Социальное регулирование
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты. В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной зашиты: 1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной; заработной зарплаты составляет основной элемент государственной «политики доходов». 2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся: свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности, получение желаемого уровня общего и специального образования,материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных). Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4—5 % от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т. д. 3. Индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Следует, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит: — за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе; — за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы. [3, с. 235-242]
5. Особенности циклического развития в Беларуси На рубеже XIX-XX вв. российский капитализм совершал переход к монополистической стадии развития. Для этой стадии характерны высокая степень концентрации производства и капитала и возникновение монополий, играющих решающую роль в хозяйственном развитии; слияние промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала; вывоз капитала за рубеж; образование международных монополистических союзов, разделяющих мир; завершение территориального разделения мира. Развитие капитализма в России имело свои особенности: 1) степень монополизации промышленности и банков была значительно выше, чем в западных странах; 2) вывоз товаров преобладал над вывозом капиталов; 3) высокоразвитый промышленный и банковский капитал, относительно развитый аграрный капитализм переплетался с полуфеодальным помещичьим землевладением и отсталой социально-экономической системой в лице самодержавия. Экономика Беларуси, являясь частью народнохозяйственного комплекса России, развивалась по таким ясе законам, но имела и свою специфику. Фазы экономического цикла в этот период были следующими: 1) 1900 - 1903 гг. - мировой экономический кризис, в Беларуси он проявился позже, чем в России, ' 1901 г., был менее глубоким. Оживление было отмечено уже в 1902 г., а в 1903 г. объем промышленного производства превзошел уровень 1900 г. на 9,4 %; 2) 1904 - 1907 гг. - депрессия, усугубленная в белорусских губерниях русско-японской войной 1904 - 1905 гг. Местная промышленность не могла рассчитывать на местные заказы, емкость внутреннего рынка значительно сократилась, возможности для получения кредита невоенными отраслями уменьшилась; 3) 1908 - 1909 - гг. оживление промышленного производства, когда предкризисный максимум 1900 по объему производства был превышен на 18,2 %; 4) 1910 — 1913 гг. — интенсивный подъем, продукция крупной промышленности выросла на 47,4 %, а уровень 1900 г. был превышен в 2,3 раза. [7, с. 168-169] Таким образом, начало XX в. для экономики Беларуси стало важным этапом. Происходило ускорение развития капитализма в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, финансах. Однако этот процесс остался незавершенным. Сохранялась общая технико-экономическая отсталость региона. Удельный вес сельского хозяйства в национальном доходе Беларуси составлял 57,5 %, удельный вес крупной промышленности - 7,2 % в то время как в России - 18,3 %. В расчете на душу населения национальный доход был почти в 1,5 раза меньше, чем в России. Первая мировая война началась, а осенью 1915 г. линия фронта поделила территорию Беларуси на западную, оккупированную немцами, и восточную - прифронтовую. Война нанесла тяжелый урон экономике края. Белорусская деревня страдала от бесконечных реквизиций и работ, связанных с потребностями армии. В принудительном порядке тысячи крестьян посылались на работы в прифронтовой полосе. Война и постоянные поборы власти привели сельское хозяйство Беларуси в упадок, разрушила традиционные рыночные связи белорусской промышленности, что привело к сокращению производства, его перепрофилированию на потребности армии. [7, с.182-183] Изменение экономики в последующие годы происходило на фоне острых социально-политических преобразований: октябрьская революция 1917г. и установление советской власти, национализация и коллективизация, политика военного коммунизма и гражданская война. В Российской империи не было такой области, которая бы так сильно пострадала, как Беларусь. На рубеже 1920-21 гг. экономика, доведенная до крайней степени нищеты, находилась в состоянии тяжелейшего кризиса. Перед правительством встал вопрос о срочном пересмотре методов управления обществом и хозяйством. Ответом на него стала новая экономическая политика – НЭП, которая была запущена в марте 1921г. Начало НЭПа было положено в сельскохозяйственной политике, задачей которой было получение большего объема продуктов питания; затем он получил развитие в коммерческой политике поощрения торговли, включая финансовую, направленную на стабилизацию валюты; наконец, он стал промышленной политикой, позволившей восстановить промышленность. НЭП своеобразно уловил общемировую тенденцию перехода к сочетанию рыночных механизмов и государственного регулирования. Но большевики реализовали эту идею как бы с обратной стороны: развитые страны шли от свободного рынка к внедрению отдельных элементов государственного вмешательства, а Советская власть от тотального госрегулирования к допущению «капиталистических» элементов. [7, c. 202] Однако, НЭП — это период, когда функционирование рыночных отношений между городом и деревней неминуемо создавало кризисные явления. Первый кризис развился осенью 1923 г. В экономической истории его называют «кризис сбыта», второй кризис имел место на рубеже 1925—1926 гг. В отличие от предыдущего в республике возник острый дефицит товаров. Третий кризис – 1927-28 гг. носил социально-политический характер, так как противоречия рынка решались государственным нажимом и чрезвычайными методами. [7, c. 208] К концу 30-х гг. в Беларуси, как и в СССР в целом, была реализована сталинская модель государственного социализма, характеризующаяся огосударствлением производства, ликвидацией частной собственности, существованием в стране лишь одной партии, монополией государства на средства массовой информации, единой официальной государственной идеологией, имевшей власть над законностью и личностью, контролем за обществом со стороны органов госбезопасности, осуществлявших массовые репрессии. Все это свидетельствует о том, что «государственный социализм» в стране приобрел тоталитарный характер. [7, c. 223] Годы Великой Отечественной Войны стали этапом, когда вся экономическая мощь страны была переведена на военные рельсы и работала в чрезвычайном режиме. Народное хозяйство Беларуси за 1941-1945гг. понесло огромный материальный ущерб. Следующим этапом экономики стал период восстановления. В первое послевоенное пятилетие белорусский народ в основном преодолел тяготы и невзгоды военного лихолетья, в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство, создал условия для его дальнейшего развития. Вместе с тем в эти годы отчетливо стали проявляться признаки кризиса системы руководства обществом и народным хозяйством. 50-е годы были достаточно успешным с экономической точки зрения периодом административно-командной системы как СССР в целом, так и Беларуси в частности. Темпы экономического роста превысили все прежние и что особенно важно были достигнуты за счет не только прироста ресурсов, но и эффективного и более рационального их использования. Национальный доход в годы пятой и шестой пятилеток возрастал примерно на 10 % в год и этот рост происходил не только благодаря наращиванию мощностей тяжелой индустрии, но и за счет развития отраслей, выпускающих товары народного потребления, а также сельского хозяйства, жилищного строительства, т.е. за счет более гармоничного развития всего народного хозяйства. Объем промышленного производства возрос почти в 3 раза, сельскохозяйственного - в 2,2 раза. Была электрифицирована вся территория Беларуси. Производительность труда за десятилетие возросла на 62 %, фондоотдача — на 17 %, материалоемкость снизилась на 5 %. Была обеспечена товарно-денежная сбалансированность, устойчивость бюджета, в целом на здоровую основу были поставлены денежное обращение и кредит, снижались цены, сельское хозяйство впервые за многие годы вырвалось из тисков кризиса и стало рентабельным, потребление не нормировалось, был прекращен массовый выпуск принудительных займов. 50-е гг., годы так называемой «хрущевской оттепели», по мнению многих экономистов, стали как бы «золотым веком» административно-командной системы, когда раскрылись все ее возможности и она дала максимум того, на что была способна. Начало и первая половина 60-х гг. для народного хозяйства СССР, в том числе и БССР, совпали с периодом ухудшения экономической ситуации. По сравнению с 50-ми гг. почти вдвое сократились темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве, снизились фондо и капиталоотдача, рентабельность предприятий, упали доходы населения, резко сократился розничный товарооборот, стала более заметной инфляция. Основными причинами таких циклических колебаний в развитии экономики СССР, в том числе, разумеется, и Советской Беларуси, были следующие: • невозможность оптимально и эффективно управлять из одного центра чрезвычайно сложным и огромным народнохозяйственным комплексом СССР, в рамках которого функционировало более 1,5 млн государственных и кооперативных предприятий, которые изготавливали 22 — 24 млн видов продукции; • неполнота познания экономических законов, субъективизм и волюнтаризм в управлении экономикой; • негативное влияние изменений в мировых ценах на сырье, топливноэнергетические ресурсы, промышленные изделия, а также неурожаи, засухи и т.д. Одной из особенностей экономического развития Беларуси в первой половине 60-х гг. стало быстрое развитие химической промышленности, особенно производства минеральных удобрений. В 1963 г. был введен в строй первый Солигорский калийный комбинат. Другой особенностью развития народного хозяйства Беларуси стало опережающее развитие новых неметаллоемких отраслей — приборостроения и электроники. За 1959-1965 гг. выпуск электротехнических изделий и электроники возрос примерно в 5 раз, а удельный вес продукции приборостроения, радиоэлектроники и электроники в общем объеме машиностроения за 1959-1965 гг. увеличился примерно в 4 раза. [7, c. 309-311] Политическая ситуация, которая начала складываться в стране в конце 60-х гг., ограничивала возможности хозяйственной реформы, а позже способствовала ее полному свертыванию. Начался процесс консервации существующих порядков в экономической и политической жизни ради сохранения будто бы стабильности в советском обществе, что на деле привело сначала к стагнации, застою, а потом к предкризисным явлениям, самому кризису и замене одного общественного строя другим. [7, c. 317] 70-е и первая половина 80-х гг. характеризуется нарастанием трудностей и противоречий в экономическом и социальном развитии страны. Советское общество оказалось на пороге кризиса, перестройка общества становилась объективной необходимостью. Поиск путей Перестройки экономических отношений в СССР начался в 1985 г. и прошел несколько этапов. 1. 1985 — 1986 гг. Главный упор в эти годы делался на сохранение старой административно-командной системы с усилением экономических стимулов и некоторых новых методов хозяйствования. Преобразования этих двух лет были типичными для экономических реформ середины 60-х гг. 2. 1987 — 1989 гг. В эти годы начали делаться первые шаги к рыночным отношениям, однако характерной чертой принимаемых решений были нерешительность, непоследовательность, компромисс между старой системой хозяйствования и объективной необходимостью перехода к новой модели экономической системы. 3. С октября 1990 г. и по настоящее время. Это период перехода к рыночным отношениям. Шаг за шагом советское общество убеждалось в том, что социалистические экономические отношения бесперспективны и нежизнеспособны. Стало очевидным, что без возвращения на путь мировой цивилизации преодолеть тяжелый всесторонний кризис невозможно. Понимание этой истины было очень болезненным для большинства советских людей, проходило в условиях острой борьбы, краха многих идеалов и ценностей. В 1991 - 1995 гг. для народного хозяйства республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали: • снижение всех главных макроэкономических показателей; • падение общественного производства; • увеличение дефицита государственных финансов; • рост инфляции; • падение стоимости белорусского рубля, который был введен в денежное обращение в июне 1992 г.; • рост внешней задолженности. Все это поставило народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала. Об этом свидетельствуют официальные данные Министерства статистики и анализа республики Беларусь, приведенные в таблице 2.
Таблица 2. Динамика макроэкономических показателей за 1991—1995 гг., % к предшествующему году
[7, c. 363]
Такое значительное сокращение масштабов производства обусловлено, прежде всего, падением в 1991—1995 гг. на 40,9 % выпуска продукции промышленности — ведущей отрасли народного хозяйства республики. При этом ее спад имел не структурный, а всеобщий характер. В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство Беларуси. За 1991 - 1995 гг. объемы его производства снизились на 26,4 %. Значительное падение выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства произошло в связи с резким сокращением капиталовложений. За 1991 —1995 гг. капиталовложения в народное хозяйство Беларуси по сравнению с 1990г. снизились на 64,8 %. Такое падение инвестиционной активности произошло из-за сужения финансовых возможностей предприятий, сокращения государственных капиталовложений. Однако необходимо подчеркнуть, что сокращение государственного финансирования производства является нормальным явлением в условиях рыночной экономики. В 1991-1995 гг. в связи с обвальным ростом цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги резко упали доходы населения Беларуси. Номинальные денежные доходы населения не «успевали» за расходами. Только 1993 г. номинальные денежные доходы населения республики по сравнению с 1992 г. возросли в 13 раз, а расходы — в 20. Несмотря на повышение номинальной заработной платы, ее реальный уровень неуклонно падал. В том же 1993 г. она снизилась более чем на 36 %, а в целом за 1991—1995 гг. в связи с инфляцией — примерно в 5 раз. В 1995 г. за чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60 % населения республики. Принципиальной проблемой, которая стала угрожать экономической безопасности Беларуси, явилась беспрестанно нарастающая внешняя задолженность республики. Официальная внешняя задолженность за 1991 — 1995 гг. возросла почти в 4 раза и составила вместе с процентами по обслуживанию более чем 2 млрд. долларов, что равнозначно валовому внутреннему продукту республики за полгода. Преобладание импорта над экспортом не только привело к недостатку валютных средств в нашей стране, но и способствовало падению курса белорусского рубля, что в свою очередь обусловило рост цен и расходов предприятий на ввозимое сырье, топливо, материалы и комплектующие. Существенное влияние на рост внешней задолженности Беларуси за энергоносители оказывала форма клиринговых расчетов, использовавшаяся в 1991 — 1995 гг За 1991-1995 гг. значительно возросла денежная разбалансированность, что свидетельствовало о дестабилизации денежного обращения в целом. При устойчивом снижении реальных объемов производства происходило многократное увеличение денежной массы, которая за 1992—1995 гг. возросла более чем в 300 раз. Такой рост денежной массы привел ко всеобщему росту цен и обесценению денежных средств, что, в свою очередь, определило стойкую тенденцию к увеличению процентных ставок по кредитам. Только в 1994 г. средняя процентная ставка на привлеченные ресурсы в коммерческих банках республики составила 82 %, а по выданным кредитам — 156 %, что и стало основой высокой рентабельности банковской сферы. Если в промышленности Беларуси в 1994 г. рентабельность составила 12,7 %, сельском хозяйстве — 2,8, на транспорте — 10,3, в строительстве — 15,1, торговле и общественном питании - 11,3 %, то в банковской системе она достигла 48,9 %. Это было более чем в 4 раза выше средней рентабельности в народном хозяйстве Беларуси. Понятно что переход от административно-командной системы к рыночной требует колоссальных усилий, затрат и значительного времени. Жизнеспособность и более высокая экономическая эффективность рыночных систем, демонстрируемая развитием передовых стран мира, предопределила выбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики социально ориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства. Но сам этот переход не может быть легким и мгновенным. К тому же трудности перехода усугубляются развалом СССР, разрывом десятилетиями налаживаемых связей между республиками, входящими в его состав. Поэтому экономический кризис который переживала наша страна в тот период, был особым - его можно квалифицировать как кризис трансформационный, т.е. кризис трансформации социально-экономической системы. [7, c. 366-368] Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 1996 г. № 36, позволила обеспечить замедление темпов экономического спада в целом, снижение инфляции, оживление производства в отдельных отраслях экономики и регионах, относительную стабилизацию курса национальной валюты. Так, за восемь месяцев 1996 года объем валового внутреннего продукта составил 106,4 трлн. рублей, что на 0,4 процента больше соответствующего периода прошлого года, объем промышленной продукции увеличился на 2,8 процента. Более быстрыми темпами развивались такие отрасли промышленности, как лесная и деревообрабатывающая (прирост 11,3 процента), химическая и нефтехимическая (прирост 10 процентов). Повысились темпы жилищного строительства: в действие было введено в 1,5 раза жилья больше, чем за аналогичный период прошлого года. Индекс потребительских цен снизился с 5,6 процента в январе до 1,3 процента в августе, среднемесячный индекс за восемь месяцев 1996 года составил 2,4 процента, в то время как в 1993-м, 1994-м, 1995 годах он составлял соответственно 28,8; 28,7 и 10,8 процента. Однако в полной мере преодолеть кризисные явления в экономике, которые накопились с 1991 года, не удалось. Наблюдается снижение жизненного уровня большей части граждан, углубление расслоения общества по доходам, высокий уровень скрытой безработицы. Продолжаются инвестиционный кризис, снижение рентабельности выпускаемой продукции, разрушение научно-технического потенциала, нарастание взаимных неплатежей, снижение ценовой конкурентоспособности белорусских товаров. Возросли отрицательное сальдо торгового баланса и внешний долг республики. Начиная с 1996 года, обеспечены ежегодные приросты объемов валового внутреннего продукта и производства промышленной продукции. В 1997 году по сравнению с предыдущим годом темп прироста ВВП составил в сопоставимых ценах 11,4 процентов, в 1998 - 8,4, в 1999 - 3,4. В первые месяцы 1999 года на результаты социально-экономического развития Республики Беларусь продолжали оказывать негативное влияние неблагоприятные внешние и внутренние факторы. Сложившаяся в конце 1998 г. динамика падения темповых показателей усугублялась. Не обеспечивалось выполнение прогнозных параметров практически по всем макроэкономическим показателям. Однако по итогам функционирования народного хозяйства в январе-мае 1999 года обозначились положительные изменения в экономической конъюнктуре. Реальный ВВП за 5 месяцев 1999г. возрос на 3% при прогнозном годовом задании прироста на уровне 3-4%, прирост продукции промышленности достиг 6,6% при годовом задании 4-5%, производство потребительских товаров - на 7,5% при задании 6-7%, ввод в эксплуатацию жилых домов - на 8,2% при задании 0,5%, платные услуги населению - на 5,5% при задании 3-4%. Не выдержаны темповые показатели к уровню 1998г. по таким важнейшим параметрам, как производство продукции сельского хозяйства (92,7%), розничный товарооборот (97,3%), а также объем внешней торговли (70,6%), реальные денежные доходы населения (87%). Остается высоким уровень инфляции. Индекс потребительских цен за январь-май достиг 173,7%, хотя в апреле и мае месяцах в сравнении с январем 1999г. индексы роста потребительских цен снизились вдвое.[8] В 2000г. экономическое положение стабилизировалось, был достигнут существенный рост по важнейшим социально- экономическим показателям. Валовый внутренний продукт за пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности – на 65, инвестиции в основной капитал – на 34 и т.д. Эти показатели экономического развития Белоруссии значительно выше по сравнению с другими странами СНГ. На этом этапе усилия руководства страны были направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. В 1996-2004гг. прирост ВВП в Беларуси составил 77,4%. Экономическому росту способствовали увеличение производительности труда, повышение эффективности потребления энергии и использования производственных мощностей. Проводимая правительством социально ориентированная политика дала возможность распределить результаты этого роста среди широких слоев населения. В результате снизился с 38,6% в 1996г. до 17,8% в 2004г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, отмечают сегодня эксперты. Положительно повлияли на ситуацию в белорусской экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию нашей страны более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции в 1996-2000гг. (которая была следствием невысоких доходов белорусов в то время и государственного субсидирования экспортеров) дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура - рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки и платежеспособности российских потребителей [9]. В числе важных инструментов, которые центральные (национальные) банки всех стран используют для активизации деятельности реального сектора экономики, выступает ставка рефинансирования. За 15 лет эта ставка в странах СНГ колебалась в зависимости от ситуации, характеризующейся спадом, оживлением, подъемом экономики, укреплением финансовой стабилизации. В 2006 г. ставка рефинансирования снизилась во многих странах СНГ. Так, объем кредитов увеличился в Беларуси – в 8 раз. Прирост кредитных вложений в 2004-2005 гг. составил в Беларуси – 37,2%. Однако предоставленные банками кредиты предприятиям, физическим лицам продолжали носить преимущественно краткосрочный характер. Их доля в общем объеме кредитования на конец 2005 г. по сравнению с концом 2004 г составила – 48,5%. Валютный сегмент финансового рынка в течение 2006 г проявлял тенденцию к стабильности. В большинстве стран СНГ наблюдалось укрепление национальных валют по отношению к доллару США. К концу июля 2006 г. по сравнению с началом этого года курс доллара США по отношению к белорусскому рублю снизился на 0,5%. [10] За истекший 15-летний период страны СНГ с большим трудом преодолевали инвестиционный кризис. В большинстве государств Содружества он принял затяжной характер. Сокращение инвестиций в реальный сектор привело к тому, что в 90-х годах практически не вводились в действие новые производственные мощности. Крайне медленно обновлялось оборудование, нарастало его возрастное и технологическое устаревание, увеличивалось превышение нормативного срока службы машин и механизмов. В 1990-2005 гг. в связи с сокращением государственного сектора экономики, расширением прав предприятий заметно была ограничена сфера прямого воздействия государства на заработную плату. Это сказалось, прежде всего, на динамике реальной заработной платы, увеличении дифференциации в оплате труда. Номинальная заработная плата в первом пятилетии 1991-2005 гг. ежегодно росла в разы и десятки раз. В 1995 г. рост номинальной заработной платы по отношению к 1990 в Беларуси увеличился в 28 тысяч раз. При этом заработная плата, с поправкой на индекс потребительских цен, ежегодно снижалась. В 1995г. она составляла от уровня 1990 г. 56%. В 2000 году по отношению к 1990 году ее уровень поднялся до 95%. С переходом на многоукладную экономику расширились источники доходов населения. Наряду с заработной платой наемных работников, социальными трансфертами и денежными поступлениями от подсобных хозяйств существенную долю в бюджете домашних хозяйств стали занимать доходы лиц, занятых самостоятельным трудом. Основным синтетическим показателем результатов всей социально-экономической деятельности стран выступает валовой внутренний продукт (ВВП). В нем выражена стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных на экономической территории данного государства в течение определенного периода за вычетом стоимости их промежуточного потребления. В 2005 г. физический объем ВВП (в постоянных ценах) в процентах к 1991 г. составил Беларуси – 128,4.. В Беларуси в 2006 г.ещё сохраняются одни из самых высоких среди стран СНГ темпы роста в производственной и инвестиционной сферах. В последние четыре года, как видно из статистических данных, приведенных в таблице 3 , заметна тенденция сокращения показателя безработицы. Однако стабильный рост ВВП, характерный для периода 2000 – 2006гг., в 2007 останавливается. Снижение его составляет 2,2% по отношению к предыдущему году. Так же заметно падение показателей реальных денежных доходов населения и пенсий. Значительно упал размер инвестиций в основной капитал, падение его составляет 16% по отношению 2006г. Отрицательна и динамика розничного товарооборота, падение этого показателя составляет 2,6 % по отношению к 2006г. Негативную характеристику приобретает показатель индекса цен. Анализ основных социально-экономических показателей определенно указывает на то, что оживление присущее периоду 2000 -2006гг сменилось спадом в экономике государства.
Таблица 3. Основные социально-экономические показатели
http://belstat.gov.by/
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |