Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема бессознательного и его роль в жизни человека.



2019-12-29 652 Обсуждений (0)
Проблема бессознательного и его роль в жизни человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Представления о неосознаваемой психике появились еще в античной философии. Уже Демокрит проводит различие между душой, состоящей из мокрых и малоподвижных атомов, и душой, состоящей из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа - тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным. Бессознательное характеризует психические явления, состояния, и действия, не проходящие через сознание и не подвластные контролю разума. Роль бессознательного значительна. Инстинкты, неосознанные влечения, аффекты, гипнотические состояния, сновидения, интуиция – сфера бессознательного широка. Бессознательное облегчает работу мозга, разгружает го от постоянного напряжения. Чел не мог бы результативно думать и действовать, если бы он вынужден был контролировать каждый психический процесс. Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX в. З. Фрейдом.. он рассматривал проблему бессознательного через призму психоанализа. Он изучал подсознательные состояния психики путём расшифровки того, как они проявляются в фантазиях, символах, сновидениях, невротич.сост и действиях. Бессознательное - вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. З. Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Структура субъективной реальности выглядит следующим образом: "Оно" или "Id" - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения; находится за пределами сознания, и вкл прошлый опыт, различного рода импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции.; "Я" или "Ego" - сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром, в сознательной сфере действует принцип реальности; "Сверх - Я" или "Super - Ego" - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть. Фрейд выделил роль инстинктов, бессознательных влечений. Идей фрейда получили дальнейшее развитие в творчестве к. юнга. В отличие от фрейда, относящего бессознательное только к индивидуальному, юнг пишет о коллективном, разновидности которого – архетипы. Колл.бесс. по юнгу – отражение опыта прежних поколений, сохранившихся в глубинных структурах мозга. Стержнем коллективного бессознательного явл личность или «самость». Наибольшую опасность для индивидуального и социального бытия чела составляет, с одной стороны, растворение личностного начала в стихии коллективного бессоз(что происходит, в частности, в восточных мистических культах). С др стороны – подавление коллективного бессознательного индивидуальным разумом( развитие европейской науки, практики, где властвует ,,я,,.

 

20.  Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие « человек»- H.S. обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека , на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид , индивидуальность , личность . Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек , представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека , отличающих его от других людей . Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность — это целостность социальных свойств человека , продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми , боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

 



2019-12-29 652 Обсуждений (0)
Проблема бессознательного и его роль в жизни человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема бессознательного и его роль в жизни человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (652)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)