Тема 17. Каталога государственных архивов,
Их виды, назначение
Архивный каталог – межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам, темам, отраслям, расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации. Совокупность различных каталогов составляет систему каталогов архива. Каталогизация архивных документов – совокупность работ по подготовке, созданию, ведению каталогов, которая состоит из: · определения вида каталога; · разработки схемы классификации в нем документной информации; · выявления и отбора документной информации для каталогизации; · описания документной информации на каталожных карточках; · индексирования каталожных карточек; · систематизации карточек и ведения каталога. При каталогизации осуществляется дифференцированный подход: · определяется очередность выбора архивных фондов и их структурных частей по степени их значимости; · отбираются необходимые дела, документы, сведения из них; · в зависимости от формирующегося каталога применяются различные приемы описания документной информации. При определении вида каталога учитываются: · уровень и профиль архива; · структура, состав, содержание, степень разработанности фондов; · интенсивность и задачи использования документов; · кадровые и материально-технические возможности архива. Каталоги могут строится на основе логический или алфавитной структуры. К первым относятся систематические, тематические, хронологические. Ко вторым – предметные - именной и географический. Наиболее распространенными видами каталогов являются: · систематический – по отраслям знаний и практической деятельности общества; · тематический – по темам, подтемам, рубрикам, подрубрикам; · по истории учреждений – по отраслям, подведомственности, типам учреждений в алфавитной порядке; · по истории административно-территориального деления – по видам административно-территориальных единиц, а внутри – по алфавиту наименований; · хронологический – по хронологии событий, либо по датировке документов, либо по времени освещаемых событий; · именной – по алфавиту лиц, упоминаемых в документах, либо по авторам документов; · географический – по алфавиту географических и топографических объектов; · ведомственный по личному составу – данные о трудовом стаже, зарплате, других показателях для начисления пенсий, при передаче в архив может использоваться для составления именного каталога; · названий фондов – при большом количестве фондов может использоваться для первичного знакомства с фондами, их названиями, номерами, крайними датами. Вживление и отбор документной информации для каталогизации происходит как при тематический разработке архивных фондов, так и при попутной каталогизации, связанной с другими видами работ по выявлению и описанию документов. Выявленная информация описывается на каталожных карточках на уровне подокументного, поединичного, группового описания. При подокументном описании сообщается информация об одном документе, при поединичном – единице хранения, при групповом – связанной между собой тематически, логически, хронологически группе единиц хранения или документов. В результате возможно описание на уровне части документа, документа, группы документов, единицы хранения, группы единиц хранения. Каталожная карточка включает следующие атрибуты: · индекс классификационного деления; · наименование рубрики и подрубрики; · обозначение даты и места события; · информационные сведения (описание содержания); · название архива; · название фонда; · архивный шифр документа (номер фонда, описи, единицы хранения, листа); · язык; · способ воспроизведения; · фамилия составителя; · дата составления; · в отдельных случаях на оборотной стороне карточки может помешаться аннотация. Архивные каталоги постоянно пополняются новыми данными. Одной из связанных с ними работ является ведение каталога, которое включает: · научно-методической обеспечение работы; · индексирование карточек; · систематизацию их по индексам и рубрикам; · составление отсылочного аппарата к каталогу; · усовершенствование каталога; · ведение учетных форм работы по каталогизации и использованию каталогов. Включаемые в каталог карточки должны быть индексированы, на них должен проставляться индекс – условное обозначение, элемент языка, букв, цифр, условных знаков, целью которого является передача содержании информации, зафиксированной в документах, закреплении места делений в классификационной схеме и определении связи между этими делениями. Индексы могут быть: · буквенными; · цифровыми; · комбинированными. Они служат для определения места карточек в каталоге. Систематизация их проводится в соответствии с индексами в порядке расположения букв и цифр. Постоянное усовершенствование каталогов включает в себя совершенствование схемы классификации, проверку их содержания и оформления, совершенствование описаний. В результате каталоги должны быть вторым, после описи, по значимости архивным справочником.
Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие архивного каталога. 2. Назовите виды архивных каталогов. 3. Какая информация помещается в каталожную карточку? Практические задания: 1. Составьте каталожную карточку, используя состав документов вашего архива. 2. Составьте каталожную карточку, используя материалы об архивных фондах, помещенные в журналы «Отечественные архивы».
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |