Контрольный срез знаний № 1
1. Специфика фольклора как вида искусства. 2. Поэтика русской волшебной сказки. Работы В.Я. Проппа о волшебной сказке. Анализ сказки «Марья Моревна». 3. Поэтика сказок о животных. Анализ сказки по выбору. 4. Поэтика былин. Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 5. Отметьте основные даты народного календаря. Запишите ключевые слова для характеристики одного из календарных праздников. Новый год Зима Осень
Весеннее равноденствие Осеннее равноденствие
Весна Лето
Летнее солнцестояние ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу: Русские исторические песни
Контрольный срез знаний № 2 1. Укажите основные этапы русской свадьбы, опишите один из них (включая фольклорное сопровождение). 2. Определите жанр произведения: а) За рекой мужики живут богатые, Гребут жемчуг лопатами. Кому вынется – тому сбудется, Скоро сбудется – не минуется! (Богатство)
б) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имя), до всхода Солнца, стану благословясь и пойду перекрестясь, выйду в чисто поле, в широко раздолье. В чистом поле, в широком раздолье лежит белый камень Латырь. Под тем белым камнем лежит убогий Лазарь. То я, раб Божий (имя), спрошу убогого Лазаря: «Не болят ли у тебя зубы, не щиплет ли щеки, не ломит ли кости?» И ответ держит убогий Лазарь: «Раб Божий (имя), не болят меня зубы, не щипет щеки, не ломит кости». Так бы у меня, раба Божьего (имя), не болели бы зубы, не щемило бы щеки, не ломило бы кости, в день при Солнце, ночью при Месяце, на утренней заре, на вечерней заре, на всяк день, на всяк час, на всякое время. Тем моим слова ключ и замок: во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. в) Это тоже рассказывали. Спорились парни. Один парень говорит: - Я ночью в баню схожу и кирпич возьму с печки. Ему говорят: - Не возьмешь. - Почему не возьму? – И он пошел ночью. Но и только стал брать кирпич – нечистый тут и выскочил: - Ты что здесь делаешь? Зачем? - Вот, мол, мне нужно взять кирпич. Но, кого же, банник задавил его тут. Он не пришел никово. Его ждали, ждали, ждали. Пошли, а он там лежит задавленный.
Охарактеризуйте один из указанных жанров.
3. Анализ народной лирической песни: «Туманно красно солнышко, туманно…», «Ах, не одна-то, не одна…», «Калинку с малинкой вода поняла…» (по выбору). 4. Раскройте смысл понятий «фольклоризм (писателя)» и «фольклоризация». Приведите примеры одного и другого явлений. 5. Назовите академические школы в русской фольклористике и их представителей. Кратко охарактеризуйте идеи каждой школы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Понятие фольклора. Специфика народнопоэтического творчества. Основные принципы народной эстетики. 2. Фольклор и литература: сходство и различие, взаимодействие художественных систем. 3. Система жанров русского фольклора. 4. Академические школы в русской фольклористике (назвать представителей, рассказать об основных идеях). 5. Верования древних славян. Славянская мифология: характеристика основных представлений и образов мифологических персонажей восточных славян. 6. Своеобразие и содержание русского народного календаря. 7. Зимние народные праздники и обрядовый фольклор. 8. Весенне-летние народные обряды и фольклор. 9. Семейные обряды. Русский свадебный обряд и его поэзия. 10. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки. 11. Загадки: определение, происхождение жанра, поэтика. 12. Заговоры: определение жанра, мировоззренческая основа, тематика, поэтика. 13. Сказки о животных. 14. Волшебные сказки: генезис, отличие от мифа, персонажи, поэтика. Работы В.Я. Проппа о волшебной сказке. 15. Бытовые сказки: особенности конфликта и поэтики. 16. Несказочная проза: предания, легенды, былички и бывальщины, сказы. 17. Былины: происхождение, проблема периодизации и классификации былинного эпоса, тематика и идейная направленность, особенности историзма, поэтика. 18. Исторические песни: отличие от былин, основные циклы и сюжеты, художественные особенности. 19. Русские народные баллады. 20. Духовные стихи: определение, исполнители, репертуар, поэтика. 21. Лирические традиционные необрядовые песни: общие жанровые признаки, проблема классификации, тематика, поэтика. 22. Любовные и семейно-бытовые песни. Анализ одного из произведений (по выбору). 23. Бурлацкие, ямщицкие и чумацкие песни. Анализ одного из произведений (по выбору). 24. Рекрутские и солдатские песни. Анализ одного из произведений (по выбору). 25. Удалые (разбойничьи) песни. Анализ одного из произведений (по выбору). 26. Песни о крепостной неволе. Анализ одного из произведений (по выбору). 27. Частушки. 28. Русская народная драма и народный театр. 29. Детский фольклор: характеристика жанров; специфика детского поэтического творчества. 30. Идеи народной педагогики в русском фольклоре. Воспитательный потенциал устного народного творчества. Фольклор в школе. 31. Фольклор периода Великой Отечественной войны. 32. Современное состояние фольклора. Традиционный и современный фольклор. Фольклор различных социальных групп. Продуктивные жанры.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |