Противоречивые тенденции в развитии советского общества в середине 50-х — середине 60-х гг.
1 Рассматривая первый вопрос, вначале охарактеризуйте ущерб, нанесенный войной промышленности, сельскому хозяйству и финансовой системе Советского Союза. Послевоенные трудности усугублялись голодом в 1946—1947 гг. Каковы причины и последствия голода? Выделите особенности восстановительного периода второй половины 40-х гг., сравнив его с возрождением экономики после Гражданской войны. Как осуществлялся перевод промышленности на выпуск мирной продукции? Каковы итоги восстановления и развития промышленности в первые послевоенные годы? Почему восстановление сельского хозяйства значительно отставало от промышленного роста? Пытаясь найти выход из критической ситуации, правительство проводило реформы и усилило репрессии. Какие слои сельского населения подверглись преследованиям? Каковы причины и в чем сущность укрупнения колхозов? Как государство стремилось морально стимулировать трудовую активность работников аграрного сектора? Почему эти меры не изменили положение в сельском хозяйстве? Анализируя материал далее, укажите на перемены, произошедшие в условиях труда в связи с наступлением мирного времени. Почему и как была проведена денежная реформа в 1947 г.? Каковы причины периодического понижения стоимости товаров и продуктов в 1947 — начале 1950-х гг.? Как государство компенсировало потери от снижения цен? Каким был уровень жизни советских людей в послевоенные годы? Немаловажным является вопрос о том, как Великая Отечественная война повлияла на общественное сознание. Приведите примеры предложений о некоторых политических реформах. В связи с этим укажите причины организованных в то время идеологических мероприятий, переросших в борьбу с космополитизмом. Почему первый удар обрушился на творческую интеллигенцию? Какие обвинения были выдвинуты против известных литераторов, композиторов, драматургов и кинорежиссеров? Какие цели преследовали дискуссии по вопросам философии, языкознания и политической экономии социализма? В чем выразилась политизация естественных наук во второй половине 40-х — начале 50-х гг.? Какой урон это нанесло советской науке? Почему идеологизация в меньшей степени коснулась физики и химии? Одновременно с идеологическим давлением на общество множились политические преследования. Почему репрессированные, отбывшие срок наказания, после войны вновь оказывались в лагерях? Почему репрессии в партийно-правительственном аппарате были направлены прежде всего против представителей Ленинграда и руководителей, выдвинувшихся в годы войны? С какой целью были сфабрикованы дело Еврейского антифашистского комитета и «дело врачей»? Какие события, связанные с ХIХ съездом ВКП(б), доказывают подготовку Сталиным новой волны расправ среди партийно-государственной элиты? Определите возможные направления политического развития СССР в послесталинский период. Какие силы стояли за каждым из вариантов? Почему возобладали приверженцы умеренного курса? Какие перемены в составе высшего руководства произошли сразу после смерти И. В. Сталина? Какую политику по отношению к «культу личности», сфабрикованным после войны делам, внесудебным и правоохранительным органам стали проводить новые советские лидеры? Каковы причины удаления от власти и казни Л. П. Берии? Докажите, что в 1953 г. укреплялись позиции Н. С. Хрущева. Завершая подготовку данного вопроса, определите, насколько значительным был отход нового партийно-государственного руководства от устоявшихся методов управления страной в первые годы после кончины Сталина. Постарайтесь дать определение термину «холодная война». Выясняя причины «холодной войны», укажите, какие изменения произошли после второй мировой войны в соотношении сил между СССР и западными государствами? Какие факторы способствовали усилению СССР и США? Почему сокращалась сфера влияния США? Как эти процессы воздействовали на внешнюю политику государств с разными политическими и экономическими системами? Подтвердите фактами, что возрастала агрессивность западных держав по отношению к СССР. Какие советские внешнеполитические акции способствовали обострению международных отношений? Почему Советский Союз отказался присоединиться к «плану Маршалла»? Как создавались противостоящие политические блоки? Почему не были осуществлены предложения о ядерном разоружении? Каковы причины Берлинского кризиса и корейской войны? Как они были урегулированы? Каковы последствия «холодной войны» для мирового сообщества и нашей страны? С какими западными странами, почему и на каких условиях Советский Союз развивал в то время добрососедские отношения? Рассматривая вопрос о становлении социалистического блока, охарактеризуйте сущность народно-демократических революций и общедемократических преобразований, происшедших до 1947 г. в Восточной Европе. Почему в 1947—1948 гг. страны этого региона перешли к воспроизведению советской общественной системы? Чем отличались социальные перемены этого времени от предшествующего периода и от советского строя? Каковы причины советско-югославского конфликта? Как этот конфликт характеризовал советскую политику по отношению к восточноевропейским партнерам? Как осуществлялся советский политический контроль над социалистическими странами? Почему эти страны должны были ориентироваться на экономическое сотрудничество с СССР? Как Советский Союз стремился соблюсти собственный экономический интерес и одновременно сохранить восточноевропейские страны в сфере своего влияния? 2 Подготовку к ответу на второй вопрос начните с анализа политической ситуации накануне ХХ съезда КПСС. Какие факты доказывают, что в 1953—1955 гг. наблюдалось смягчение политического режима в СССР, происходил отказ от наиболее негативных черт сталинской системы, началось восстановление справедливости в отношении репрессированных? Какие изменения в экономике и внешней политике предлагал осуществить Г. М. Маленков? Почему его идеи были отвергнуты, а в борьбе за власть первенствовал Н. С. Хрущев? В чем проявлялась непоследовательность и противоречивость начавшейся десталинизации? Углублению этого курса способствовал ХХ съезд КПСС. Какие проблемы рассматривались в секретном докладе Хрущева? Почему новое партийное руководство, взращенное Сталиным, пошло на критику своего вождя? Чем различались доклад и постановление ЦК КПСС «О преодоление культа личности и его последствий»? Почему в борьбе с силами, противодействовавшими разоблачению Сталина, победителем вышел Хрущев? Какое значение для политического развития страны имело отстранение от власти В. М. Молотова, Г. М. Маленкова и Л. М. Кагановича? Почему критика культа Сталина постепенно прекратилась? Раскрывая содержание этого вопроса, докажите, что в середине Определите, чем была вызвана необходимость хозяйственных преобразований в середине 50-х — середине 60-х гг. Для этого сравните уровни экономического развития СССР и ведущих капиталистических государств. Какие диспропорции существовали в советской экономике? Каковы их последствия? Анализируя данный вопрос, укажите, почему советское руководство, вырабатывая новый экономический курс, обратилось прежде всего к проблемам внедрения достижений НТР в народное хозяйство? Почему эта задача не была выполнена? В чем суть перехода от отраслевого к территориальному управлению советской экономикой? Почему первоначальные положительные результаты этой реорганизации вскоре сменились преобладанием негативных явлений? Докажите, что преодоление отрицательных последствий реформы привело не к уменьшению, а к усилению бюрократизма в управлении хозяйством. Какие меры были осуществлены для расширения жилищного строительства? Расскажите о возникновении и развитии движения за коммунистический труд. Далее анализируйте состояние сельского хозяйства к середине 50-х гг. и назовите причины перемен в аграрной политике. Какие меры для изменения ситуации в сельском хозяйстве были предприняты новым советским руководством сразу после смерти И. В. Сталина? Охарактеризуйте главные направления принятой в сентябре 1953 г. программы выхода из аграрного кризиса. В середине 50-х — середине 60-х гг. в СССР осуществлялись крупные сельскохозяйственные программы. Проанализируйте методы, сроки и масштабы их проведения. Какие противоречия возникли в советском руководстве в связи с предложением об освоении целинных и залежных земель? Какими успехами и трудностями сопровождалось использование этих территорий? Почему расширение посевов кукурузы и других подобных «чудо-культур», изменение системы севооборота, программа по ускоренному развитию животноводства негативно воздействовали на сельскохозяйственное производство? Что было сделано для улучшения материального и социального положения крестьянства? Почему и как партийно-государственное руководство стало ограничивать развитие подсобного крестьянского хозяйства? Какие факты свидетельствуют о том, что положение в советском аграрном секторе к середине 60-х гг. продолжало оставаться тяжелым? Завершая настоящую тему, охарактеризуйте достигнутый к середине 60-х гг. уровень развития советской экономики. Докажите, что в СССР был создан мощный экономический потенциал. Но почему в таком случае медленно развивалась НТР, снижалась эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, не выполнялись народнохозяйственные планы, а осуществленные реформы не привели к радикальным положительным переменам? Список литературы 1. Медведев, Р. А. Н. С. Хрущев: политическая биография / Р. А. Медведев. — М., 1990. — 330 с. 2. Н. С. Хрущев. Материалы к биографии / сост. Ю. В. Аксютин. — М., 1989. — 367 с. 3. Научно технический прогресс: экономика и управление. — М., 1980. — С. 46—57. 4. Опенкин, Л. А. Оттепель: как это было (1953—1955 гг.) / Л. А. Опенкин. — М., 1991. — 64 с. Темы докладов 1. НТР и ее социальные последствия. 2. Внешняя политика в хрущевское десятилетие. 3. «Оттепель» при Хрущеве: что и как это было? Тема 16. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ В РАЗВИТИИ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |