Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орфоэпический словарь.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Орфоэпический словарь. 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ПЕТУХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Методические указания

о выполнении домашней контрольной работыпо дисциплине

Русский язык и культура речи

для студентов заочного отделения средних специальных учебных заведений негуманитарной направленности

 

 

                                               

                                                    Петухово, 2008

 
Рекомендовано редакционно-издательским советом ИПК и ПРО Курганской области.

 


Составила: Тимошенко Т.И., преподаватель русского языка, литературы и культуры речи Петуховского техникума МЭСХ.

 

Рецензент: Жолудева Н.И., преподаватель русского языка и литературы Петуховского техникума МЭСХ.

 

     Данное пособие универсально: задания для домашней контрольной работы, справочник и подсказка в нужный момент.

    Ответы на вопросы контрольной работы предполагают знание основных понятий культуры речи, учат навыкам бытового и делового общения, расширяют представление о русском языке, его возможностях, знакомят с особенностями звучащей речи, обучают правилам речевого этикета. Приводится орфоэпический словарь, варианты управления в русском языке и образцы деловых документов.

    Для студентов средних специальных учебных заведений (заочная форма обучения).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….  4

Содержание курса………………………………………………………….. 4

Домашняя контрольная работа……………………………………………..5

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………….19

Приложение………………………………………………………………….20

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» в средних специальных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального.

Курс заочного обучения предусматривает повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, а также формирование функциональных знаний и умений, таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка­.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    

Система норм русского литературного языка.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Орфоэпия как учение о правилах

 произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русского ударения. Функции словесного ударения.

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Омонимы, их типы и функции.

Синонимы, их типы и функции. Антонимы, их типы и функции.

Классификация словарного состава языка (с точки зрения его активного и пассивного запаса, происхождения слов).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

Морфология как учение о частях речи. Морфологические нормы. Основные виды ошибок в формообразовании и употреблении имени существительного.

Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий. Ошибки в образовании числительных и местоимений.

Ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий (личных, видовых, временных и залоговых форм).

Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды.

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    

Каждый вариант контрольной работы состоит из двух теоретических вопросов и шести практических заданий. Первое и второе задания предполагают ознакомление с базовым учебником курса. Самостоятельность мысли вырабатывается и в процессе работы со словарями (3 и 4 задания). Важную роль играет 7 задание, целью которого является повторение основных правил орфографии и пунктуации. Для выполнения же 5, 6 и 8 заданий студент может воспользоваться приложениями данной брошюры. 

ВАРИАНТ № 1

1. Опишите условия, необходимые для общения.

2. Дайте определение понятию "пароним". Напишите, какое из слов: "туристский" или "туристический" - сочетается со словами: ужин, проспект, путёвка, костюм, поход, снаряжение, справочник.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аборигены, дилемма, иллюзорный, меценат, превалировать, сентиментальный, уникальный, урбанизация, хроника, эмансипация.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: ни аза в глаза, хоть волком вой, дать волю рукам, из ряда вон выходящий, большой вопрос. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: августовский; балованный; важны (мн. ч. от важный); газопровод; донельзя; занятой (человек); искра; костюмированный; менеджмент; ненависть; озлобленный; переключит; разведенный; сажень; таможня.

6. Определите, как произносится чн, как [чн] или [шн]: будничный, булочная, закусочная, игрушечный, порядочный, сливочный, яичница, яблочный, Ильинична, Никитична.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило русского языка.

8. Напишите заявление о приёме на работу.

ВАРИАНТ № 2

1. Напишите изречение народной мудрости об общении.

2. Дайте определение понятия "пароним". Напишите, какое из слов: туристский" или "туристический" - сочетаются со словами: бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

 

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: абстрактный, дефект, имитация, модернизировать, презент, скептик, утрировать, хунта, эмпирей.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: ахиллесова пята, возвращать к жизни, мышиная возня, откуда ни возьмись, строить воздушные замки.  Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: автозаводский, баловать, валежник, гладильный, допеченный, занять, искристый, включит, красивее; местность, местностей; нефтепровод; окно, нет окон; плесневеть.

6. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа: инженер, бухгалтер, лифтёр, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофёр, ректор, лектор, инспектор, профессор.

7. Запишите известное Вам одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите заявление об увольнении с работы.

ВАРИАНТ № 3

1. Опишите невербальные (неречевые) средства общения.

2. Дайте определение понятия "диалектные слова". Выписать диалектные слова из первоначального текста "Поднятая целина" М. Шолохова:

а) Меня кубыть ветром сдуло.

б) Я отощал вовзят, не дойду.

в) Хозяин охаживал коня руками.

г) Побрякивая балабоном бежал жеребёнок.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: абсурд, де-факто, импонировать, мотивировать, превентивный, цербер, сноб, фаворит, эмоция.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского" значение     фразеологических оборотов: бабушка надвое сказала, буря в стакане воды, вожжа под хвост попала, волк в овечьей шкуре, до седых волос. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: агрономия; баржа; валовой; глубоки (мн. ч. от глубокий); доска; вин.п. – доску; мн. доски, нет досок; кремень; менеджмент; новорожденный; пломбированный; развитой (ребёнок); санитария; танцовщица.

6. Определите, как нужно произносить следующие слова: артерия [тэ или те], бактерия [те или тэ], брюнет [не или нэ], инертный [нэ или не], консервы [се или сэ], критерий [те или тэ], прогресс [ре или рэ], стратег [те или тэ], тема [те или тэ], шинель [не или нэ], бутерброд [тэ или те], дегазация [де или дэ], декан [де или дэ].

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

ВАРИАНТ № 4

1. Какие формы национального языка существуют. Приведите примеры каждой из них.

2. Дайте толкование понятия «заимствованные слова». Замените выделенные слова близкими по значению.

                  а) Мой друг купил себе байк.

б) Для художника баксы не главное в жизни.

в) Юбиляру подарили модный кейс.

г) Если покупаешь импортную вещь, изучи лейбл.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: абстракция, деспот, инспирировать, неглиже, презентабельный, стоический, фамильярный, цитадель, эпистолярный, конгломерация.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: барашек в бумажке, внести свою лепту, как с гуся вода, травленый волк, воля ваша.

Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: адекватный, бедны (мн. ч. от беден); варишь; горнозаводский; заостренный; дремота; искрится; крепость, нет крепостей; металлургия, нормировать; побасенка; разминуться; сантиметр; теплится.

6. Определите, как нужно произносить следующие слова: демобилизация [де или дэ], интернационал [те или тэ], экземпляр [зе или зэ], штепсель [(те или тэ)], отель [те или тэ], стенд [те или тэ], кодекс [де или дэ], модель [де или дэ], каре [ре или рэ], демпинг [де или дэ], кашне [не или нэ], энергия [не или нэ], демарш [де или дэ].

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило русского языка.

8. Напишите объяснительную записку в связи с Вашим опозданием на работу.

ВАРИАНТ № 5

1. Высшая форма национального языка. Дайте определение, укажите особенности.

2. Дайте определение понятия "профессионализмы". Приведите примеры слов, предпочтительно употребляемых только людьми Вашей профессии.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: абсурд, депрессия, интенсивный, нивелировать, одиозный, презумпция, суррогат, фата-моргана, шансонье, эпицентр.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: баш на баш, влететь в копейку, короче воробьиного носа, глас вопиющего в пустыне, стреляный воробей. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: Алексий (церк.); безудержный; ваяние; госпитальный; дружны (мн. ч. от дружный); запершись; исповедание; местностей; кружащий; омоложенный; побеленный; разогнутый; свезенный; теплопровод.

6. Определите, как нужно произносить следующие слова: Морзе [зе или зэ[, кредо[ре или рэ], ректор [ре или рэ], рента [ре или рэ], газета [зе или зэ], музей [зе или зэ], серия [се или сэ], секция [се или сэ], нервы [не или нэ], деспот [де или дэ], демон [де или дэ], теория [те или тэ], факультет [те или тэ], катет [те или тэ].

7. Напишите одно пунктуационное и одно орфографическое правило.

8. Напишите заявление об увольнении с работы.

ВАРИАНТ №6

1. Формы литературного языка. Дайте их определение и характеристику.

2. Дайте определение понятия "жаргонизмы". Привести примеры этого явления (не менее 10).

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов:    авансцена, денди, катаклизм, нирвана, оптимизм, прелюдия, табу,      феерический, шапито, эстет.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: как бельмо в глазу, вламываться в амбицию, белая ворона, своротить горы, воспрянуть духом. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: алкоголь; без умолку; вероисповедание; дурны (мн. ч. от дурен); гофрировать; заплесневелый; исподволь; новостей; кулинария; металлургия; опека; тефтели; свекла; разомкнутый.

6. Определите, в каких словах пишется буква (ё), а звучит звук [¢о]: крестница, крестник, крестный отец, крестная мать, крестный сын, крестная дочь, крестный ход, крестное знамение, крестная, крестный, перекресток, крестное подножие (относящееся к кресту), перекресты ("место пересечения чего-н., или что-либо, имеющее форму креста").

7. Напишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите объяснительную записку в связи с неявкой на работу.

ВАРИАНТ №7

1. Книжная и разговорная речь. Дайте характеристику, укажите разницу.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "небольшой".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: агрессия, деликатес, квинтэссенция, ортодоксальный, прецедент, тактика, феминизм, шарада, эстетика.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: молочные реки и кисельные берега, владеть собой, попадать впросак, до поры до времени, всё и вся.                                                                                              Составить с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: анатом; бензопровод; вертишь; гравированный; иссушенный; заржаветь; духовник; новы (мн. ч. от нов); кухонный; мизерный, оперится; повторишь, ракушка; сиг; нет сига; тигровый.

6. Запишите каждое слово в именительном падеже единственном числе: клавиши, рельсы, простыни, туфли, жирафы, ставни. Поставьте в родительный падеж множественного числа каждое слово: апельсины, мандарины, лимоны, помидоры, баклажаны, яблоки, носки, сапоги, чулки.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите докладную начальнику по любому, выбранному Вами поводу.

ВАРИАНТ № 8

1. Функциональные стили речи. Дать общую характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "большой".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: адюльтер, дебютант, компетенция, паблисити, рандеву, тандем, феномен, шезлонг, этика.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: бить по карману, ни под каким видом, вкушать плоды, вставать на дыбы, из ряда вон выходящий.

Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: аналог; бесхребетный; вертящий, гренадер, дымопровод; заселенный; истекший; нора, вин.п. нору; опломбировать; тирания; силос; раскупорить; подаришь.

6. Образуйте, где это возможно, параллельные существительные женского рода: ректор, спортсмен, бизнесмен, поэт, финансист, колдун, парламентёр, герой, воспитатель, архитектор, полицейский, послушник, монах, машинист (на поезде), певец, гражданин, педагог, лейтенант, всадник, майор, лётчик, писатель, академик, доцент.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правила.

8. Напишите автобиографию для поступления на работу.

ВАРИАНТ №9

1. Научный стиль речи. Дать характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы к слову "простой".

3. Из "Словаря иностранных слов " выписать значение следующих слов: ажиотаж, дансинг, компрометировать, панегирик, раут, темп, фетиш, шокировать, этический, эфемерный.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бить челом, не видеть света белого, вставлять палки в колёса, вынь да положь, гладить против шерсти. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: апартаменты; бинт, бинта; ветеринария; глубоки (мн. ч. от глубокий); истерия; засоленный (об овощах); ночь, в ночи; молодежь; ополоснутый; подбодрить; расщепленный; сирота, или сироты; толика; уведенный.

6. Образуйте словосочетания сданными предлогами.                                                            а) Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, план).                                                                                                                б) Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите доверенность на получение заработной платы.

ВАРИАНТ № 10

1. Официально-деловой стиль речи. Дайте характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к сочетанию «испытать страх».

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аксессуар, гурман, комфортабельный, пассаж, реванш, тембр, фиаско, эгоизм, эффектный.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: биться как рыба об лёд, взад-вперёд, только меня и видели, высасывать кровь, глаза бы мои не глядели. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: апостроф; бледны (мн. ч. от бледный); вклинить; гриб, гриба; исчерпать; засоленный (о почве); оптовый; морковь; увезенный; топливный; скрепленный; револьвер; подзаголовок; факсимиле; хаос (стихия).

6. Образуйте словосочетание с данными предлогами: а) наперекор (судьба, враги, злые силы, расчёты, б) благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость, друзья, товарищ).

7. Напишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите расписку.

ВАРИАНТ № 11

1. Разговорно-обиходный стиль речи. Дайте характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы, означающие "отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие-либо ценности".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов:         актуальный, гравюра, кондиция, пенаты, регламентировать, террор, фигурировать, эйфория, эффективный.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бог не обидел, вдоль и поперёк, встретимся на узкой дорожке, втирать очки, глаза разбегаются.                           Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: асимметрия; близки (мн. ч. от близкий); во-первых; вор, вора; засоренный; мытарство; ортопедия; характерный; фарватер; тошнота; сложенный; ремень; подметенный; цемент; чардаш.

6. Поставьте в родительный падеж множественного числа следующие существительные: одеяльце, полотенце, блюдце, щупальца, ступня, клещи, западня, дрожжи, ноздря, будни.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Составьте акт о проверке чего-либо.

ВАРИАНТ № 12

1. Напишите, что понимается под точностью речи ?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы к слову "препятствие".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: акцентировать, гёрлс, констатировать, перманентный, резюме, тиран, филантропия, экзерсис, юниор, апаш.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бог на душу положил, вгонять в краску, входить во вкус, делать большие глаза, в подмётки не годится.                                                                                                      Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: атлас; блин; блина; внесенный; грозны (мн. ч. от грозный); засуха; мытарь; осведомить; рекрут; черпать; хирургия; феерия; углубить; тренировать; случай; реноме.

6. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа: директор, доктор, отпуск, сторож, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофёр, лектор, ректор, инспектор, профессор.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное, знакомое Вам правило.

8. Напишите различные формы приветствия.

ВАРИАНТ № 13

1. Напишите, что понимается под понятностью речи?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы к слову "красный".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: альтернатива, гарсон, конструктивный, периферия, репрессирован, тирада, фимиам, экзотика, юстиция, кондиция.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бог прибрал, вгонять в гроб, выбивать дурь из головы, сверкать глазами, в глубине души. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: афера; блокированный; давнишний; единство; заточенный (карандаш); круты (мн. ч. от крутой); осведомлюсь; подогнутый; приобретенный, прирученный; счастливый, счастлив; тирания; уголь, род. угля; феномен.

6. Образуйте словосочетания с данными предлогами. Ввиду (опоздание поезда, неожиданные заморозки, плохая погода). Благодаря (удачная поездка, доброе отношение, уверенное поведение). Вследствие (природные катаклизмы, дождливая погода).                                                              

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите различные формы соболезнования.

ВАРИАНТ № 14

1. Напишите, что понимается под чистотой речи?

2. Дайте определение понятия "синоним".                                                               Подберите синонимы со значением "устремлять взгляд на кого-либо, что либо".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: амброзия, вульгарный, конфиденциальный, персона грата, ретироваться, толерантность, флирт, эксгумация, ягдташ.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бездонная бочка, вбивать осиновый кол в могилу, выжимать соки, калачом не выманишь, глас вопиющего в пустыне.                                                                                                                  Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: блокировать; дать, дало; еретик; забеленный; заточенный (узник); крупны (мн. ч. от крупный); осведомленный; река, вин. реку; подростковый; приобретение; приведенный; сцепленный; танцовщица; угольный; фетиш.

6. Поставьте следующие глаголы в первое лицо будущего времени: оттереть, подтереть, выздороветь, опротиветь.

Поставьте следующие глаголы в первое лицо настоящего времени: хлестать, махать, пахать, плескать, полоскать.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите различные формы сочувствия, утешения.

ВАРИАНТ № 15

1. Напишите, что понимается под богатством и разнообразием речи ?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "просишь".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения слов: амбиция, бравурный, концентрировать, пиетет, саботаж, тотальный, фолиант, экспансия, абонент.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: брать в оборот, Варфоломеевская ночь, коломенская верста, вертеть вола, сражаться с ветряными мельницами.                                                                                                     Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: гусь, гуся; дефис; жалостный; заведенный; звонишь, мутны (мн. ч. от мутный); оседлый; поедом; приободрить; произведенный; сцепить; сцепишь; топливный; украинский; филантропия.

6. Напишите краткую форму следующих прилагательных: пустынный, современный, ценный, безвременный, безнравственный, необыкновенный, величественный, неприкосновенный, искусственный, несомненный.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Составьте протокол по любому, выбранному вами поводу.

ВАРИАНТ № 16

1. Напишите, какие явления в языке определяют его богатство?

2. Дайте определение понятия "синоним".                                                               Подберите синонимы со значением "ходить, двигаться".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение слов: амфитеатр, бравада, корифей, плебисцит, сакраментальный, триумф, формация, эксцентрик, менеджер, апелляция.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: брать на арапа,                      валяться в ногах, соломенный вдовец, лить как из ведра, испокон века. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: де-юре; ловить, ловящий; завезенный; избалованный; звонит; милы (мн. ч. от милый); осмысление; поимка; принудить; проклятый; ступень, род. мн. ступеней; тошнота; умерший; фольга.

6. Раскройте скобки, поставив слова внутри них в нужный падеж.

 Писать о (погода) – описывать (погода). Наполнен (вода) – полон (вода). Вера в (победа) – уверенность в (победа). Отчитываться (проделанной работе) – делать отчёт (работа). Удивляться (неудача) - быть удивлённым (неудача).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило,                 знакомое Вам.

8. Напишите различные формы обращения с просьбой.

ВАРИАНТ № 17

1. Напишите, что такое синонимы? Какую функцию они выполняют в речи ?

2. С какой целью используются в речи пословицы?                                                        Что означает пословица "Рыбак рыбака видит из далека".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: антагонизм, богема, кулуары, плюрализм, санкция, увертюра,                              форс-мажор, элегантный, апокалипсис, адажио.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: капли в рот не брать, конь не валялся, варить в собственном соку, соломенная вдова, и бровью не ведёт. Составить с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: диалог; житие; завидно; избаловать;           откупорить; пористый; приноровленный; простыня; страстная неделя;          страшны (мн. от страшный); тягостный; фреза; хаос (беспорядок); цемент.

6. Раскройте скобки, поставив слова в нужный падеж.

Хорошая рецензия (роман). Я поражаюсь (удача). Мне нужны доказательства его (вина). Солдат удостоен (орден). Солдат награждён (орден). Я недоволен (друг). Я разочаровался (друг). Я удивляюсь (удача). Я восхищаюсь (женщина). Хочу поделиться (радость).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите различные формы комплимента.

ВАРИАНТ № 18

1. Напишите, в чём заключаются особенности словообразование в русском языке ?

2. С какой целью используются в речи пословицы ?                                                    Из словаря В. И. Даля выпишите не менее 10 пословиц.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: антураж, бестселлер, лояльный, полемизировать, сатрап, универсальный, фривольный, элементарный, меркантильность, аперитив.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бросать на ветер,         валаамова ослица, с больной головы на здоровую валить, наше вам с     кисточкой, лететь вверх тормашками.                                                                                        Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: диоптрия; завсегдатай; избранный;              камбала; знамение (небесное); оцененный; тесны (мн. ч. от тесный);        портфель; принесенный; процент; стенография; столяр; торт; торты; характерный; черпать; шасси.

6. Раскройте скобки, поставив слова в нужный падеж. Я постоянно удивляюсь (своё счастье). Тренер удивлён (поражение) спортсмена. Отец доволен (сын). Мать рада (сын). Мы дорожим (свобода). Мы ценим (свобода). Нужно начинать (работа). Давайте приступим (работа). Когда сына нет дома, я беспокоюсь (он). Я тревожусь (сын).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Составьте акт на списание чего-либо.

ВАРИАНТ № 19

1. Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.

2. Дайте определение понятия "пароним". Напишите, какое из слов: "туристский" или "туристический" - сочетается со словами: ужин, проспект, путёвка, костюм, поход, снаряжение, справочник.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аншлаг, бельэтаж, манкировать, помпезный, сатисфакция, уникальный, фурия, элита, конвертируемость.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бряцать оружием, с                     бухты барахты, чтоб неповадно было, для пущей важности, девятый вал. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: дипломированный, задолго, изваяние, каталог, значимость, отчасти, посоленный, призывной, проясниться, станковый, статуя, унесенный, ходатайствовать; чисты (мн. от чистый), шевелишь.

6. Как нужно произносить следующие слова: острие или остриё, опека или опёка, щелка или щёлка, озлобленный или озлоблённый, обмененный или обменённый, никчемный или никчёмный, желчь или жёлчь, холеный или холёный, желоб или жёлоб, дареный или дарёный, бесхребетный или бесхребётный.                         

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите резюме.

                                                                                                                                        

ВАРИАНТ № 20

1. Напишите, что такое речевая выразительность. Назовите основные средства речевой выразительности.

2. Дайте определение понятия "пароним". Напишите, какое из слов: "туристский" или "туристический" - сочетается со словами: бюро, обед,             сезон, поезд, база, рюкзак.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аргументировать, бедлам, ментор, постулат, сентенция, унитарный, хобби, эмбарго, санкция.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: не в обиду будь сказано, буря в стакане воды, как ни в чём не бывало, маковой росинки во рту не было, чтоб пусто было. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: диспансер; заем; изгнание; каучук; зола, выгребать золу; отдал; отдала; толсты (мн.ч. от толстый); поутру; призыв; псевдоним; сосредоточение; средство, мн. средства.

6. Поставьте следующие слова в родительный падеж: бусы, брызги, макароны, простыни, усадьбы, свадьбы, туфли, снадобья, плоскогубцы, вафли.

7.Напишите одно пунктуационное и одно орфографическое правило.

8.Составьте акт на приёмку чего-либо.

ВАРИАНТ №21

1. Дайте определение понятия "норма литературного языка". Назовите характерные особенности нормы литературного языка.

2. Дайте определение понятия "диалектные слова". Выпишите диалектные слова из первоначального текста "Поднятой целины" М. Шолохова, подберите к ним общеупотребительные синонимы.

а) Меня кубыть ветром сдуло.

б) Я отощал вовзят, не дойду.

в) Хозяин охаживал коня руками.

г) Побрякивая балабоном, бежал жеребёнок.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аборигены, дилемма, иллюзорный, меценат, превалировать, сентиментальный, уникальный, урбанизация, хроника, эмансипация.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: барашек, в бумажке, внести свою лепту, как с гуся вода, травленый волк, воля ваша. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударения в словах: дистиллированный; зазвонишь; издавна; квартал; кладбище; лассо; мальчиковый; наговор; обезуметь; памятуя; приданое; путепровод; пьяны (мн. ч. от пьяный); ретироваться; силос.

6. Поставьте в единственное число следующие существительные: тапки, тапочки, рельсы, туфли. Поставьте в множественное число следующие существительные: редактор, кондуктор, инспектор, договор, выбор, окорок.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите приказ об увольнении с работы.

ВАРИАНТ № 22

1. Дайте определение каждому виду литературных норм.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы со значением, "устремлять взгляд на кого-либо, что-либо".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: амброзия, вульгарный, конфиденциальный, персона грата, ретироваться, толерантность, флирт, эксгумация, ягдташ.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: бездонная бочка, вбить осиновый кол в могилу, выжимать соки, калачом не выманишь, глас вопиющего в пустыне. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: длинны (мн.ч. от длинный); зазвонит; изнеможенный; квашение; кладовая; лениться, он ленится; наголо (остричь); обеспечение; паралич; маневры; приговор; сирота, мн. сироты; создать, создавший; упрощенный.

6. Поставьте следующие глаголы в прошедшее время: иссякнуть, утихнуть, достигнуть, потухнуть, охрипнуть, замёрзнуть, выдохнуться, озябнуть, продрогнуть, сохнуть, киснуть, мокнуть, глохнуть, зачахнуть

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите приказ о приёме на работу.

ВАРИАНТ №23

1. Дайте характеристику акцентологическим нормам литературного языка.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы, означающие "отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие-либо ценности".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: актуальный, гравюра, кондиция, пенаты, регламентировать, террор, фигурировать, эйфория, эффектный.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: биться как рыба об лёд, взад-вперёд, только меня и видели, высасывать кровь, глаза бы мои не видели.

Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: добры (мн. ч. от добрый); заиндеветь; изобретение; кета; класть, клала; летаргия; манить, манишь; надолго; обесценить; партер; привезенный; скрепленный; созыв; усугубить.

6. Поставьте следующие глаголы в повелительное наклонение: высунуть, выставить, выправить, высыпать, почистить, портить, уведомить, лакомиться, закупорить, откупорить, класть, положить, лечь, выложить.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное      правило.

8. Напишите объяснительную в связи с опозданием на работу.

ВАРИАНТ № 24

1. Дайте характеристику орфоэпическим нормам литературного языка.

2. Дайте определение понятия "си



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Орфоэпический словарь. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орфоэпический словарь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)