Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование в университете «как надо»



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Образование в университете «как надо» 0.00 из 5.00 0 оценок




«Учить − значит показывать: это возможно. Учиться – значит делать это возможным для себя» [24].

Россия, хотя и подписалась под важными бумагами, но до сих пор лишь стоит на пороге «Болонского процесса» и, как сказал один умный человек, продолжает балансировать на бревне входного порога, занимаясь постоянной реорганизацией, в том числе в сферах менеджмента и образования.

Итак, цель Болонского процесса − создание к 2010 году европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы [25].

Ссылаясь на Концепцию модернизации российского образования [26], отметим, что основная цель профессионального образования − подготовка квалифицированного работника. Работника, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Предложения и концепции модернизации российского образования были учтены в концепции непрерывного образования на 2004−2010 годы. Под непрерывным образованием понимается систематическая и целенаправленная деятельность обучаемых как в любых видах учебных занятий, так и путем самообразования.

В основу целевой установки непрерывного образования должен быть заложен «компетентностный подход».

Система непрерывного образования требует использования ряда ключевых принципов, принятых в мировом образовательном сообществе:

- получение новых базовых знаний, умений и навыков;

- увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;

- развитие инновационных методик преподавания;

- формирование новой системы оценок полученного знания. Она должна быть приемлемой как для студентов и работодателей, так и для государственной квалификационной системы;

- создание механизмов информационного сопровождения системы непрерывного образования.

Система гарантии качества образования должна включать в себя механизмы контроля на «входе», «в процессе» и на «выходе». Критерий качества образования должен совпадать с критериями качества образования, выработанного бизнесом.

Концепция непрерывного образования в значительной степени должна изменить парадигму образования.

Вместо действующего сейчас положения: «учитель − учебник − ученик» необходимо использовать: «ученик − учебник − учитель». Другими словами, должен доминировать принцип активной познавательной деятельности студента, ориентированный на процессы обучения, а не учения.

Обозначенные положения, по существу, знаменуют сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности студентов и выпускников с ориентацией их на рыночную стоимость.

Этот сдвиг обозначает трансформирование системы высшего образования и вуза в направлении их большей адаптации к миру труда. Для того чтобы способствовать редукции формируемых образовательных целей следует связать более тесно цели завершения образования (в том числе по отдельной дисциплине) с ситуациями применимости их в рабочем мире.

Подытожим выше сказанное и отметим:

- непрерывное образование должно фокусироваться на обучении, на формировании компетентностных характеристик, а не на учении, так как последнее в лучшем случае является одним из средств достижения цели;

- обучение должно быть инновационным и проблемно-ориентированным. Научиться находить, какая из точек зрения будет давать наилучший подход к решению проблемы − существенная часть образования;

- образование не должно организовываться вокруг жестко определяемых единиц обучения, а скорее вокруг развития у студентов положительной мотивации к самообразованию, к гибкой траектории обучения на основе сотворчества членов академического сообщества университета, ориентированных на общую цель.

- передача преподавателями знаний студентам не являются их единственной задачей, гораздо важнее они должны передавать студентам свое желание и способность обучаться, формировать креативное поведение в нестандартных ситуациях;

- образовательная система должна сохранять индивидуальность студента, предоставлять им возможность научиться, как учиться более эффективно, стимулировать их желание учиться тому, что нужно для удовлетворения их потребностей.

Таким образом, образовательное учреждение должно так организовывать процесс, чтобы оказывать студентам всяческую поддержку в том, чтобы они организовывали свою учебу так, как лучше подходит им, а не образовательному учреждению.

Другими словами активное приобретение знаний самими студентами означает, что инициатива постепенно исходит их стороны. Они сами решают, что и зачем им нужно. Преподаватель уже не выступает в своей традиционной роли, а скорее является консультантом.

При этом возникает взаимодействие: студенты пользуются знаниями своих учителей, те в свою очередь, поддерживают их стремление и при необходимости указывают правильное направление. «И когда Учитель в премудрости своей видит, что Ученик делает успехи, он, выбрав подходящее время и способ, спрашивает своего Ученика. И, если Учитель находит, что запас накопленных знаний не полон, содержит ошибки, то, выбрав, подходящее время, помогает восполнять пробелы и ошибки»[27].

В заключение данного раздела попытаемся сформулировать часть конкретных требований к контролирующим материалам фонда при использовании в процессе обучения принципов непрерывного образования:

- задания, вопросы, тесты и т.п. должны поддерживать университетские подсистемы сквозного обучения. По таким дисциплинам, как математика, графика, теория погрешностей, иностранный язык и др., и прежде всего, в интересах Вашей дисциплины;

- часть контролирующих материалов должны быть проблемно − ориентированными. С их помощью можно усилить мотивацию студентов на более углубленное обучение Вашей дисциплины. Такие тесты окажут содействие в поиске претендентов на получение элитного образования;

- планируемые контролирующие материалы должны оценивать результаты обучения студентов за счет самообразования, а не демонстрировать способности пересказа изложенного на занятиях или учебниках. При этом исчезает проблема шпаргалок.

- часть контролирующих материалов по дисциплине должны быть ориентированы на проверку знаний, умений и компетенций, имеющих повышенный спрос среди будущих работодателей.

 

2.3. Комплексная программа развития − КПР ТПУ-2010

Идеи программы развития российского образования были использованы при составлении комплексной программы развития университета на 2006−2010 г.г.

Обсуждение этой программы университета произошло на Ученом Совете в 2005 году [28]. Считая, что виды деятельности в университете взаимосвязаны и направлены на реализацию стратегической цели университета, обратим особое внимание на программу совершенствования образовательной деятельности.

 Преподавателю, совершенствующему свою образовательную деятельность по конкретным учебным дисциплинам, предлагается в рамках программы:

- участвовать в создании и модернизации систем непрерывного образования;

- внести свой вклад в разработку и реализацию международных образовательных программ и учебных курсов, в том числе и по инновационным образовательным программам (ИОП);

- принять участие в оптимизации структуры, совершенствования содержания и методического обеспечения образовательных программ целом и по своим дисциплинам в частности;

- быть вовлеченным в процесс совершенствования организации и технологии своей и образовательной деятельности в университете;

- участвовать в создании современной системы мониторинга качества образования по своей дисциплине и выпускников в целом.

Таким образом, каждый преподаватель университета на основе декомпозиции основной цели совершенствования образовательной деятельности должен пройти свой участок пути, чтобы готовить специалистов, соответствующих университету инновационного типа − мирового лидера инженерного образования. Другими словами, преподаватель обязан действовать по принципу: «Если не я, то кто же?».

Обратим также внимание, что программа имеет ряд достаточно хорошо измеряемых индикаторов, что является её несомненным достоинством.

Указанные цели и целевые установки (факторы успеха) являются основополагающими для аналогичных программ развития институтов, факультетов и кафедр и, в конечном счете, для каждого преподавателя. Этим достигались бы и цели комплексной программы совершенствования управления университета.

 



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Образование в университете «как надо» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование в университете «как надо»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)