Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Противоречивые тенденции в развитии советского общества в середине 50-х — середине 60-х гг.



2019-12-29 308 Обсуждений (0)
Противоречивые тенденции в развитии советского общества в середине 50-х — середине 60-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Рассматривая первый вопрос, вначале охарактеризуйте ущерб, нанесенный войной промышленности, сельскому хозяйству и финансовой системе Советского Союза. Послевоенные трудности усугублялись голодом в 1946—1947 гг. Каковы причины и последствия голода? Выделите особенности восстановительного периода второй половины 40-х гг., сравнив его с возрождением экономики после Гражданской войны. Как осуществлялся перевод промышленности на выпуск мирной продукции? Каковы итоги восстановления и развития промышленности в первые послевоенные годы? Почему восстановление сельского хозяйства значительно отставало от промышленного роста? Пытаясь найти выход из критической ситуации, правительство проводило реформы и усилило репрессии. Какие слои сельского населения подверглись преследованиям? Каковы причины и в чем сущность укрупнения колхозов? Как государство стремилось морально стимулировать трудовую активность работников аграрного сектора? Почему эти меры не изменили положение в сельском хозяйстве?

Анализируя материал далее, укажите на перемены, произошедшие в условиях труда в связи с наступлением мирного времени. Почему и как была проведена денежная реформа в 1947 г.? Каковы причины периодического понижения стоимости товаров и продуктов в 1947 — начале 1950-х гг.? Как государство компенсировало потери от снижения цен? Каким был уровень жизни советских людей в послевоенные годы?

Немаловажным является вопрос о том, как Великая Отечественная война повлияла на общественное сознание. Приведите примеры предложений о некоторых политических реформах. В связи с этим укажите причины организованных в то время идеологических мероприятий, переросших в борьбу с космополитизмом. Почему первый удар обрушился на творческую интеллигенцию? Какие обвинения были выдвинуты против известных литераторов, композиторов, драматургов и кинорежиссеров? Какие цели преследовали дискуссии по вопросам философии, языкознания и политической экономии социализма? В чем выразилась политизация естественных наук во второй половине 40-х — начале 50-х гг.? Какой урон это нанесло советской науке? Почему идеологизация в меньшей степени коснулась физики и химии?

Одновременно с идеологическим давлением на общество множились политические преследования. Почему репрессированные, отбывшие срок наказания, после войны вновь оказывались в лагерях? Почему репрессии в партийно-правительственном аппарате были направлены прежде всего против представителей Ленинграда и руководителей, выдвинувшихся в годы войны? С какой целью были сфабрикованы дело Еврейского антифашистского комитета и «дело врачей»? Какие события, связанные с ХIХ съездом ВКП(б), доказывают подготовку Сталиным новой волны расправ среди партийно-государственной элиты?

Определите возможные направления политического развития СССР в послесталинский период. Какие силы стояли за каждым из вариантов? Почему возобладали приверженцы умеренного курса? Какие перемены в составе высшего руководства произошли сразу после смерти И. В. Сталина? Какую политику по отношению к «культу личности», сфабрикованным после войны делам, внесудебным и правоохранительным органам стали проводить новые советские лидеры? Каковы причины удаления от власти и казни Л. П. Берии? Докажите, что в 1953 г. укреплялись позиции Н. С. Хрущева. Завершая подготовку данного вопроса, определите, насколько значительным был отход нового партийно-государственного руководства от устоявшихся методов управления страной в первые годы после кончины Сталина.

Постарайтесь дать определение термину «холодная война». Выясняя причины «холодной войны», укажите, какие изменения произошли после второй мировой войны в соотношении сил между СССР и западными государствами? Какие факторы способствовали усилению СССР и США? Почему сокращалась сфера влияния США? Как эти процессы воздействовали на внешнюю политику государств с разными политическими и экономическими системами? Подтвердите фактами, что возрастала агрессивность западных держав по отношению к СССР. Какие советские внешнеполитические акции способствовали обострению международных отношений? Почему Советский Союз отказался присоединиться к «плану Маршалла»? Как создавались противостоящие политические блоки? Почему не были осуществлены предложения о ядерном разоружении? Каковы причины Берлинского кризиса и корейской войны? Как они были урегулированы? Каковы последствия «холодной войны» для мирового сообщества и нашей страны? С какими западными странами, почему и на каких условиях Советский Союз развивал в то время добрососедские отношения?

Рассматривая вопрос о становлении социалистического блока, охарактеризуйте сущность народно-демократических революций и общедемократических преобразований, происшедших до 1947 г. в Восточной Европе. Почему в 1947—1948 гг. страны этого региона перешли к воспроизведению советской общественной системы? Чем отличались социальные перемены этого времени от предшествующего периода и от советского строя? Каковы причины советско-югославского конфликта? Как этот конфликт характеризовал советскую политику по отношению к восточноевропейским партнерам? Как осуществлялся советский политический контроль над социалистическими странами? Почему эти страны должны были ориентироваться на экономическое сотрудничество с СССР? Как Советский Союз стремился соблюсти собственный экономический интерес и одновременно сохранить восточноевропейские страны в сфере своего влияния?

2

Подготовку к ответу на второй вопрос начните с анализа политической ситуации накануне ХХ съезда КПСС. Какие факты доказывают, что в 1953—1955 гг. наблюдалось смягчение политического режима в СССР, происходил отказ от наиболее негативных черт сталинской системы, началось восстановление справедливости в отношении репрессированных? Какие изменения в экономике и внешней политике предлагал осуществить Г. М. Маленков? Почему его идеи были отвергнуты, а в борьбе за власть первенствовал Н. С. Хрущев? В чем проявлялась непоследовательность и противоречивость начавшейся десталинизации? Углублению этого курса способствовал ХХ съезд КПСС. Какие проблемы рассматривались в секретном докладе Хрущева? Почему новое партийное руководство, взращенное Сталиным, пошло на критику своего вождя? Чем различались доклад и постановление ЦК КПСС «О преодоление культа личности и его последствий»? Почему в борьбе с силами, противодействовавшими разоблачению Сталина, победителем вышел Хрущев? Какое значение для политического развития страны имело отстранение от власти В. М. Молотова, Г. М. Маленкова и Л. М. Кагановича? Почему критика культа Сталина постепенно прекратилась?

Раскрывая содержание этого вопроса, докажите, что в середине
50-х — середине 60-х гг. в СССР, с одной стороны, произошло потепление политического климата, с другой — усиливались негативные явления, связанные с сосредоточением власти в руках Хрущева. Характеризуя политические преобразования, осуществленные в этот период, определите, насколько радикально изменилось соотношение полномочий между центром и местами. На каких принципах проводилась с 1962 г. реорганизация партийных и советских органов? Почему эта реформа имела отрицательные последствия? В чем суть лозунга развернутого строительства коммунизма? Почему эта задача не могла быть осуществлена? Какие новые элементы в программе и уставе КПСС, принятых на ХХII съезде, могли способствовать более масштабной демократизации советского общества? Почему этого не произошло? Каковы причины и политические последствия рабочих выступлений в 1962 г.? Какие действия Хрущева усиливали недовольство им в обществе и высшем партийно-госуда-рственном руководстве? Как было подготовлено и осуществлено смещение Хрущева? Почему новым главой КПСС был избран Л. И. Брежнев?

Определите, чем была вызвана необходимость хозяйственных преобразований в середине 50-х — середине 60-х гг. Для этого сравните уровни экономического развития СССР и ведущих капиталистических государств. Какие диспропорции существовали в советской экономике? Каковы их последствия?

Анализируя данный вопрос, укажите, почему советское руководство, вырабатывая новый экономический курс, обратилось прежде всего к проблемам внедрения достижений НТР в народное хозяйство? Почему эта задача не была выполнена? В чем суть перехода от отраслевого к территориальному управлению советской экономикой? Почему первоначальные положительные результаты этой реорганизации вскоре сменились преобладанием негативных явлений? Докажите, что преодоление отрицательных последствий реформы привело не к уменьшению, а к усилению бюрократизма в управлении хозяйством. Какие меры были осуществлены для расширения жилищного строительства? Расскажите о возникновении и развитии движения за коммунистический труд.
Почему государство поддерживало и пропагандировало этот почин? Почему это начинание быстро стало формальным? Проанализируйте итоги промышленного развития СССР в рассматриваемый период? Почему был введен семилетний план развития народного хозяйства страны? Каковы его цели? Насколько они были реалистичны? Каких экономических успехов достигло советское общество в эти годы?

Далее анализируйте состояние сельского хозяйства к середине 50-х гг. и назовите причины перемен в аграрной политике. Какие меры для изменения ситуации в сельском хозяйстве были предприняты новым советским руководством сразу после смерти И. В. Сталина? Охарактеризуйте главные направления принятой в сентябре 1953 г. программы выхода из аграрного кризиса. В середине 50-х — середине 60-х гг. в СССР осуществлялись крупные сельскохозяйственные программы. Проанализируйте методы, сроки и масштабы их проведения. Какие противоречия возникли в советском руководстве в связи с предложением об освоении целинных и залежных земель? Какими успехами и трудностями сопровождалось использование этих территорий? Почему расширение посевов кукурузы и других подобных «чудо-культур», изменение системы севооборота, программа по ускоренному развитию животноводства негативно воздействовали на сельскохозяйственное производство? Что было сделано для улучшения материального и социального положения крестьянства? Почему и как партийно-государственное руководство стало ограничивать развитие подсобного крестьянского хозяйства? Какие факты свидетельствуют о том, что положение в советском аграрном секторе к середине 60-х гг. продолжало оставаться тяжелым?

Завершая настоящую тему, охарактеризуйте достигнутый к середине 60-х гг. уровень развития советской экономики. Докажите, что в СССР был создан мощный экономический потенциал. Но почему в таком случае медленно развивалась НТР, снижалась эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, не выполнялись народнохозяйственные планы, а осуществленные реформы не привели к радикальным положительным переменам?

Список литературы

1. Медведев, Р. А. Н. С. Хрущев: политическая биография / Р. А. Медведев. — М., 1990. — 330 с.

2. Н. С. Хрущев. Материалы к биографии / сост. Ю. В. Аксютин. — М., 1989. — 367 с.

3. Научно технический прогресс: экономика и управление. — М., 1980. — С. 46—57.

4. Опенкин, Л. А. Оттепель: как это было (1953—1955 гг.) / Л. А. Опенкин. — М., 1991. — 64 с.

Темы докладов

1. НТР и ее социальные последствия.

2. Внешняя политика в хрущевское десятилетие.

3. «Оттепель» при Хрущеве: что и как это было?

Тема 16. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ В РАЗВИТИИ
СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА С СЕРЕДИНЫ 60-х
ДО НАЧАЛА 90-х гг.



2019-12-29 308 Обсуждений (0)
Противоречивые тенденции в развитии советского общества в середине 50-х — середине 60-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Противоречивые тенденции в развитии советского общества в середине 50-х — середине 60-х гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)