Античная философия: возникновение, основные этапы, школы и представители.
Предмет и функции философии. Структура философского знания. Объект видимый и невидимый мир. Предмет: - сущность, суть, субстанция, происхождение, общие закономерности развития, предназначение объектов, процессов и явлений видимого и невидимого миров. Основные функции философии: мировоззренческую, методологическую и имагинативную. Социальная философия, скажем, изучает направление исторического процесса (куда идет история), парадигмы, т.е. модели-образцы, общественного бытия людей, эпистемология (гносеология) - единое целое познания, познание как таковое, аксиология - природу и взаимосвязь человеческих ценностей, и т. д. В любых своих проявлениях философия учит "целостному мышлению", интегральной интерпретации всех сторон существующего, всех аспектов человеческого бытия. Теоретическая и практическая философия Философия внутренне дифференцирована на отдельные дисциплины. Научная (и учебная) - это самостоятельная отрасль, самой философии как предметно-проблемной целостности. В философских дисциплинах выражаются относительно самостоятельные стороны, аспекты общего и единого предмета философии.
Античная философия: возникновение, основные этапы, школы и представители. Античный мир — эпоха греко-римской классической древности. Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия. Философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии. Периодизация по смене основных проблем. Натурфилософский период (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ; Гуманистический период (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии; Зарождение христианской мысли, монотеистической религии. Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг с другом, и эта активная социально - экономическая теория стала предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно - мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие: 1. Милесская (Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр). Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса – огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню – то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: “Все течет, все изменяется”, “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”. Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности (темное-светлое). 2. Элейская (Парменид, Ксенофон, Зенон). Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета (“Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же”). Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач – апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным (черепаха и Ахиллес). 3. Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры. Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы Сократ первый сделал проблему человека центральной для философии. Если его предшественники пытались понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот – “познай самого себя”. По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство. Учеником Сократа был Платон. Он являлся создателем философский системы объективного идеализма. По его мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека – это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей. Учеником Платона был Аристотель. Развивая идеи Платона, Аристотель создал иную картину мира, согласно которой всякая вещь хар-ся материей (веществом) и активным началом (формой). Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения. Т.о античная философия рассм. проблемы человека в единстве с окружающим миром (космосом), поэтому она и названа философией космоцентризма.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |