Роль государства в формировании интегрированных организационно-экономических структур
12
Формирование интегрированных организационно-экономических структур, и в целом институциональные преобразования в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), серьезно отстают от других отраслей. Это было связано с комплексным межведомственным регулированием этой отрасли, тезисом о необходимости сохранения жесткого государственного контроля, отсутствием военной доктрины и утвержденной программы развития ОПК. Объективно институциональные преобразования в ОПК назрели. К ним побуждает существование неэффективной структуры отрасли, основанной на многократном дублировании производства и НИОКР, неоформленности вертикальных связей, что приводит к росту издержек производственного цикла, низком уровне горизонтальных связей, необходимых для конкуренции на мировых рынках. Отечественный оборонно-промышленный комплекс во времена СССР был одним из наиболее мощных и эффективно действующих в мире. Его отличительной чертой от оборонно-промышленных комплексов других развитых стран мира была широкая кооперация различных самостоятельных предприятий и учреждений, деятельность которых в условиях плановой экономики достаточно успешно координировалась и управлялась как с использованием экономических методов, так и с использованием так называемого «административного ресурса». Это создавало возможность подчинять локальные интересы предприятий и организаций, занятых разработкой сложных систем вооружений достижению поставленных государством целей. С переходом к рыночной экономике «административный ресурс» был утрачен. Также в процессе приватизации были разрушены существовавшие в ОПК научно-производственные и производственные объединения (НПО И ПО), ориентированные на разработку и производство определенных систем вооружений, и отечественный оборонно-промышленный комплекс из комплекса превратился в совокупность предприятий, деятельность которых достаточно сложно координировать с целью сохранения и совершенствования оборонного потенциала страны. В этих условиях осознанной задачей для руководства страны становится создание интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе. Оценивая процесс создания холдинговых структур, можно согласиться с тем, что в отношении ряда отраслей, отдельных уникальных производств такая принудительная интеграция по инициативе государства может считаться оправданной, поскольку она позволяет сохранить управляемость в звене «предприятие - объединение» в рамках традиционных хозяйственных связей и предотвратить распад уникальных производственно-технологических комплексов. Представляется важным, чтобы государство сочетало меры по созданию благоприятных внешних условий для самостоятельной интеграции частных предприятий с прямыми действиями по формированию холдингов с использованием принадлежащей ему собственности в промышленности. Пассивная роль государства по отношению к интеграционным процессам недопустима по следующим причинам: · фактор времени в интеграции предприятий становиться решающим, поскольку иностранные конкуренты не будут ждать; · интересы частного капитала в большинстве случаев определяются ближнесрочными перспективами и объективно не могут полностью совпадать с интересами государства, в частности по реализации промышленной политики; · создание холдингов с использованием государственного имущества - один из немногих ресурсно-обеспеченных инструментов реформирования промышленности. Прямое участие государства в формировании холдингов должно быть подчинено решению двух основных задач: - развитие частного сектора путем создания конкурентоспособных холдингов с государственным участием и их последующей приватизации - данная задача обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов приватизации, стимулирования частной инициативы в тех секторах, где она недостаточна, формированием предложения для стратегических инвесторов, увеличения доходов государства от приватизации; - оптимизация государственного сектора путем создания холдингов с государственным участием - данная задача обусловлена необходимостью сокращения числа субъектов государственного управления, повышения эффективности управления государственной собственностью в промышленности, улучшения результатов деятельности государственного сектора в промышленности. Создание благоприятных условий для формирования холдингов в частном секторе и реализации их потенциала не должны сводиться только к совершенствованию правового регулирования. Очень важно также определить механизмы «мягкого» воздействия на частный сектор с целью его лучшей ориентации в отношении того, что является приоритетным для развития отечественной промышленности. Можно напомнить, что происшедшие слияния в аэрокосмической промышленности США в известной мере были инициированы государством.
Заключение Экономический кризис в стране, начавшийся в начале 90-х гг. С момента перехода к рыночным отношениям, является следствием ошибок реформаторов. В основу тех реформ закладывались идеи запада, направленные на уничтожение отечественной экономики. Одна из причин резкого снижения объемов промышленного производства – это нехватка оборотных средств. Нет оборотных средств – нет производства – нет реализации – нет выручки – нет оборотных средств. Замкнутый круг. Положение обостряется отсутствием у предприятий инвестиций – собственных и бюджетных. Кредитная политика в течение последних лет была направлена на сферу обращения, на обеспечение сверх прибыли для финансовых спекуляций. Кредитование реальной сферы экономики практически отсутствует. Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе, показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и экономики в целом состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала. Сегодня роль ФПГ является особенно заметной в условиях спада экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники и производства. ФПГ способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитию отечественного производства и помогут · сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики, · обеспечить финансовыми ресурсами промышленность, НИОКР, · ускорить НТП, · повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции отечественных предприятий, · сформировать рациональные хозяйственные связи в сегодняшних условиях, Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание ФПГ в нашей стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе ФПГ видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.
Список использованной литературы:
1. Финансы: Учеб. пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 384 с. 2. Грачева И. Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7, 1995. 3. Меньшикова О., Попова Т. Государственная поддержка ФПГ // Экономика и жизнь, №33, 1995. 4. Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев, А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994.
12
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |