Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биоэтика. Антропно-космологический принцип. Принципы



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Биоэтика. Антропно-космологический принцип. Принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

 

I. Вопросы для докладов и рефератов.

 

1. Современная космология и антропный принцип.

Ключевые моменты: Фундаментальные физические и космологические константы и устойчивость Вселенной. Закономерности формирования и эволюции космического вещества – от газопылевых облаков к звездам и галактикам. Закономерности эволюции звезд и «производство» химических элементов. Углерод – главный элемент жизни. Солнечная система – пепел звезды первого поколения. Уникальная структура Солнечной системы и уникальность физических условий на планете Земля. Человек и космос; антропный космологический принцип и его возможные следствия. Основные положения антропнокосмического мировидения. Антропный принцип как основа философии современного антропоцентризма.

 

2. Ноосфера: утопия или закономерность развития человечества?

Ключевые моменты: Переход от биосферы к ноосфере (учение В.И. Вернадского). Ноосфера как Божественная среда. Феномен Человека (учение П. Тейяр де Шардена). Закономерности ноогенеза в свете учения С. Булгакова о софийности хозяйства. Человек и Космос в свете учений русских космистов. Концепция ноосферы и антропно-космологический принцип. Проблемы экологии и демографии в свете концепции ноосферы. Современные естественнонаучные подходы к этике и религии. Ноосфера, эволюция, этика и религия. Биоэтика – сциентистский миф или эволюционная реальность? Человек и природа: антагонизм или коэволюция? Современная дискуссия по проблеме ноосферы.

 

3. Синергетика и принцип коэволюции.

Ключевые моменты: Осевое время и начало цивилизации. Возникновение и развитие артесферы. Современные противоречия в системе «Человек – Природа». Общество и природа: траектория совместного развития и горизонты эволюции. От техногенной цивилизации к космогенной; - опасности технократических утопий и реальные возможности коэволюции. Универсальный эволюционизм: общая схема и ожидаемые результаты. Темпоральная несоизмеримость эволюции техносферы и биосферы. Концепция экологического императива. Коллективный интеллект и путь к единой культуре. Синергетика - новый диалог человека с природой.

 

II. Список литературы.

 

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Соч. в двух томах. Т. 1, С. 49-298. - М.: Наука, 1993.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., Наука, 1983.

4. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток. // Вопр. философии, 1997, № 3, с. 90-102.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике. // Вопр. философии, 1997, № 3, с. 62-79.

6. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М., 1995.

7. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. Сб., ред.-сост. Е.Р. Мелкумова. - М.: Интеллект, 1996.

8. Кутырев В.А. Универсальный эволюционизм или коэволюция. // Природа, 1988, №8.

9. Моисеев Н.Н. Человек, Среда, Общество. - М., Наука, 1979.  

10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Прогресс, 1990.

11. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф, 1998.

12. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. - М.: Недра, 1990.

13. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993.

14. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в ХХ1 веке. // Вопр. философии, 1996, №11, с. 65.

15. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М., 1986.

16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986.

17. Реймерс Н.Ф. Экология. - М.: Россия Молодая, 1994.

18. Родин С.М. Идея коэволюции. - Новосибирск, 1991.

19. Рьюз М. Эволюционная этика. // Вопр. философии, 1989, № 8, с. 34.

20. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопр. философии, 1991, №2, с. 36.

21. Сутт Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. - М., 1986.

22. Тейяр де Шарден П.  Феномен человека. - М., Прогресс, 1965.

23. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. - М.: Гнозис, 1994.

24. Фролов И.Г. Перспективы человека. - М., 1983.

25. Философия русского космизма. Сб., - М.: Новое Тысячелетие, 1996.

 

 

Некоторые учебники по дисциплине КСЕ, рекомендуемые Министерством

общего и профессионального образования Российской Федерации.

 

1. Дубнищева Т.А. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., 1997.

3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания - М., 1997.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

 

 

Рекомендуемые учебные пособия по всем вопросам курса КСЕ.

 

1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. - СПб., 2000.

2. Воронов В.К., Гречнева М.К., Сагдеев Р.З.  Основы современного естество знания. - М., 1999.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: «Центр», 1997; - М.: «Центр», 1999.

4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. -

5. Каменев А.С. Концепции современного естествознания. Словарь понятий и терминов. – М.: «Жизнь и мысль», 2002.

6. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. - М., 1998. 

7. Концепции современного естествознания. Коллектив авторов. - Ростов н/Д., 1997.

8. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996.

9.  Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. - М., 1997.

10.  Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. – Саратов, 2000.

11.  Потеев М.И. Концепции современного естествознания. - СПб., 1999.

12.  Скопин А.Ю.  Концепции современного естествознания. – М., 2003.

Контрольные задания (вопросы).

 

Выполнение контрольных заданий предусматривает четкий и конкретный ответ на поставленные вопросы. Объем контрольной работы ограничен двумя-тремя страницами с указанием использованного источника. Количество источников не оговаривается.

 

    Основные вопросы по курсу КСЕ.

 

1. В чем состоит проблема «двух культур»? Дать философское обоснование и привести примеры из истории науки. Возможен ли синтез естественнонаучного и гуманитарного мышления, продуктивен ли он для науки?

2. Что такое наука? Дать характеристику основных принципов научного способа познания. Соотнести науку с прочими отраслями культуры.

3. Раскрыть смысл понятия парадигмы. Что такое научное сообщество и нормальная наука? Охарактеризовать ход научных революций как процесс смены парадигм. Дать примеры из истории науки. Насколько универсален этот подход?

4. Что такое паранаука и каковы её отличия от науки. Какова роль и место паранауки в процессе познания? Охарактеризовать паранауку с системной точки зрения. Привести примеры паранормальной науки.

5. Дать краткий обзор античной натурфилософии. Охарактеризовать геоцентрическую систему мира К. Птолемея. Почему она просуществовала от античности до 16 века? Был ли в ней элемент научного или она находится абсолютно за пределами науки?

6. Изобразить современную модель Солнечной системы. Кратко охарактеризовать планеты. Дать краткий исторический очерк состояния этой проблемы в эпоху революции Коперника.

7. Сформулировать законы механики Ньютона и закон всемирного тяготения (ЗВТ). Сформулировать законы Кеплера. Объяснить смысл входящих в них параметров. Связать существующий вид ЗВТ с геометрической размерностью пространства Вселенной.

8. Что такое первая, вторая и третья космические скорости? Дать физическое толкование и привести численные значения. Как Циолковский решил проблему преодоления силы земного притяжения?

9. Что такое космические лучи? Каковы источники их происхождения и состав? Дать краткую историческую справку. Оказывают ли они влияние на живые организмы биосферы Земли и если да, то какое?

10. Рассмотреть внутреннее строение Земли. Что такое горные породы? Что такое литосфера Земли? Какой тектонический процесс называется землетрясением?

11. Осветить основные положения и выводы специальной и общей теории относительности.

12. Что такое элементарные частицы? Привести некоторые примеры. Каковы современные представления об элементарности? Рассмотреть соотношение части и целого на уровне микромира.

13. Что такое квант? История возникновения этого понятия. Объяснить понятие кванта при помощи постулатов Бора на модели атома. Что изучает квантовая механика? Что такое спектр испускания и спектр поглощения? Как это используется в науке?

14. Что такое корпускулярно-волновой дуализм? Объяснить на примере электрона и фотона. Привести пример использования волновых свойств электрона в технике. В какой мере это явление свойственно макромиру?

15. В чем состоит принцип неопределенности Гейзенберга? Рассмотреть пример движения электрона. Имеет ли он применение в области макромира? Рассмотреть на примере траектории полета пули.

16. Какие системы и процессы называются динамическими? В чем причина обратимости времени в динамических системах? Привести примеры динамических систем. Какие системы и процессы называются стохастическими? В чем причина необратимости времени в таких системах? Привести примеры стохастических систем.

17. Что такое гравитация? Дать краткий очерк истории изучения процесса свободного падения тел (от Аристотеля до Ньютона).

18. Что такое трофические и энергетические цепочки? Охарактеризовать автотрофные и гетеротрофные организмы. Привести примеры трофических цепей в устойчивой экосистеме. В чем причина кризисов в экосистеме?

19. Охарактеризовать понятия системы, системности, эволюционности. Дать краткий исторический очерк развития этого понятия в науке. В чем состоит современный принцип системности и эволюционности?

20. Является ли биосфера системой? Если да, то динамическая или стохастическая. Дать основные характеристики элементов этой системы. Рассмотреть какой-либо реальный пример экосистемы.

21. В чем состоит принцип дополнительности Н. Бора? Каковы его физические истоки, эпистемологические причины и в чем его современное общенаучное значение?

22. Что такое ионизирующее излучение. Рассмотреть рентгеновские лучи, гамма-фотоны, альфа-частицы, бета-частицы? Дать им краткую физическую характеристику и указать источники происхождения.

23. Как выглядит современная модель атома и атомного ядра? Привести пример атомов водорода и гелия. Охарактеризовать протон, нейтрон и электрон. Дать краткий исторический очерк их открытия.

24. В чем состоит процесс деления атомного ядра? Что такое спонтанное и вынужденное деление? Изобразить схему деления ядра урана.

25. Что такое радиоактивный распад, каковы его закономерности? Каков физический смысл параметров, входящих в закон радиоактивного распада? Привести какой-либо пример распада радиоактивного вещества.

26. В чем состоит понятие силового поля? История возникновения этого понятия. Квантовый характер электромагнитного поля. Какой объект является переносчиком электромагнитного взаимодействия?

27. На каких основаниях строится иерархия структурных уровней организации материи? Привести пространственные, временные и массовые параметры наиболее характерных объектов трех уровней организации.

28. Разъяснить понятие частицы и античастицы. Кратко очертить историю этой проблемы и привести соответствующие примеры пары «частица-античастица». Что такое антивещество, есть ли оно во Вселенной?

29. В чем состоит процесс аннигиляции и образования пары «частица-античастица»? Привести конкретный пример. Пользуясь формулой Эйнштейна (связь массы с энергией), сравнить энергетический выход аннигиляции 1 г вещества и ядерного взрыва 1 кг урана.

30. В чем состоят основные положения дарвинизма? Какова роль и место учения Дарвина в современной биологии? Есть ли альтернативные концепции процесса видообразования в биосфере?

31. В чем состоит смысл понятия энтропии? Привести термодинамическую и статистическую трактовки. Каков смысл выражения «стрела времени»? Какова научная подоплека концепции тепловой смерти Вселенной?

32. Рассмотреть соотношение категорий «энтропия» и «информация». Объяснить смысл формулы Шеннона. Что такое ценность информации и можно ли это качество описать математически? Обосновать ответ.

33. Как выглядит современная стандартная модель Большого взрыва? Описать основные стадии процесса развития Вселенной и охарактеризовать имеющиеся альтернативные модели.

34. Что такое волновая функция Шредингера? Какие параметры объектов микромира она характеризует? Рассмотреть концепцию вероятностного характера процессов в микромире и дать философскую оценку.

35. Рассмотреть категорию «ноосфера». Дать краткую историческую справку (подход Вернадского и Тейяра де Шардена) и охарактеризовать современное состояние проблемы ноосферы. Полностью ли научно это понятие?

36. Каковы основные задачи кибернетики и синергетики как науки? Какие закономерности поведения систем они описывают? Пояснить на примере саморазвития систем с использованием понятия обратных связей.

37. Рассмотреть основные положения концепции универсального эволюционизма. Что такое антропно-космологический принцип и какие научные данные лежат в его основе? Можно ли отнести его к чисто научной сфере, а если да (или нет), то почему?

38. Описать иерархию биологических уровней организации природы. Что такое клетка и какова её структура? Кто такие прокариоты и эукариоты? Какие организмы населяли первичную биосферу Земли?

39. Как по современным представлениям выглядит структура Вселенной и галактик?

40. Охарактеризовать науку генетику, круг ее вопросов и современное состояние. Что такое генная инженерия, что такое клонирование организмов?.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы.

 

41. Что такое взаимодействие материальных объектов? Охарактеризовать концепции близкодействия и дальнодействия. Перечислить и охарактеризовать фундаментальные взаимодействия материальных объектов.

42. Что такое химическая реакция? Дать общую характеристику химическим процессам. Привести примеры простейших реакций (напр. горения).

43. Что такое экологический стресс и экологический кризис? Охарактеризовать экологический кризис на современном этапе эволюции биосферы. Возможно ли бескризисное сосуществование системы «человек-природа»? Обосновать ответ.

44. Что такое фотоэлектрический эффект? Можно ли объяснить его в рамках классической науки? Как его объяснил Эйнштейн, исходя из квантовомеханических представлений?

45. В чем состоит закон всемирного тяготения? Какова его роль в классической науке? Объяснить физический смысл входящих в него символов.

46. В чем состоит новизна и необычность неевклидовой геометрии Лобачевского, Больяи и Римана? Есть ли примеры такой геометрии в реальности? Как она используется в общей теории относительности? Как трактуется сила гравитации в общей теории относительности?

47. В чем состоит принцип верификации и фальсификации? Чем отличается высказывание научное от ненаучного? Имеют ли ценность ненаучные (т.е. метафизические) высказывания для науки?

48. В чем состоят опыты Менделя по изучению наследственности? Каковы основные результаты, полученные Менделем? Подтверждены они современной генетикой или опровергнуты?

49. Как трактуются понятия пространства и времени в механике Ньютона и в специальной теории относительности Эйнштейна? Записать формулы для расстояний, массы и временных интервалов в теории относительности.

50. Что такое размерность пространства? Сформулировать основные постулаты геометрии Евклида. Каковы физические следствия, вытекающие из крупномасштабной трехмерности пространства?

51. Как понимать утверждение Галилея о том, что книга природы написана языком математики? Насколько оно правомерно. Привести примеры успехов и ошибок при математическом моделировании природных явлений.

52. Что такое химический элемент? Охарактеризовать периодический закон изменения свойств элементов. В чем состоит понятие изотопов? Привести примеры изотопов некоторых химических элементов.

53. В чем состоит принцип сохранения массы-энергии? Какова его роль в естествознании? Записать и объяснить формулу Эйнштейна, связывающую массу с энергией. Привести пример продуктивности закона сохранения энергии в дискуссии вокруг бета-распада.

54. Качественно рассмотреть реакцию Белоусова-Жаботинского и её трактовку с точки зрения синергетики (интерпретация И. Пригожина). В чем состоит её значение для постнеклассической науки?

55. Что такое мутация? Как она происходит и какова её роль в эволюции видов живых организмов? Рассмотреть соотношение закономерного и случайного в этом процессе.

56. Описать схематически основные этапы процесса самоорганизации упорядоченных структур из неравновесного хаотического состояния. Объяснить значение терминов, характеризующих эти этапы.

57. В какой форме должен быть представлен результат исследований, удовлетворяющий современным критериям научности? Сравнить понятия истины и статистической достоверности. Какое из них принадлежит сфере науки, какое имеет чисто философский смысл и почему?

58. Разъяснить понятия корпускулярности и континуальности. Привести примеры соответствующих объектов. Есть ли основания отдавать предпочтение какой-либо из этих концепций описания природы?

 

 



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Биоэтика. Антропно-космологический принцип. Принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биоэтика. Антропно-космологический принцип. Принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)