Обязательный минимум содержания программы курса
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Методические указания и программа курса для слушателей магистратуры ХГАЭП
Редактор Г. С. Одинцова
Подписано в печать __ _______ 2006г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать офсетная. Усл.п.л. 1,6. Уч.-изд.л. 1,2. Тираж 150 экз.
Заказ №
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 134, ХГАЭП РИЦ
©Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006
Введение
Методические указания по курсу «История и методология науки» составлены в соответствии с программой магистерской подготовки в ХГАЭП, положениями государственного стандарта послевузовского профессионального образования и отвечают требованиям приказа Минобразования РФ от 5 июля 2005 г. № 189 «Об обеспечении единства образовательного процесса РФ в системе послевузовского профессионального образования». Данные методические указания содержат обязательный минимум требований к слушателям, изучающим курс «История и методология науки», который является важным элементом учебного процесса, направленного на подготовку магистров. В методических указаниях изложены общие проблемы науки, а также вопросы, связанные с разработкой и применением научно-познавательного инструментария. Особое внимание уделяется анализу процедур, направленных на применение современных научных методов в эмпирических и теоретических исследованиях. Введение в структуру магистерского учебного процесса курса «История и методология науки» обусловливается необходимостью совершенствования системы формирования высококвалифицированных научных кадров, соответствующих возросшим требованиям научной деятельности. Чтобы успешно вести научный поиск современный ученый должен обладать не только суммой узкопрофессиональных знаний, но и владеть обширным комплексом эффективных научных методов познания, иметь навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, разбираться в достижениях и проблемах фундаментальных и прикладных наук, уметь использовать в познавательном процессе методологические знания и опыт рационального освоения действительности. Только обогатившись знаниями основ научно-исследовательской деятельности, специфику которой составляет ее методичность, можно будет успешно решать многообразные и сложные проблемы, связанные с изучением соответствующего объекта. Сказанное позволяет сформулировать цель курса, которая заключается в том, чтобы дать общедоступное введение в проблематику истории и методологии научного познания и тем самым существенно повысить методологическую культуру начинающегося исследователя. Наряду с изучением общих проблем науки предусмотрено диалоговое обсуждение методологических вопросов, что позволит овладеть навыками исследовательской работы и успешно применять методы, адекватные предмету познания.
Основные задачи курса: · формирование у слушателей представления о генезисе и развитии науки как особом виде познавательной деятельности человека; · выяснение специфики научного исследования; · определение структуры и основных этапов познавательного процесса; · раскрытие сущности понятий «метод», «методология», «подход», «парадигма», «научно-исследовательская программа»; · выявление особенностей методов эмпирического и теоретического познания; · определение структуры теоретического знания; · закрепление навыков исследовательской работы в ходе написания и защиты реферата.
Требования к знаниям магистров и уровню их подготовки По завершению изучения курса
По окончании изучения курса «История и методология науки» слушатель должен: 1. Понимать специфику науки как особого вида познавательной деятельности, ее место и роль в обществе. 2. Усвоить особенности научного исследования, его стиль, нормы и принципы. 3. Знать основные методы и подходы научного познания и свободно применять их в профессиональной деятельности. 4. Иметь представление о научной истине и способах ее проверки. 5. Уметь четко выделять структуру и основные этапы научного познания. 6. Знать основные уровни научного познания. 7. Владеть методами эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент и т.д.). 8. Уметь применять методы построения теории (аксиоматический и генетический методы, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.). 9. Понимать особенности познания социальных процессов и явлений. 10. Владеть современной научной картиной мира.
Программа курса «История и методология науки» Обязательный минимум содержания программы курса Понятие науки: наука как вид познавательной деятельности; наука как система знаний; наука как социальный институт. Преднаука Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Черты и критерии классической науки Нового времени. Неклассическая и постклассическая наука XX века. Процессы дифференциации и интеграции наук. Проблема классификации наук. Основные функции науки. Специфика научного познания, его структура и этапы. Субъект и объект научно-познавательной деятельности. Специфика и структура эмпирического и теоретического уровней познания. Формы познавательного процесса: проблема, факт, гипотеза, закон, теория. Роль парадигмы в познании. Идеалы и нормы научного исследования. Проблема истины и ее критериев. Понятие метода. Метод и методология. Проблема классификации методов. Методы эмпирического познания. Эксперимент как основной метод эмпирической науки. Виды и функции эксперимента. Методы теоретического познания. Проблема критериев выбора научных теорий. Аксиологизация науки. Современная научная картина мира: сущность, структура, функции.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |