Неформалы в спорте и вокруг него
СОДЕРЖАНИЕ: В в е д е н и е Актуальность проблемы неформальных молодежных движений в наше время……………………………………….……………………………………….3 Глава 1 1.1 Неформалы как субкультура …………....................................................5 1.2 Общество и неформалы …………………………………………………...9 Глава 2 2.1 Групповой портрет………………………………………………………..12 2.2 Музыкальные неформалы…………………... ………………................14 2.3 Неформалы в спорте и вокруг него…………………………………….19 2.4 Экстремистские группировки…………………………………………...29 2.5 Субкультура с точки зрения психолога……………………………….32 З а к л ю ч е н и е …………………...………………....................................34 Л и т е р а т у р а …………………………………..……................................37 П р и л о ж е н и е ………………………………………….……………….…38
ВВЕДЕНИЕ Сегодня статьи и книжки о молодежи подчас напоминают сводки боевых действий. С одной стороны, скупые строки об очередных проявлениях вырывающейся из-под привычного воспитательного контроля активности молодых, действительно иногда приобретающей ошарашивающие, разрушительные формы, проходящие по статьям Уголовного кодекса. С другой стороны, упорные попытки «воспитателей» сделать вид, что ничего особенного не происходит и тем самым спустить на тормозах выплеснувшуюся через край чрезмерную активность подрастающего поколения в надежде, что все обойдется, образуется, «стерпится — слюбится». Однако «война» затягивается, приобретает хронический характер, а кое-где и нарастает, доходя до экстремистских форм. Общество начинает требовать объяснений: что происходит? Огромные массы педагогов и родителей хотят знать: что делать? Как жить и воспитывать детей дальше? Не хватает анализа, ясного понимания того, что происходит с нашими детьми. Такого понимания, которое позволило бы без лишних эмоций, просто по-хорошему улыбнуться друг другу и заняться не взаимными обвинениями, а совместным поиском устраивающих обе стороны решений давно наболевших вопросов. Не хватает диалога, желания и готовности выслушать, разобраться. Причем в первую очередь не хватает этого взрослым. Слишком часто они срываются на крик, на истерику, на пресловутое «держать и не пищать!». От бессилия начинают «работать» с подростками, как в старину в армии «работали» унтеры с вольноопределяющимися. Взрослые, обязаны быть мудрее детей. Они должны их понять и выслушать, помочь им разобраться во всем самим. Пока же этого, к сожалению, не происходит. Никак не уменьшается взаимное недовольство, раздражительность порождает ответную раздраженность, а это не лучший советчик: гнев не уживается с мудростью. Именно поэтому в наше время, как ни в какое другое, остро стоит проблема неформальных движений. Родители не знают, как с ними бороться, дети же пытаются получить независимость. К чему это может привести? Ответить на этот вопрос сложно, но разобраться, всё-таки, в нем следует.
Глава 1. 1.1 Неформалы как субкультура За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое всем слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируется ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Кто же такие неформалы? Ни в одном словаре пока еще нет ответа на этот вопрос. Попытке разобраться и со словом, и со стоящими за ним явлениями посвящена эта работа, так что подробный разговор — дальше. Для начала же ограничимся самым кратким объяснением. Неформалы — это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила поведения, стремится жить в соответствии со своими собственными, а не с чужими. Они навязываемыми извне (взрослыми, обществом) интересами и готов отстаивать право на это, объединяясь с себе подобными для совместного провождения времени и реализации этих интересов. По данным многочисленных опросов Научно-исследовательского центра, в городах с населением более миллиона человек к неформальным самодеятельным объединениям разных типов принадлежит 30— 40% молодежи. В других, меньших по размеру городах, поселках, в сельской местности их число пока еще ни кем не измерено, однако известно: есть неформалы и там, и не так уж мало. Неформалы — сегодня это достаточно массовое движение, активно вовлекающее в себя не меньше половины (а по некоторым данным, и значительно больше) молодежи в возрасте от 14—15 до 18—20 лет. В следующих возрастных группах их число снижается, хотя есть неформалы и значительно более старших возрастов. В последнее время на передние позиции стали выдвигаться так называемые политические неформалы — различные самодеятельные организации и движения, объединяющие своих членов общими социально-политическими целями и интересами типа скинхедов, большевистов с одной стороны, и экстремистских обществ с другой, в которых преобладают люди 25—30 лет и даже старше. Однако наиболее заметной средой, которая и породила на свет само слово «неформалы», были и остаются подростки. Именно в этом возрасте возникают и начинают проявляться те основы «неформальности», которые потом, при смене интересов с возрастом, реализуют себя не только в специфически молодежных, но и в более взрослых сферах. Корни «неформальности» лежат в психологии подростка и, чуть позже, юноши. А вот пустят ли эти корни побеги, зацветут ли, определяется той социальной ситуацией и конкретной средой, в которой живет и развивается подросток. Нынешнее массовое неформальное движение началось относительно недавно, примерное середины 1986 г. В короткий срок оно захлестнуло страну для молодежи из самых разных социальных групп и слоев населения. Быть неформалом стало престижнее и проще, чем не быть Вот тогда и возник впервые в нашем обществе вопрос: что происходит? Было предложено два взаимоисключающих объяснения. Первый пугал: идет бунт неформалов! Второй успокаивал: просто возник бум вокруг неформалов. Согласно версии бунта, общество сломало прежние структуры, сдерживающие естественное для подросткового возраста активное и подчас агрессивное поведение. Неформалы казались передовым отрядом каких-то варваров-пришельцев, свалившихся неизвестно откуда с единственной целью — погубить привычный для нас образ жизни. Это была непонятно чья вредительская «пятая колонна», разлагающая общество изнутри, отрывающая наших пай-мальчиков и девочек от всего хорошего, добропорядочного, светлого, что мы в них с таким напряжением годами вкладывали. Версия «бунта» не просто пугала — она требовала наведения порядка, усиления воспитательной работы, принятия экстремальных мер. Такое изначальное противопоставление «неформалов» и «всего остального мира» как бы поставило их вне закона Бунт неформалов отвлекал общественное мнение от многих других проблем; он формировал откровенный «образ врага», с которым надо бороться; наконец, он в скрытой форме предупреждал о тех опасных последствиях, к которым уведут революционные изменения в нашем обществе: смотрите, мол, чтоб дала ваша демократизация, то ли еще будет!Однако версия бунта продержалась сравнительно недолго. Увидев, что пропаганда бунта лишь увеличивает число неформалов и привлекает к ним внимание, показывая полное бессилие методов административно-репрессивной педагогики, несостоятельность используемых приемов наша воспитательная система шарахнулась в противоположную сторону. «Ничего страшного: перемелется — мука будет»— этими и подобными успокоительными словами прикрывали собственную несостоятельность, страх и нежелание заглянуть в глубину открывшихся проблем. Отгородившись от реальной жизни, многие педагоги и воспитатели тем самым оберегали свой покой и благополучие. Неформалы стали «милыми детками», лишь слегка «отбившимися от рук». Появились образы обаятельных «злоумышленников», готовых тут же исправиться под благотворным влиянием нашей «перестроившейся» воспитательной системы. Версия бума успокаивает общественное мнение, и без того взвинченное трудностями повседневной жизни; она создает иллюзию мира и полного единодушия в обществе — получается, что все у нас хорошо, все довольны и нет никакого противодействия устоявшемуся образу жизни; наконец, эта версия укрепляет веру в замечательные возможности нашей воспитательной системы, которая так быстро и эффективно разъяснила все обществу и избавила его от напрасных волнений. Неформалы ... Отношение их самих к этой кличке (да-да, именно так они воспринимают это полюбившееся нам словцо) сугубо однозначное — самым мягким в ответ, может быть, пожалуй, слово «официал». Называют они себя по-разному — в зависимости от излюбленного увлечения. Обобщать пробуют редко — гордятся именно своей особенностью, отличностью от других. У большинства из них сегодня еще нет четкого самосознания, однако потребность в нем постепенно нарастает. После первоначального противопоставления себя всему обществу они начали понимать, что подобное обособление не всегда продуктивно: трудно жить в обществе и быть полностью свободным от него. Даже если ты не согласен с ним и хочешь что-то переделать, придется вступать с этим обществом в активное взаимодействие. Для этого же необходимо осмыслить свое место в обществе, определить себя и свои цели. Сегодня неформалы встают перед проблемой трансформации из «движения в себе» в «движение для себя», движение для всего общества. Поэтому вполне реально строительство моста между «нами» и «ними». Взаимопонимание же должно начаться с того анализа проблемы, в котором одинаково заинтересованы оба берега. 1.2Общество и неформалы Начнем с того, что нет никаких специфических «неформальных» проблем — есть проблемы всего общества. Как показывает история, наше общество противоречит само себе: с одной стороны, объективно порождая всплески и воспроизводство разнообразных неформальных движений, оно, с другой стороны, столь же упрямо, раз за разом, целенаправленно громило эти движения, лишая их самого существенного — неформальности. Откуда такое «единство противоположностей»? Одна из ключевых проблем для любого общества — проблема, которую можно назвать «структуры и люди». При своем создании любая общественная система, любой новый строй создают определенные социально-организующие структуры, управляющие нашим поведением, воспитывающие и контролирующие нас. Эти структуры держатся на определенных правилах, ценностях и образцах поведения, возведенных в ранг идеологии, законов и инструкций, подкрепленных силой убеждения и принуждения. Тут вам и пресловутое «что такое хорошо и что такое плохо», что можно и что нельзя, образы пионеров-героев, с одной стороны, и «врагов народа» — с другой. Цель таких структур — развитие общества в строго определенном направлении. Создаются они обычно для выражения и осуществления интересов людей, в первую очередь тех, которым принадлежит власть. Однако люди меняются, у них возникают новые интересы. Структуры же часто отстают от этого, заботятся лишь о сохранении своих позиций и не любят метаморфоз. Люди, вписавшиеся в эти структуры, привыкают к ним, к тому порядку и тем благам, которые дают структуры, и также не хотят их изменений. Так постепенно общество приходит к застою. Те, кто оказывается на верхних этажах социально-управленчеких структур, привыкают к своему положению и начинают чувствовать себя новоявленными жрецами — выразителями подлинных, только им, в силу их особого положения, известных интересов людей. Прикрываясь «высшими» соображениями, такие люди служат застою, оберегая структуры от всяких перемен. Для них хорошо лишь то, что формализовано и нашло свое место на полочках структурированного общества. Люди подчиненные, на нижних этажах структур, постепенно привыкают чувствовать себя этакими винтиками, шестеренками государственной машины, отказываться от личного, индивидуального ради обезличенной, формализованной власти структур. С течением времени формализация и бюрократизация нарастают. Это ведет к обесчеловечиванию общества: одни служители структур закручивают гайки, а другие, становясь винтиками, позволяют это делать. Тогда торжествует социально-технократический, строй, укрепляются командно-административные методы, расцветает тоталитарно-бюрократическая психология. Такое общество деформирует человека. Ведь свободно развивающийся человек, с многообразием интересов и потребностей бюрократическим структурам не нужен — этак его придется обслуживать, а у структур — свои собственные интересы, во имя которых и создаются соответствующие системы воспитания. В самом простом виде это сводится к уменьшению активности людей, к тому, чтобы жестко подчинить все их действия тем целям и ценностям, которые одобряет система. Вначале естественная тяга человека к творческой самореализации (особенно в молодые годы) борется, конфликтует с навязываемым запрограммированным поведением. Затем, набивая шишки и синяки, большинство смиряется. Постепенно складывается особый тип личности, для которого главным в жизни становится желание «следовать образцам», памятуя о том, что; в таком интерьере практически любая неодобряемая сверху инициатива наказуема. Так и формируется то, что в социологии называется «дегуманизированный человек» — конформист, бюрократ не по должности, а по складу мышления, догматик, социальный робот, подавивший в себе творчество, слуга и раб структурно организованной социальной машины. Его сознание, как правило, теряет признаки индивидуальности. Оно лишь послушно отражает окружающую социальную действительность, на поддерживание которой направлены все действия такого человека. У него исчезает чувство Я — оно подавляется чувством безликого МЫ. В таком обществе право на Я принадлежит только тем, кто находится на самой вершин пирамиды власти. Большинство же со временем лишается этого права: с детства ребенка учат тому, что «якать нехорошо», что «украшает скромность», а ориентироваться надо на «мнение других». После этого поневоле самосознание становится недоразвитым: человек рассматривает себя лишь как часть целого, но не как отдельную, неповторимую индивидуальность. Самооценка осуществляется через социальное сравнение: сопоставление своего места в обществе с тем, чего добился сверстник, сосед, сослуживец. Обогнать, осадить, подсидеть вырвавшегося и любой ценой занять его место — вот что становится самоцелью, главным. Оказывается, личности не нужны, они мешают. Личные качества не играют роли... Сможем ли мы себя почувствовать личностями когда-нибудь? Или так и останемся марионетками?..»Наконец, прямо об «интерьере» и заботе о его внешнем виде: «От нас хотят, чтобы мы шли в колонне, в ногу, желательно где-нибудь в конце. Потому что тех, кто сзади, можно не заметить, и общая картина не пострадает
Глава 2 Групповой портрет Они действительно очень разные — ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся они друг к другу, образуя группы, течения, направления. Музыка, манера одеваться, политика, физическая сила, философия, преступность — вот лишь некоторые поводы для неформального объединения. Металлисты и рокеры, панки и хиппи, сторонники перестройки и общества «Память», любера и культуристы, «молодые марксисты» и поклонники йоги или буддизма, малолетние правонарушители «стригуны» или казанский вариант вооруженной борьбы неформальных объединений — такова далеко не полная палитра сегодняшнего неформального движения. Каждая такая группа или течение имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. Вот и давайте, опираясь на это, попробуем уложить все это многоцветие и многообразие на бумагу. Предупредим заранее: любая, в том числе и наша, попытка классификации неформальных групп носит условный характер. Пока еще не видно тех критериев, которые могли бы жестко и однозначно отграничить одно направление от другого. Главное, что мы взяли за основу,— это ведущая деятельность той или инсгруппировки, основная сфера интересов, ради удовлетворения которых она возникла, и одновременно сфера человеческой деятельности, в которой достаточна заметно проявляет себя направление. Отчетливо выделяется группа, связанная с увлечением музыкой и танцами — они на виду, хорошо всем известны. Также очевидно выделение группы околоспортивных неформалов — и здесь их популярность снимает все сомнения. Нет проблем с неформалами экологического и экокультурного направления. Дальше же начинаются трудности. Мы попытались разграничить, в частности, такое сложное понятие, как противоправные неформалы. На наш взгляд, существуют преступники, маскирующиеся под неформалов, они представлены в разделе «неформальные преступники и их окружение», и так называемые «правоохранители» — неформалы, объединенные целями борьбы с правонарушениями, однако использующие такие методы, которые уподобляют самих тем, с кем они борются. Ясно, что на самом деле это разные группы неформалов. Отдельно выделена группа «философствующих неформалов». В ней собраны те течения, за которыми! стоят определенные идейно-теоретические, философские платформы. Это достаточно условно: в конечном счете, наверное, почти любое неформальное объединение имеет за душой нечто, что может быть названо его идеологией, или философией. В данную группу мы включили, наконец, лишь тех неформалов, взгляды которых содержат элементы общепринятых идейно-философских конструкций, которые могут сами внятно объяснить их и идейная направленность которых достаточно признана общественным мнением. Пожалуй, наибольшие проблемы возникли при формировании группы «неформалы в политике». Что такое «политика» в понимании подростков? Исключив из рассмотрения заведомо политизированных неформалов старше двадцати с небольшим лет, мы оставили в данной группе те сугубо молодежные течения, взгляды которых носят, очевидно, политический характер (например, пацифисты или «молодые сторонники перестройки»), а также тех, кто склонен к определенным действиям, расцениваемым обществом как политические. К последним относятся варианты отечественных нацистов. С ними крайне сложно. Широкое направление, внешне «появляющееся в качестве своеобразных панк-стиляг (сюда включаются некоторые группы так называемых бритоголовых, собственно панков и нацистов, исповедующих то, что именуется «поп-фашизм»), многими исследователями не относится к разряду политизированных. Обманывают экстравагантность одежды, причесок, наличие (в частности, у панков) специфических музыкальных увлечений. Однако, похоже, что это лишь внешние признаки; за ними скрывается постепенно зреющая готовность к политическим действиям, которая потенциально может проявиться под влиянием заинтересованных сил. И пусть пока что такие аргументы носят далеко не бесспорный и очевидный характер — мы считаем, что эту группу необходимо выделять, привлекая к ней внимание общества. Представляется, что при всех условностях данная классификация имеет право на существование. Уточнение, расширение и дополнение ее — задача последующих углубленных исследований феномена неформальности в нашем обществе. Музыкальные неформалы Музыка, составляющая главный интерес для этих неформалов, слышна повсюду. Собственно, это и есть их главная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. В наше время особенно актуальна проблема подростков – эмо, хотя, по своей сути они ни чем не отличаются от своих давних «родственников» - металлистов, хиппи, рэперов и многих других Эмо пошло из хардкора, а точнее из ее части, что называлась "DCHC", то есть из хардкор- сцены в Вашингтоне. Где-то к середине 80-х годов сцена настолько стала захлебываться в агрессии и крови, что многим отцам-основателям надоело все это, и они решили создать новую сцену, а так как все были тесно связаны с хардкором и ничем больше, то и будущий стиль эмо стал нести на себе его отпечаток. Следует сказать пару слов о причинах появления эмо как отдельного подвида хардкора. Что хардкор всегда связан со сxе идеологией, а так как изначально она несла на себе догмат о позитивном отношении к жизни и к людям, о честности и уважении к друг другу, о взаимопомощи и терпимости, то любые проявления агрессии и не толерантности к окружающим внутри культуры стали восприниматься основателями как некое искажение идеалов. В этот период бурно развивалась NYHC-сцена (Нью-Йорк хардкор-сцена), а там были совсем другие порядки и идеалы, чем на Вашингтонской или Бостонской сценах. Во-вторых, это бурный всплеск скинхедства в схе, так называемые схе-скинхеды. В-третьих, это утяжеление музыки (хотя этот момент достаточно спорный) и появления моша (такие народные танцы хардкор-кидов), который многие воспринимали как явную форму агрессии на хардкор шоу и гигах. Видя все это, отцы-основатели и прочие, далеко не последние люди на Вашингтонской сцене внесли революционный перелом в хардкор музыку, тем самым дав новую сцену для последующего развития эмо-сцены. В середине 80-х (а если точнее, то на рубеже 1984-1987 годов) в Вашингтоне появилось множество групп, которые отошли от агрессивного и грязного саунда начала 80-х и заиграли экспериментальную, мелодичную и лиричную музыку, которую дополняли глубокие, эмоциональные тексты. Этот период стали называть "революционным летом" в хардкоре, и именно он дал начало такому стилю как "эмо". Идея "Эмо" возникло от слова "эмоция". Каждый день мы испытываем эмоции, совершенно разные, некоторые мы не стараемся показывать на людях (из-за страха, стыда), некоторые наоборот пытаемся и показываем (свою любовь, например). Эмоции тесно связаны с переживанием, возможно даже что эти слова синонимы. Иными словами мы размышляем над своим эмоциональным состоянием. Иногда подобные переживания мы переносим на бумагу, пишем стихи или прозу. Иногда просто своим видом показываем свои эмоции. Все это и является эмо. Эмо-кид, тот человек, который не боится своих эмоций, не боится их показывать, потому что это Его эмоции. Он показывает их в своем внешнем виде, выражает в своей музыке. Или как-то иначе. Определение стилю дал в 1985 году создатель панк - команды Rites Of Spring, а позднее участник Fugazi Гай Пицциотто. Emo (от emotional) - это эмоциональная музыка, построенная на контрастах: спокойный куплет, и затем надрывный крик в припеве. Сегодняшняя, 3-я реинкарнация ЭМО представляет собой, по сути, поп-панк или пост-хардкор в духе Sum 41 и Green Day. Корни современного э мо и следует искать в панке и хардкоре, а историю принято разделять на три фазы. В 80-х группы Rites of Spring и Husker Du решили отойти от хардкоровой агрессии, уделяя в своем творчестве больше внимания экспериментам и текстам. Это была облегченная версия панка и хардкора с гитарным соло и более-менее осмысленной лирикой. Фанаты групп после посещения концертов стали называть новорожденную музыку на сленге emo. Тут же образовалось так называемое «первое поколение» из многочисленных эмо-групп , которые, к сожалению, после модного всплеска канули в небытие. Неотъемлемой частью эмо-культуры является и имидж. Помимо внешних признаков в виде изношенных кед, потертых черных джинсов и черной челки, нужно культивировать в себе образ законченного депрессивного меланхолика. У эмо-юношей и девушек огромной популярностью пользуется тема неразделенной любви, на почве которой они любят резать себе вены, а потом эмоционально плакаться друг другу в розовые футболки. Кстати, этот инфантильный «имидж» фактически погубил эмо третьей волны, сделав его объектом издевательств и насмешек. В Internet есть много флэш-роликов, в которых, по сюжету, разочарованный в жизни эмо-бой заводит друга- гопника в Бирюлеве, и последний отговаривает его от суицида под звуки «Владимирского централа». My Chemical Romance далеки от всех этих заморочек. Пока еще время работает на них. Сейчас группа популярна не меньше, чем Korn и Limp Bizkit в свое время. Будучи очень «попсовыми», они играют приятную, но примитивную и быстро надоедающую поп-панк музыку, которую очень любят тинейджеры. И у них всегда под рукой армия верных поклонников-подростков (MCRmy). Чёрные чёлки, футболки в обтяжку, тряпичные кеды Converse и размазанная от слез косметика. Это привычный вид эмо-бой и эмо-гёл – носителя модной молодежной субкультуры ЭМО. Сегодня они уже не редкость и на российских улиц. Движение ЭМО развивается с каждым днем, во многом благодаря российским и зарубежным музыкантам, диктующих через. Неформалы в спорте и вокруг него Субкультура околофутбольных хулиганов - субстанция несколько эфемерная. Тем более – с точки зрения обывателя, которая сформирована сообщениями в регулярной прессе. Термин "фан-движение" употребляется в 2 смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. Во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый "устав", в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены. В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы. Фан-группы
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |