Источники изучения языческой мифологии славян. «Высшая» мифология восточных славян. «Низшая» мифология (народная демонология). Основные мифологические мотивы и образы (мифологемы) в русском фольклоре.

Заговоры (2 ч.)

Определение, основные жанровые черты, мировоззренческая основа заговоров. Тематические группы. Структура заговора. Поэтика жанра. Заговоры и другие жанры фольклора. Собирание и изучение заговоров.

Малые жанры фольклора (4 ч.)

Содержание понятия «малые жанры фольклора». Пословицы и поговорки: определение, тематика, бытование, художественные особенности. Загадки: определение, жанровые признаки, вопрос о происхождении загадок, содержание, поэтика загадок. Приметы. Малые жанры и другие жанры устного народного творчества.

Несказочная проза (4 ч.)

Отличие жанров несказочной прозы от сказки. Характеристика русских преданий, легенд, народных сказов, быличек и бывальщин. Сборники произведений несказочной прозы, основные исследования.

Русское народное стихосложение (2 ч.)

Говорной, речитативный, песенный стихи. Основные исследования русского народного стиха.

Русские народные баллады (2 ч.)

Определение жанра. Историческое развитие русской народной баллады. Тематические группы баллад (проблема классификации). Художественное своеобразие. Собирание, издание и изучение баллад.

Духовные стихи (2 ч.)

Определение. Исполнители. Репертуар. Поэтика.

Фольклорная драма и народный театр (2 ч.)

Происхождение и формирование народной драмы и театра. Общие особенности народной драмы. Виды народного театра (балаган, раёк, кукольный театр и его разновидности). Народные драмы «Аника-воин и смерть», «Лодка», «Царь Максимилиан». Поэтика народных драм. Культурно-историческое значение народного театра.

Современный фольклор. Актуальные проблемы фольклористики (2 ч.)

Судьба и роль традиционного фольклора в современном мире. Фольклор различных социальных групп. Продуктивные жанры. Актуальные проблемы и перспективы изучения русского фольклора.

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Русский сказочный эпос (2ч.).

2. Былины (2ч.).

3. Исторические песни (2ч.).

4. Необрядовые лирические песни (4 ч.).

5. Русский детский фольклор (2ч.).

6. Русские семейные обряды и фольклор (2 ч.).

 

ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ

1. Русский народный календарь. Календарные обряды и фольклор.

2. Фольклор и литература.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Русский сказочный эпос

 

1. Определение сказки. Генезис сказочной прозы. Сказка и миф. Проблема классификации народных сказок.

2. Волшебная сказка:

1) основные жанровые черты;

2) персонажи, их типология и происхождение;

3) происхождение сказочных мотивов и образов;

4) поэтика волшебной сказки (с опорой на текст сказки «Марья Моревна»).

3. Особенности содержания и поэтики сказок о животных.

4. Своеобразие конфликта и поэтики социально-бытовой сказки.

5. Воспитательный потенциал народной сказки. Сказки в программах и учебниках литературы для средних школ.

 

Сообщение: «Образы и мотивы русских народных сказок в различных видах искусства (литературе, живописи, скульптуре, музыке, кинематографе)»[2].

 

При подготовке пятого вопроса использовать главу «Комната сказки» в книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», а также учебные пособия и программы по литературе для средней школы[3].

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Былины

1. Определение. Происхождение термина «былина». Жанровые особенности былин.

2. Происхождение былинного эпоса. География распространения былин. Особенности исполнения, сказители.

3. Проблема классификации (периодизации) былинного эпоса.

4. Образы богатырей, средства их создания.

5. Поэтика былин. Анализ былины «Илья и Соловей-разбойник».

6. История собирания, публикации и изучения былин.

7. Историко-культурное значение русского былинного эпоса.

8. Былины в школьном курсе литературы.

 

Сообщение: «Образы и поэтика былин в произведениях русских писателей и поэтов».

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Исторические песни

1. Понятие исторической песни. Жанровые черты.

2. Ранние исторические песни.

3. Исторические песни XVI века.

4. Исторические песни XVII века.

5. Исторические песни XVIII века.

6. Исторические песни XIX века.

7. Традиции исторической песни в художественной литературе.

8. Исторические песни в школьном курсе литературы.

Сообщение: «Исторические песни Смоленщины».

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 4-5



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Фольклор как искусство слова (4 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фольклор как искусство слова (4 ч.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)