Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обязательный минимум содержания программы курса



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Обязательный минимум содержания программы курса 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

Методические указания и программа курса для слушателей

 магистратуры ХГАЭП

 

Редактор Г. С. Одинцова

 

Подписано в печать __ _______ 2006г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

 

Печать офсетная. Усл.п.л. 1,6.  Уч.-изд.л. 1,2. Тираж 150 экз.

 

Заказ №

 

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 134, ХГАЭП РИЦ

 

©Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006

 

Введение

 

Методические указания по курсу «История и методология науки» составлены в соответствии с программой магистерской подготовки в ХГАЭП, положениями государственного стандарта послевузовского профессионального образования и отвечают требованиям приказа Минобразования РФ от 5 июля 2005 г. № 189 «Об обеспечении единства образовательного процесса РФ в системе послевузовского профессионального образования».

Данные методические указания содержат обязательный минимум требований к слушателям, изучающим курс «История и методология науки», который является важным элементом учебного процесса, направленного на подготовку магистров.

В методических указаниях изложены общие проблемы науки, а также вопросы, связанные с разработкой и применением научно-познавательного инструментария. Особое внимание уделяется анализу процедур, направленных на применение современных научных методов в эмпирических и теоретических исследованиях.

Введение в структуру магистерского учебного процесса курса «История и методология науки» обусловливается необходимостью совершенствования системы формирования высококвалифицированных научных кадров, соответствующих возросшим требованиям научной деятельности. Чтобы успешно вести научный поиск современный ученый должен обладать не только суммой узкопрофессиональных знаний, но и владеть обширным комплексом эффективных научных методов познания, иметь навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, разбираться в достижениях и проблемах фундаментальных и прикладных наук, уметь использовать в познавательном процессе методологические знания и опыт рационального освоения действительности. Только обогатившись знаниями основ научно-исследовательской деятельности, специфику которой составляет ее методичность, можно будет успешно решать многообразные и сложные проблемы, связанные с изучением соответствующего объекта.

Сказанное позволяет сформулировать цель курса, которая заключается в том, чтобы дать общедоступное введение в проблематику истории и методологии научного познания и тем самым существенно повысить методологическую культуру начинающегося исследователя. Наряду с изучением общих проблем науки предусмотрено диалоговое обсуждение методологических вопросов, что позволит овладеть навыками исследовательской работы и успешно применять методы, адекватные предмету познания.

 

 

Основные задачи курса:

· формирование у слушателей представления о генезисе и развитии науки как особом виде познавательной деятельности человека;

· выяснение специфики научного исследования;

· определение структуры и основных этапов познавательного процесса;

· раскрытие сущности понятий «метод», «методология», «подход», «парадигма», «научно-исследовательская программа»;

· выявление особенностей методов эмпирического и теоретического познания;

· определение структуры теоретического знания;

· закрепление навыков исследовательской работы в ходе написания и защиты реферата.

 

Требования к знаниям магистров и уровню их подготовки

По завершению изучения курса

 

По окончании изучения курса «История и методология науки» слушатель должен:

1. Понимать специфику науки как особого вида познавательной деятельности, ее место и роль в обществе.

2. Усвоить особенности научного исследования, его стиль, нормы и принципы.

3. Знать основные методы и подходы научного познания и свободно применять их в профессиональной деятельности.

4. Иметь представление о научной истине и способах ее проверки.

5. Уметь четко выделять структуру и основные этапы научного познания.

6. Знать основные уровни научного познания.

7. Владеть методами эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент и т.д.).

8. Уметь применять методы построения теории (аксиоматический и генетический методы, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.).

9. Понимать особенности познания социальных процессов и явлений.

10. Владеть современной научной картиной мира.

 

Программа курса «История и методология науки»

Обязательный минимум содержания программы курса

Понятие науки: наука как вид познавательной деятельности; наука как система знаний; наука как социальный институт. Преднаука Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Черты и критерии классической науки Нового времени. Неклассическая и постклассическая наука XX века. Процессы дифференциации и интеграции наук. Проблема классификации наук. Основные функции науки. Специфика научного познания, его структура и этапы. Субъект и объект научно-познавательной деятельности. Специфика и структура эмпирического и теоретического уровней познания. Формы познавательного процесса: проблема, факт, гипотеза, закон, теория. Роль парадигмы в познании. Идеалы и нормы научного исследования. Проблема истины и ее критериев. Понятие метода. Метод и методология. Проблема классификации методов. Методы эмпирического познания. Эксперимент как основной метод эмпирической науки. Виды и функции эксперимента. Методы теоретического познания. Проблема критериев выбора научных теорий. Аксиологизация науки. Современная научная картина мира: сущность, структура, функции.



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Обязательный минимум содержания программы курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обязательный минимум содержания программы курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)