Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Февральская революция. Двоевластие (февраль — июнь 1917 г.).



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
Февральская революция. Двоевластие (февраль — июнь 1917 г.). 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Приступая к изучению первого вопроса, надо дать анализ обстановки, сложившейся в стране после поражения революции 1905—1907 гг.

Революция не разрешила основных задач, стоящих перед ней. Говоря о них, необходимо глубоко осмыслить, что центральным вопросом революции являлся аграрный вопрос. Это давно сознавали реально мыслящие представители правящих кругов. Но лишь в 1905 г. премьер-министр царского правительства П. А. Столыпин начинает аграрную реформу. Ее сущность — увеличить слой зажиточных крестьян-собственников за счет разрушения общинных земель и сделать их опорой самодержавия в деревне.

Объясните причины перехода правительства к новому этапу буржуазных реформ. Как в законах об аграрных преобразованиях намечалось разрушить общинное землевладение и утвердить частную крестьянскую собственность на землю? Каковы социальные и экономические причины правительственного курса на ликвидацию общины, которую самодержавие длительное время считало своей опорой в деревне? Какие цели преследовали расширение деятельности Крестьянского банка и поддержка крестьянского переселения за Урал? Анализируя ход аграрной реформы, объясните, почему переход крестьян на хутора и отруба шел медленно? Какие социальные группы выходили из общины и как они распоряжались землей? Какие этапы выделяются в переселенческом движении? Почему часть переселенцев возвратилась в российский центр? Каковы экономические и социальные итоги столыпинской аграрной реформы? В чем прогрессивность этих преобразований? Каких целей реформа не достигла? Программа П. А. Столыпина не ограничивалась аграрным законодательством. Расскажите о введении земств в Западном крае, планах создать волостные земства, рабочих законах, законопроектах о вероисповеданиях и начальных училищах. С какими проблемами столкнулся Столыпин при реализации своих реформаторских планов? Определите значение преобразований, осуществленных по инициативе и под руководством Столыпина.

2

Изучение второго вопроса необходимо начать с анализа причин возникновения первой мировой войны, уделив главное внимание обострению противоречий между крупнейшими индустриальными державами в период монополистического капитализма.

Проблемы внутреннего развития страны осложнялись обострением международного положения и вступлением России в мировую войну. Первая мировая война 1914—1918 гг. явилась результатом обострения противоречий между крупнейшими индустриальными державами, глубинной предпосылкой которых стала неравномерность экономического развития различных стран. Противоречия между великими державами достигли крайней остроты в период монополистического капитализма. Главными из них были англо-германские противоречия. Обогнав Англию по темпам экономического развития и оттесняя ее на мировом рынке, Германия вела широкую экспансию на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке. Стремясь к мировому господству, Германия открыто добивалась передела колоний в свою пользу.

Выясняя причины войны, рассмотрите подготовку к ней противостоящих стран. Почему обострились противоречия между крупнейшими государствами Европы? Как они проявлялись в отношениях между странами, входящими в противоборствующие блоки? Какие внутригосударственные проблемы и почему способствовали переходу европейских держав к войне? Что было сделано для восстановления мощи российской армии после русско-японской войны? Почему военные программы выполнялись медленно, а многие перспективные изобретения отвергались или их внедрение откладывалось? В какой степени Россия по сравнению с противниками была готова к войне? Расскажите о германском, австрийском и российском планах ведения войны. Какими силами располагали стороны? Какие факторы усиливали и уменьшали их возможности? Ответ на вопрос завершите рассказом о послуживших поводом к войне событиях, связанных с убийством эрцгерцога Франца-Фердинанда.

Освещая ход военных действий на фронтах, следует иметь в виду наиболее крупные операции, в которых участвовала русская армия.
С какой целью русские войска вторглись в Восточную Пруссию? Почему эта операция закончилась вытеснением русских армий? Как в это время протекали военные действия в Галиции? Каковы стратегические результаты кампании 1914 г.? Назовите причины «великого отступления» в 1915 г. Какие территории оставила российская армия? Какую роль в ходе войны сыграл брусиловский прорыв?

Нельзя обойти вниманием состояние экономики и тыла русской армии. В чем состояли причины сокращения промышленного производства, продовольственных трудностей и финансового кризиса в России во время войны? Приведите примеры кризисных явлений в российской экономике. Как это отразилось на боеспособности армии? Что предприняло правительство для выхода из сложной хозяйственной ситуации? Приступая к характеристике политического положения в России, определите, чем отличалась позиция большевиков по отношению к войне от мнения других партий? Почему в ходе войны переменилось отношение либералов к правительственной политике? Доказывая, что в России наступал кризис власти, расскажите о «министерской чехарде», роли при царском дворе Г. Е. Распутина, заговоре с целью его убийства, слухах о предательстве в высших сферах власти, колебаниях в правительственных кругах в определении необходимых политических шагов.

3

При рассмотрении третьего вопроса следует проследить рост антивоенных и революционных выступлений на фронте и в тылу, вызванных тяготами войны, обрушенных на плечи трудящихся.

Уже к концу первого года войны стало ясно, что царская Россия вступила в войну неподготовленной и не выдерживает ее тягот. Технико-экономическая отсталость России и ее зависимость от иностранного капитала уже в начале 1915 г. вызывали острый кризис боевого снабжения русской армии. В армию были мобилизованы около 15 млн человек. Но, по сравнению с армиями своих союзников и противников, русская армия была хуже оснащена огнестрельными средствами, и это приводило к огромным людским потерям. К 1917 г. Россия потеряла убитыми около 2 млн человек и ранеными не менее 5 млн.

Поражения на фронте дополнялись экономическими трудностями. Уже на втором году войны в стране возник топливный кризис, обусловленный снижением добычи угля и нефти. Под его влиянием происходило падение производства и в других отраслях промышленности, в частности, в металлургии. Крайне ухудшалась работа транспорта. Это дезорганизовало хозяйственные связи и прежде всего подвоз продовольствия и топлива. В расстройство пришли финансы.

Тяготы, обрушенные войной на плечи трудящихся, привели к усилению экономической и политической борьбы рабочих. Участились волнения крестьян-призывников по пути следования на фронт. Все более революционизировалась армия, где наблюдались падение дисциплины и рост антивоенных настроений. Число дезертиров в 1916 г. составило
1,5 млн человек.

1917 г. ознаменовался новым подъемом стачечной борьбы. В январе-феврале число бастовавших рабочих увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 1916 г. в 3 раза, причем до 95,3 % забастовщиков выдвигали политические требования «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Россия вплотную подошла к новой революции. Царское правительство проявило полную неспособность управлять страной, и власти с тревогой следили за растущим возмущением масс.

Таким образом, необходимо показать, что в начале 1917 г. в России сложилась критическая ситуация в экономике и общественных настроениях. Какую роль сыграло введение продовольственных карточек в Петрограде? Какие меры предприняло правительство для пресечения начавшегося рабочего движения? Расскажите об обстоятельствах перехода петроградского гарнизона на сторону восставших. Как отреагировала Дума на развернувшуюся революцию? Почему Дума поддержала требование об отречении Николая II? Что заставило самодержца согласиться с этим предложением? Расскажите о составлении и подписании акта об отречении. Почему великий князь Михаил также отрекся от трона? Какова дальнейшая судьба царской семьи? Определите характер Февральской революции, укажите ее движущие силы. Охарактеризуйте роль, которую сыграли в революции петроградский пролетариат, солдаты, либеральная буржуазия, различные политические партии. При этом учтите, что революция вначале развивалась стихийно.

Расскажите о создании Петроградского совета и Временного правительства. Охарактеризуйте политический состав и социальную опору двух властей. Объясните, почему революция в феврале 1917 г. привела к специфическому политическому положению — двоевластию? В ряде современных исследований отвергается сложившаяся в советской историографии концепция двоевластия. Какие аргументы используют сторонники новой точки зрения на проблему двоевластия? Какие отношения сложились между Временным правительством и Советами? Для ответа проанализируйте роль Советов в ликвидации монархического правления, главные положения изданного Петроградским Советом приказа № 1, ход переговоров о Декларации Временного правительства и ее содержание. Почему двоевластие не могло быть длительным?

Здесь необходимо объяснить скоротечность и успех революции. Какую роль в данном случае сыграли незавершенность реформ, участие России в первой мировой войне, переход армии на сторону восставших, позиция Думского руководства и генералитета? Определите место Февральской революции в истории России.

В России победила буржуазно-демократическая революция. Старая государственная система рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного состояния страны. Экономическая разруха усилилась. К прежним социально-политическим проблемам —  война и мир — рабочий, аграрный и национальный вопросы — добавились новые: о власти, будущем государственном устройстве, о путях выхода из кризиса. Все это обусловило своеобразие расстановки общественных сил в 1917 г.

Студентам надо подумать и ответить на такие вопросы: почему после победы Февральской революции большинство мест в Петроградском Совете и многих других советах страны принадлежали меньшевикам и эсерам, в чем заключались причины возникновения двоевластия и какова его классовая сущность.

Список литературы

1. Бурджалов, Э. Н. Вторая русская революция: восстание в Петрограде /
Э. Н. Бурджалов. — М., 1967.

2. Витте, С. Ю. Избранные воспоминания / С. Ю. Витте. — М., 1991.

3. История России. Россия в мировой цивилизации : курс лекций / под ред. А. А. Радугина. — М., 1997.

4. Пушкарева, И. М. Февральская буржуазно-демократическая революция в 1917 г. в России / И. М. Пушкарева. — М., 1982.

Темы докладов

1. Деятельность III и IV Государственных Дум. Первый опыт российского парламентаризма.

2. Классы и политические партии России в Первой мировой войне.

3. Влияние Первой мировой войны на экономику и политическую жизнь России.

4. Феномен двоевластия и его классовая сущность.

Тема 12. РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ
РАЗВИТИЯ (ОКТЯБРЬ 1917 г. — 1920 г.)



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
Февральская революция. Двоевластие (февраль — июнь 1917 г.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Февральская революция. Двоевластие (февраль — июнь 1917 г.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)