Особенности написания диплома, связанного с вопросами гидросферы и биоразнообразия водных организмов
Темы дипломных работ студентов биологических факультетов могут касаться весьма широкого спектра проблем: - изучение видового состава растительного и животного мира водоемов и их роль в функционировании гидроэкосистем; - антропогенное влияние на водные экосистемы (загрязнение, водопотребление, изменение режима водотоков, добыча гидробионтов, интродукция, мелиорация водоемов, водный транспорт и др.); - охрана и рациональное использование водоемов и гидробионтов. 1. При написании дипломной работы необходимо учитывать особенности водной среды: физические и химические свойства воды (плотность, соленость, температурный и газовый режимы и др.) и связанные с ними специфические признаки и качества обитающих в водоемах гидробионтов. Весьма существенно принимать во внимание годовой и сезонный характер действия абиотических и биотических факторов, а также цикличность показателей водности в различных климатических зонах. Пример. «На территории Северного Казахстана (в том числе и Павлодарской области) экосистемы водоемов существуют в режиме трансгрессивно-регрессивных циклов корреляционно связанных с солнечной активностью, в процессе которых существенным изменениям подвержены все важнейшие факторы среды. Для большинства мелководных водоемов области (60 %) динамические циклы заканчиваются полным пересыханием». 2. В дипломной работе необходимо кратко рассмотреть физико-географический очерк (природные условия) изучаемой территории. Отметить особенности рельефа, растительного покрова и почво–грунтов, климата, гидрографию территории (включая гидрологический режим водоемов). В данном разделе дипломной работы можно использовать фотографии и рисунки, подчеркивающие и отражающие характерные особенности исследуемой территории. Для использования в работе географических названий местностей и водоемов Павлодарской области можно рекомендовать работу Поповой В.Н. Словарь географических названий Казахстана. Павлодарская область. – Павлодар, 2001. – Ч. 1– 295 с и Ч.2 – 231 с. 3. В разделе «Материал и методика» необходимо привести данные: по срокам сбора, количеству исследованных водоемов, объему собранного материала, характеристикам мест исследований (экотопам). Весьма обязательным условием является ссылка на литературные источники методов и методических указаний, которые были использованы в дипломной работе. Пример. «Гидробионты водоема изучались согласно руководства В.И. Жадина «Методы гидробиологического исследования» (1960) [1], а ихтиофауна по И.Ф. Правдина Руководство по изучению рыб (преимущественно пресноводных (1966) [2]». Если в общепринятые методические указания были внесены поправки или дополнения, то их необходимо указать в обязательном порядке и важно объяснить целесообразность данных дополнений (изменений). Необходимо в этом разделе указать какие статистические показатели использовались при анализе полученных данных и какие руководства при этом применялись. В данном разделе дипломной работы можно использовать иллюстративный материал (фотографии, рисунки и др.) отражающий процесс сбора и обработки материала. 4. При изложении материала, полученного в результате исследований и его обсуждении, необходимо учитывать следующие особенности: 4.1. При описании водоема необходимо дать его гидрологическую, гидрохимическую и гидробиологическую характеристику с указанием основных параметров: для текучих водоемов (рек, речек, ручьев) – протяженность, места истока и впадения в другие водоемы, наличие поймы и ее площадь, объем паводка и стока, режим водности и ледостава; для озер, водохранилищ и прудов – площадь, глубины, источники водного питания, уровенные режимы, зарастаемость, хозяйственное использование ресурсов и др. Для всех типов водоемов важно привезти данные по минерализации воды и основным группам ионов. Гидробиологическая характеристика должна содержать сведения по основным группам гидробионтов (макрофитной растительности, фито-зоопланктону, бентосу), а также видовой состав основных представителей ихтиофауны и водоплавающих птиц. 4.2 Видовой состав исследуемых организмов должен быть приведен согласно действующей классификации, с обязательной ссылкой на этот литературный источник. Пример. «Систематика гидробионтов приводится согласно 7-и томного издания «Жизнь животных (1988) [3]». Желательно приводить в работе латинское, русское и казахское название изучаемого вида. Пример. «Acipenser baeri - Осетр сибирский - Бекіре». Можно также отметить в работе широко распространенное местное название вида («местное название осетра – костерь»). 4.3 В работе рекомендуется привести краткую биолого-экологическую характеристику видов, обитающих в исследуемом водоеме: распространение; морфологические особенности; размножение; рост и развитие; питание; роль в водоеме; охраняемый статус; хозяйственное значение. 4.4 При исследовании природных факторов (абиотических и биотических), необходимо отметить их роль (главная, второстепенная), вектор направленности (на конкретный вид, на отдельный этап его жизненного цикла, среду его обитания) и силу воздействия на отдельных гидробионтов (популяцию) или в целом на экосистему. 4.5 Антропогенные факторы должны быть четко выделены по их происхождению, источнику, силе воздействия и роли в водоеме. Желательно приводить количественные характеристики факторов (в мг/л; г/м2 ; кг/м3 и т.д.) и период воздействия. Работу необходимо иллюстрировать фотографиями, рисунками, графиками и диаграммами. На графиках целесообразно показывать динамику изменения действия фактора и отклика на это изменение взаимосвязанного показателя («загрязнение – численность популяции», «загрязнение – темп роста», «содержание тяжелых металлов – плодовитость» и т.д.). Важно, чтобы график не был «перегружен» цифровыми данными, а способствовал отображению тренда (тенденции) иллюстрируемого явления. 4.6 Исследуя в дипломной работе вопросы охраны водных экосистем и отдельных популяций необходимо отметить причины вызывающие истощение ресурсов, сокращение численности видов и отдельных популяций (изменение условий обитания, прямое истребление и др.). Особо необходимо отметить наличие в водоемах редких и исчезающих видов, а также видов (или популяций) занесенных в Красную книгу. При оценке и анализе причин ухудшения (улучшения) состояния водной экосистемы можно использовать биологические индикаторы, присутствующие в водоеме (группы фито- и зоопланктона, макрофитов, представителей бентоса (особенно, моллюсков) и рыб. Целесообразно также отметить законодательные документы, позволяющие вести на данных водоемах природоохранные мероприятия. Пример. «Согласно Правил рыболовства Республики Казахстан в реке Иртыш лов осетровых рыб запрещен повсеместно в течение всего года [4]». 4.7 Весьма важной частью дипломной работы, связанной изучением вопросов экологии водоемов, является раздел о рациональном использовании воды и биологических ресурсов водоема. Эколог должен не только уметь выявлять причины изменения характеристик водоема, его современного состояния, но и предлагать комплекс действенных мероприятий по охране и рациональному использованию его ресурсов. В число таких мероприятий могут войти: запрет на использование водосборной площади, охрана речек и ручьев, питающих исследуемый водоем, изменение водного режима, охрана водоема от загрязнения, запрет на дноуглубительные работы, проведение комплекса мелиоративных работ с включением мероприятий по предотвращению заморных явлений и спасению молоди, работ по акклиматизации и интродукции ценных гидробионтов, а также регулирование промысла.
Приложение Н (обязательное)
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |