Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль понятий в научном исследовании. Логические операции с понятиями (определение, обобщение, ограничение, деление). Классификация, типология, систематизация.



2019-12-29 796 Обсуждений (0)
Роль понятий в научном исследовании. Логические операции с понятиями (определение, обобщение, ограничение, деление). Классификация, типология, систематизация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Методология (от греч. methodos – способ познания и logos – учение, слово) – 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу конкретной науки; 3) совокупность приемов исследования, применяемых в конкретной науке.

Методология научных исследований - это учение о принципах, формах, способах и правилах научно-исследовательской работы и научного мышления при добывании нового научного знания.

Принято рассматривать три уровня методологии науки: фундаментальный, или философский, уровень, общенаучный уровень и технический методологический уровень конкретной науки.

Важнейшей логической операцией с понятиями является определение. Это такая логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия.

Всякое определение включает в себя два элемента: 1) определяемое (по лат. definiendum), 2) определяющее (по лат. definiens).

Определяемым является то, что раскрывается в определении. Это может быть предмет, понятие, слово.

Определяющим служат те существенные признаки, которые составляют содержание определяемого.

Логическая связь между определяемым и определяющим выражается с помощью слов «есть», «является», «представляет собой», «называется» и т. д. или тире.

По характеру определяемого в логике различают реальные и номинальные определения.

Реальное определение – это определение самого предмета, отражённого в соответствующем понятии. Примеры: «Яблоко – это плод, растущий на яблоне»; «Трапеция – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – не параллельны».

В номинальных определениях (от лат. nomen – имя) раскрывается смысл самого слова, т. е. имени предмета. Примеры: «Термином ²яблоко² мы называем плод, растущий на яблоне»; «Правовым называется государство, в котором верховенствует закон».

По характеру определяющего можно выделить, прежде всего, определения через род и видовое отличие. Определения через род и видовое отличие – наиболее распространённые. В данном случае, отвечая на вопрос «что это?», мы сначала называем род, к которому относится данный предмет, а уже потом добавляем видовые признаки, благодаря которым он отличается ото всех других предметов того же рода. Определяя данным способом «яблоко», мы говорим следующее: «Яблоко – это плод (тем самым указывается род), растущий на яблоне (здесь указывается видовое отличие ото всех других плодов)». Другой пример: «Грабёж есть открытое хищение чужого имущества без применения насилия». Ближайший род здесь – «хищение чужого имущества», а видовых отличий два: от кражи – то, что оно «открытое», а от разбоя – то, что «без применения насилия».

К числу родовидовых определений относятся:

· квалифицирующие. В них раскрывается сущность предмета, его природа или качество;

· генетические. Эти определения указывают на способ возникновения предмета;

· операциональные. Они указывают на операцию распознавания предмета;

· функциональные. Эти определения раскрывают предназначение предмета;

· структурные. В них раскрываются элементы системы, виды какого-либо рода, или части целого.

Родовидовые определения представляют собой так называемые явные определения. Их часто называют классическими.

Правила определения:

Определение должно быть соразмерным. Это значит, что объём определяющего должен полностью совпадать с объёмом определяемого. Символически это выражается следующим образом: Dfd (т.е. definiendum) = Dfn (т.е. definiens), где = – это знак тождества. Если это правило нарушается, то возможны следующие ошибки: слишком широкое определение; слишком узкое определение; перекрещивающееся определение; определение «как попало». Примеры: «Кража есть хищение чужого имущества» –

2) Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении понятия мы используем другое понятие, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось как прямая, вокруг которой происходит вращение. Разновидностью круга в определении является тавтология. Это определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например, «Идеалист – это человек идеалистических убеждений».

3) Определение должно быть ясным. Нельзя определять неизвестное через неизвестное.

4) Определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таковы, например, определения: «Сравнение – это не доказательство»; «Свинья – это не корова».

Другой логической операцией с понятиями является деление. Оно представляет собой такую логическую операцию, посредством которой раскрывается объ ё м понятия.

В структуру деления входят три составные части: делимое понятие, члены деления и основание деления.

Делимым называется понятие, в объёме которого выделяются возможные виды.

Членами деления называются понятия видов, на которые делится объём делимого понятия.

Основанием деления называется признак, в соответствии с которым выделяются члены деления.

Существуют следующие виды деления:

· Деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления. Этот вид деления называется также дихотомическим (от греч. dicha – на две части и tome – сечение).

Пример. Натуральные числа бывают чётные и нечётные. Здесь в качестве основания деления использован признак «быть чётным», который присущ всем предметам первого вида и не присущ предметам второго вида. Дихотомическое деление можно показать наглядно следующим образом:

· Деление по видоизменению признака, положенного в основание этой операции. Это такое деление, при котором признак, служащий основанием деления, присущ объектам выделяемых видов в различной степени.

Пример. Различают следующие виды доверенностей: разовые, специальные и общие. Основанием деления здесь служит признак объёма полномочий, содержащихся в доверенности. В нём объём полномочий варьируется от вида к виду. Деление по видоизменению признака можно проиллюстрировать следующей схемой:

Правила деления:

1) Деление должно быть соразмерным. Это означает, что сумма объёмов понятий, образующихся в результате деления, должна быть равна объёму делимого понятия. При несоблюдении этого правила могут возникать две ошибки: неполное деление, когда пропущен один или несколько из членов деления; излишество в делении, когда добавлен лишний член.

2) Деление должно производиться по одному основанию. При нарушении этого правила возникает ошибка, называемая «сбивчивым делением». Пример. Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и преднамеренные. Это неправильно.

3) Члены деления должны исключать друг друга. Они могут быть только несовместимыми, соподчинёнными понятиями. Например, если мы делим студентов на отличников, успевающих и неуспевающих, то это неправильно, так как отличники ведь тоже успевающие.

4) Деление должно быть последовательным, непрерывным. От рода следует сначала переходить к ближайшим видам, а затем к ближайшим подвидам и т. д. Если это правило нарушается, то возникает ошибка – скачок в делении.

Ещё одна логическая операция с понятиями – обобщение и ограничение понятий.

Обобщить понятие – это значит перейти от понятия с меньшим объёмом, но с большим содержанием к понятию с большим объёмом, но с меньшим содержанием. Например, «Российское государство» и «государство». Здесь мысль движется от видового понятия к родовому.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объёмом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объёмом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду, т.е. увеличить его содержание путём прибавления видовых признаков. Например, «преступление» и «должностное преступление».

Обобщение и ограничение понятий можно наглядно показать на следующей схеме:

На этой схеме А – юрист, В – следователь, С – следователь прокуратуры, Д – следователь прокуратуры Петров.

Обобщение и ограничение понятий не следует путать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого.

Классификация и типология – два родственных понятия. Границы между классификацией и типологией условны и применение их в определенных областях знания в большой мере зависит от исторических традиций (форм классификации). Тем не менее, определенная разница между ними есть. Иногда разницу проводят следующим образом:

Под классификацией можно понимать группировку изучаемых объектов исходя из количественных признаков (например, классификация поселений по плотности населения).

Под типологией можно понимать группировку объектов по качественным признакам (например, функциональная типология поселений).

Логическое основание одинаково и в первом (классификация), и во втором (типология) случаях. Рассмотрим их подробнее.

Имеются два подхода к классификации:

· классификация как установление родовидовых отношений. В результате получается система понятий последовательно снижающегося ранга. В географии это чаще всего выражается в соотношении территориальных единиц: зона, район, подрайон, микрорайон;

· классификация как деление множества объектов на подмножества в зависимости от сходства и различия их в определенном отношении. Это, например, выделение качественно различных (типологических) районов на одном таксономическом уровне. Большой опыт имеется в природном районировании стран и районов.

Таким образом, в первом определении классификация выступает как система понятий, во втором – как система множеств.

В первом случае классификация рассматривается с точки зрения содержания понятий, во втором – с точки зрения объемов понятий.

Особым вариантом классификации является типология. Типологиясортировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который является типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое явление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.

Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных критериев. Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любых систематизации.

Районирование как познавательная процедура – частный случай классификации. Оно включает два больших класса. Первым из них будет классификация по сходству признаков, в результате чего выделяются однородные географические районы. Второй – классификация по связям, в результате чего проводится узловое географическое районирование.

Типология и классификация представляет собой обобщение. Формируется классификационный взгляд на мир. Классификация (типология) уменьшает количество изучаемых объектов (стран, регионов), делит их на группы и тем самым вносит существенный вклад в понимание процессов и явлений. Индивидуальные черты гораздо легче разбирать на фоне типологических. Наличие типологических (характерных) черт определяется тем, что развитие объекта (государств) протекает в соответствии с общими закономерностями.

Классификация – одна из фундаментальных проблем современного естествознания. Эта проблема по-разному решается в различных отраслях науки. В географии ей отводится особое внимание в связи с задачей построения легенд карт разного тематического содержания.

Классификация:

- естественная (в географии) – Основания естественных классификаций – существенные признаки объектов, проявление фундаментальных законов природы. Естественная классификация может быть филогенетической (отражает эволюционные связи) или фенотипической (основывается на данных о морфологическом и геохимическом сходстве между объектами) в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

- искусственная (вспомогательная) – Искусственная классификация основывается на одном или нескольких легко обнаруживаемых признаках. Она создается и применяется при решении специальных прикладных задач (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Классификация подразделяется на естественную (на основе функциональных и генетических природных связей) и искусственная (вспомогательная, на основании удобных для упорядочивания одного-двух признаков).

Особенно важным является повышение уровня «естественности» классификаций, т.е. создания их на достоверной научно-теоретической и эмпирической основе в том виде, в котором они применимы для конструктивного использования – обоснования выводов, проверки гипотез, формулировки практических рекомендаций.

Для получения функциональных оценок местоположений необходимо иметь представление об их таксономической принадлежности и классификационной позиции, а также о характере функциональных связей между искомыми оценками и параметрами классификационной позиции. Здесь требуются соответствующие модели и методы, основанные на функциональном подходе в географии.

Общие проблемы классифицирования

Процесс принятия решений предполагает выбор, основанный на перечислении всех возможностей, предопределяемых классифицированием, без которого чаще всего не может быть принято оптимальное решение.

Термин «классификация» используется в двух разных смыслах:

1) классификация как процесс (классифицирование), включающий выделение объектов (распознавание), ординацию, типизацию, систематизацию и выделение структуры классификации;

2) классификация как конечный продукт классифицирования – классификационная схема (система).

Классификация (от лат. classis – разряд, класс), в логике – система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемые как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Классификация в науке выражает систему законов, существующих в объектах изучаемой области исследования.Объектам исследования присваивают наименования и объединяют их в группы (таксоны) на основе определенных отношений между ними. Каждый (старший) таксон включает несколько таксономических единиц более низкого ранга (младших таксонов). Любой таксон принадлежит только одному старшему таксону, расположенному на более высоком иерархическом уровне.

На каждом иерархическом уровне может находиться несколько таксонов, отличных друг от друга и обладающих общим набором диагностических признаков, характерных для их старших таксонов более высоких таксономических уровней.



2019-12-29 796 Обсуждений (0)
Роль понятий в научном исследовании. Логические операции с понятиями (определение, обобщение, ограничение, деление). Классификация, типология, систематизация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль понятий в научном исследовании. Логические операции с понятиями (определение, обобщение, ограничение, деление). Классификация, типология, систематизация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)