Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Древнее царство Египта



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Древнее царство Египта 0.00 из 5.00 0 оценок




Искусство Древнего Египта

 


 

История изобразительного искусства

 

Цель: Ознакомление с произведениями изобразительного искусства Древнего Египта

Задачи: Познакомить со средствами выразительности и материалами изобразительного искусства и их отличительными особенностями. Рассмотреть искусство в периоды: Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство.

Материалы и оборудование: наглядное сопровождение

 

Ход урока

Части

Содержание Наглядность

Вводная

Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства. Египетская культура - целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени.  

Основная

Рассмотрим искусство в периоды: Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство.  

Древнее царство Египта

Древнее (ранее) царство Египта

Краткий исторический очерк

Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. Сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец 4-начало 3 вв. до н. э.), до 341 до н. э. (2-е завоевание Египта персами) было 30 династий Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли приходиться на разные месяцы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья- всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума философского или суеверного.  

Письменность

Древнее (ранее) царство Египта

 

Литература Древнее (ранее) царство Египта

О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно. Надписи образуют прочный художественный синтез. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена - иероглифы. Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу. Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1 822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1 790—1 832). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом. После дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму. Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Например, Хети стал автором “Гимна Нилу”   Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтобы оживить Египет... Он орошает поля, созданные Ра, Чтобы дать жизнь каждой козе... Величайшим произведением египетской литературы является миф о сотворении Мира. (Мемфисское сказание). Данный текст относиться ко времени царя 25-эфиопской династии Шабаки. (Текст в Приложении)  

Особенности искусства Древнее (ранее) царство Египта

Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).  

Архитектура Древнее (ранее) царство Египта

Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.). Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) — первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Пта ха — создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел. В конструкции пирамиды Джо сера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

Скульптура

Древнее (ранее) царство Египта

Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со гласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тысячелетия до н. э.) Стела фараона Нармера. Около 3000 г. до н. э. Египетский музей, Каир.  

Рельефы росписи

Наряду с плоским, почти не вы ступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов ля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробныепиршества, строительство лодок,игры детей и многие другие сцены. Рельеф из гробницы Мерерука в Саккаре. XXVIII в. до н. э.Египетский музеи, Каир.


2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Древнее царство Египта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Древнее царство Египта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)