Социально-психологическое измерение безопасной жизнедеятельности.
12 Под безопасной жизнедеятельностью следует понимать систему мер, направленную на профилактику и ликвидацию угроз для нормального, устойчивого развития личности, социума, общества в целом и государства. Понятийный аппарат для анализа проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности, сложился еще не в полной мере. Как правило, для этих целей используют такие термины, как “угроза”, “опасность”, “вред”, “ущерб”, “риск” и т.д. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы, в других – как предположенные явления. По мнению многих авторов, опасность – это комплекс условий и факторов, нарушающих нормальное развитие человека и общества. Для раскрытия содержания опасности необходимо знать конкретные условия и факторы ее создающие. Структура воздействия опасности может рассматриваться в двух основных аспектах: статическом и динамическом. Статический аспект предполагает: а) источник (субъект) опасности; б) объект, подвергающийся опасности; в) средства, которыми источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект предполагает: а) цель, которую источник ставит по отношению к объекту; б) процесс самого воздействия на объект; в) результат этого воздействия. Приведем классификацию особенностей. 1. Относительно источника все опасности могут быть классифицированы по сферам возникновения: а) опасности природного характера; б) опасности техногенного характера; в) эпидемиологические опасности; г) опасности социального характера; Опасности социального характера, в свою очередь, могут быть классифицированы по сферам: а) опасности политического характера, то есть возникающие во властных отношениях; б) в сфере государственных институтов (военных и т.д.); в) в экономической сфере; г) в духовной сфере жизни общества; д) в социальных организациях, профессиональной деятельности и поведении личности. Каждая из этих групп опасностей может быть, в свою очередь, также разбита на какие-то свои подгруппы или конкретные виды опасностей. По скорости развития (нарастания); а) быстро развивающаяся опасность; б) медленно развивающаяся опасность. По заряду деструктивности, заложенной в опасности: а) весьма значительная опасность; б) средняя опасность; в) незначительная опасность. 2. Относительно объекта все опасности могут быть классифицированы следующим образом. По рефлексии: а) опасность, адекватно отражаемая объектом; б) опасность, неадекватно отражаемая объектом. По восприятию: а) опасность, активно воспринимаемая объектом; б) опасность нейтрально воспринимаемая; в) опасность, пассивно воспринимаемая. По степени информированности: а) объект способен устранить опасность; б) объект способен частично справиться с опасностью; в) объект не способен справиться с опасностью. По степени подготовленности к реакции на опасность: а) объект подготовлен к реакции на опасность хорошо; б) объект подготовлен частично; в) объект не подготовлен. 3. По степени осознания объектом возможных воздействий: а) полностью осознанная объектом опасность; б) частично осознанная опасность; в) неосознанная опасность. По степени угрозы для объекта: а) вымышленная опасность; б) действительная опасность; В последнем виде опасностей могут быть выделены: реальная опасность; формальная опасность; абстрактная опасность. По изученности объектом угрожающих ему опасностей: а) известная опасность; б) не изученная опасность. Относительно средств действия все опасности могут быть классифицированы по следующим основаниям. По структурной организации: а) простая опасность; б) сложная опасность По возможности противодействия этим средствам: а) предотвратимая опасность; б) непредотвратимая опасность. 4. Относительно цели, имеющейся у источника опасности. По наличию цели: а) спланированная опасность по отношению к объекту; б) стихийно возникшая опасность. По направлению цели: а) опасность для индивида; б) опасность для небольшой группы людей; в) опасность для больших групп людей. Последняя опасность в свою очередь может подразделяться на следующие виды: федеральную, региональную Территориальную, местную и объектовую опасности. По количеству объектов, на которые направлено действие источников опасности: а) многоцелевая опасность; б) одноцелевая опасность. 5. Относительно процесса воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы следующим образом. По способу воздействия на объект: а) прямая опасность; б) косвенная опасность. По времени воздействия на объект: а) постоянно действующая опасность; б) периодически действующая опасность. 6. Относительно результата воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы по степени допустимого воздействия опасности на объект: а) допустимая опасность, когда нанесенный ущерб возможно восстановить; б) недопустимая (катастрофическая) опасность, когда нанесенный ущерб не восстанавливается и приводит к гибели объекта. Приведенные понятия относятся к основным понятиям теории личной и национальной безопасности. В зависимости от подхода к толкованию данных понятий их содержание значительно отличается. Так, с правовой точки зрения опасность понимается по-своему, с психологической - по другому. Кроме того, есть объективное и субъективное толкование этого понятия. С социально-психологической точки зрения основу личной и национальной безопасности составляет теория социальных конфликтов: глобальных, геополитических, межгосударственных, региональных, внутриполитических, организационных, личностных и т.д. Конфликтологический подход к построению личной и национальной безопасности позволяет определить наиболее значимые личностные и национальные интересы, жизненно важные зоны, угрозы их существованию. В данном случае представляется целесообразным изложить динамические характеристики конфликта.
12
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |