Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины многообразия теорий происхождения государства.



2019-12-29 735 Обсуждений (0)
Причины многообразия теорий происхождения государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Вопрос о причинах и процессе происхождения государства был и остается ключевым для теории государства и права. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы: «Общая характеристика основных теорий происхождения го­сударства».

Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека за­ставляло и заставляет исследователей анализировать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей её фор­мирования у различных народов во многом позволяет понять различия в функ­ционировании современных государств. Однако единство мнений по проблеме возникновения государства отсутствует.

О значимости исследования этой проблемы для юридической науки русский ученый-юрист начала XX века Н.И. Лазаревский писал: «Некоторыми иссле­до­ваниями этот вопрос о самом происхождении государства считается с на­учной точки зрения праздным: самого процесса возникновения государст­венного со­стояния никто никогда не мог наблюдать, все теории, высказывае­мые по этому вопросу, не более как догадки. Однако эти теории существуют, имеют своих сторонников, и в этих теориях отражается - и признанием дан­ной теории в зна­чительной мере предопределяется - тот или иной взгляд на самое первооснову государства и на его юридическую природу, и поэтому нам необходимо оста­новиться если не на всех многочисленных учениях о происхождении государ­ства, то, по крайней мере, на тех, которые являются типичными».

На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследова­ний, книг, монографий статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом. Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер,[1] что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, выте­кающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном слу­чае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответ­ствуют истинному положению вещей. Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства.

Мы считаем, что вопрос о происхождении государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыграв­шие решающую роль в возникновении того или иного государ­ства. Множест­венность этих теорий объясняется различными историческими и социальными уровнями, в которых жили их авторы, разнообразием идеоло­ги­ческих и фило­софских позиций, которые они занимали. Однако, следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъек­тивный взгляд ее при­верженцев на объективные процессы развития общества и госу­дарства.

При подготовке работы использованы труды Марченко М.Н., Мухаева Р.Т., Го­ловистиковой А.Н., Сырых В.М., Малько А.В., Вишневского А.Ф. и т.д.

Причины многообразия теорий происхождения государства.

 

В мировой политической, исторической и правовой мысли не существует еди­ного взгляда на происхождение государства. Мыслители разных времен, да и современные ученые по-разному определяют тип возникновения государ­ства, по-разному объясняют причины возникновения. Среди теорети­ков го­сударства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса проис­хождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные истори­ческие факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Гре­ции, Египте, Риме и дру­гих странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней Рос­сии, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исто­риче­ски первыми здесь возникали не рабовладельческое, а феодальное госу­дар­ство.                                                                                                       

Не оспа­риваются и многие другие исторические факты, касающиеся проис­хож­дения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения госу­дар­ства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобла­дает разно­бой.                                                                                       

В научной лите­ратуре вполне оправданно обращается внимание на то, что при рассмот­рении проблем происхождения государства и права не следует смеши­вать два весьма сходных между собой, но в то же время не идентичных во­проса, а именно - вопрос о закономерностях образования государства с во­про­сом о причинах его возникновения.[2]                                                        

Наряду с учениями, представляющими собой систему воззрений ученых-юри­стов о го­сударстве и праве или же их совокупности, разработанными ими тео­ретиче­скими положениями о государстве и праве как таковых вообще, в отече­ст­венной и зарубежной юридической литературе существует множе­ство тео­рий, касающихся различных сторон данных явлений, включая про­цесс их воз­никновения и развития. Каждая из них отражает или различные взгляды и суж­дения различных групп, слоёв, классов, наций и других соци­альных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общ­ности на различные ас­пекты данного процесса возникно­вения и развития госу­дарства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и нахо­дятся различные экономические, финансовые, по­литические и иные интересы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Одной из причин разнообразия подходов к объяснению происхождения го­су­дарства считается то, что нельзя видеть далее горизонта своего века, и ка­ждая новая эпоха дает истории новые точки зре­ния и особенную форму. Дру­гая при­чина - идейные позиции авторов кон­кретной теории, научное кредо, которому они следовали, объясняя происхо­ждение государственности у раз­личных на­ро­дов.    

Множественность в теориях и направлениях, кон­цепциях и школах, пытав­шихся сформулировать и отстаивать «единственно правильную» подо­плеку со­бытий, приведших к образованию государст­венно-правовых инсти­тутов обще­ства, также вызывается, в частности:

-неадекватностью философско-идеологических воззрений их представителей;

-различиями в развитости той или иной формы государственности, которая ста­новилась предметом изучения и обобщения;

-социальной и политической заданностью учения, т.е. тем, что именно оно стремилось увековечить или оправдать;

 -уровнем развития самой человеческой цивилизации и степенью ее общего по­знания;

-в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде слу­чаев процесса возникновения государства и права с другими сопредель­ными соотносящимися с ним процессами.

Обращая внимание на последнее обстоятельство, Г.Ф.Шершеневич не без осно­ваний сетовал, в частности, по поводу того, что «вопрос о происхожде­нии госу­дарства часто смешивается с вопросом «об обосновании государ­ства». Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое проис­хождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вы­вод. В этом одна из причин множественности и неоднозначно­сти произра­стающих на данной ос­нове теорий.

Уровень развития самой человеческой цивилизации становится решающим в ныне представленной шкале теорий происхождения государства. Одни из док­тринальных представлений давно изжили себя, в то же время являя по­знава­тельный интерес для общеюридической и историко-правовых наук; иные по­строения продолжают отстаивать неизменность и правоту своих вы­водов и предложений; третьи утвердились в роли частных теорий, раскры­вающих опре­деленные грани процесса формирования государственности; другие же пере­росли свои прежние рамки, став составной частью интегриро­ванных научных знаний современного общества о государстве.

Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многооб­ра­зия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологиче­скую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологиче­скую, расовую, органическую, материалистическую (классовую) теории.

 

Теологическая теория.

 

Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон нам дал Моисей, наследие обще­ству Иакова»,- читаем в Библии.

Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии пе­ре­хода многих народов к феодализму и феодальный период. На рубеже XII-XIIIвв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повеле­вать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации(церкви) над свет­ской(государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

В середине XIIIв. эту теорию разрабатывал видный представитель средневе­ковой политической мысли, доминиканский монах, философ-богослов Фома Аквинский(Аквинат)(1225-1274). Теологическую модель происхождения го­сударства связывают именно с его именем, так как он разрабатывал ее на весьма серьезном для своего времени теоретическом уровне. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен про­цессу сотворения богом мира. Теологическая теория происхождения госу­дарства изложена Фомой Аквин­ским в трактате «О правлении государей». Он перенял положение из учения Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общи­тельным и политическим», т.е. стремле­ние человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как индивид в одиночку не может удовлетворять собственные потребности . Государство появляется вследст­вие изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. Однако в то же время государство представляет собой часть универсального порядка, соз­данного Богом. Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятель­ность монарха схожа с деятельно­стью Бога. Монарх ,подобно Богу, изна­чально учреждает и устраивает госу­дарство и только потом начинает управ­лять им. Государство- результат бо­жественного промысла, оно вечно, как и сам Бог. Другой сторонник этой теории Иоанн Златоуст также отмечал, что существование властей- это дело Божьей премудрости и поэтому «должно возносить великую благородность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судии».

Оценивая эту теорию, созданную в XIIIв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в тот истори­ческий период. В более позднее время эту теорию стали откровенно исполь­зовать для поддер­жания неограниченной власти монарха. Религиозные уче­ния о происхожде­нии государства и права имеют хождение и поныне. На се­годняшний день важнейшие постулаты данной теории закреплены, в частно­сти, в официаль­ных доктринах ряда стран, среди которых наиболее последо­вательно высту­пают так называемые теократические государства(Ватикан, Саудовская Ара­вия, Иран и др.).

Помимо вышеизложенной доктрины возникновения государства и права в мире всегда существовало и существует множество других теорий, объяс­няющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общ­ностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же соци­альной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

 



2019-12-29 735 Обсуждений (0)
Причины многообразия теорий происхождения государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины многообразия теорий происхождения государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)