Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Q Fixed cost (FC) ( прямая )



2019-12-29 316 Обсуждений (0)
Q Fixed cost (FC) ( прямая ) 0.00 из 5.00 0 оценок




 Переменные - затраты на пр-во, зависящие от объема выпускаемой продукции или услуг (затраты на приобретение сырья, топливо, Эл. энергиюз/пл. рабочих, НДС, налог с продаж) VC

 

 

 


Общие валовые или суммарные (совокупные) – сумма пост. и переменных издержек ТС

 

 


Понятие трансакционных издержек было введено в экономи­ческую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услу­ги), издержки по спецификации и защите прав собственности.

32. Общие, средние, предельные издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки.

Средние издержки рис.2

А)средние общие издержки – затраты, связанные с производством ед.продукции

АТС=ТС/Q АТС=AFC+AVC

Б)средние переменные – затраты переменных ресурсов, приходящиеся на ед.продукции AVC=VC\Q

В) средние постоянные – затраты пост. ресурсов, приходящиеся на ед.продукции

AFC=FC/Q

Предельные издержки – доп. издержки, связанные с производством доп. Ед. продукции. Отражают изменения в издержках, которое повлечет за собой увеличение или сокращение произв-ва на 1 ед.(МС)рис.3

МС=дельта ТС/дельта Q=дельта VC\дельтаQ

Кривые демонстрируют, что:

Кривая МС пересекает АТС в той точке, где средние издержки имеют мин. значение.

Слева от этой точки ср.издержки и ср.затраты с ростом объема выпуска убывают. Справа от этой точки АС < MC и ср.затраты начинают возрастать.

 

 

Рис. 3. Взаимосвязь средних издержек с предельными издержками Рис. 2. Кривые средних издержек (общих, переменных, постоянных)

 

 

33.Деятельности фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства.

 

 

ATC1, ATC2, ATC3 - это кривые средних валовых издержек в краткосрочном периоде. Они отражают минимальные издержки при максимальном объеме каждой отдельной фирмы. АТС1 снижается до 1000 единиц продукции. Дальнейшее увеличение объема производства не возможно, т.к. приводит к росту издержек, поэтому оптимальным является объем 1000 единиц продукции, такие же ситуации во второй и третьей фирмы. Для второй фирмы оптимальный объем 2000 единиц, для третей - 3000. Для выбора оптимального объема производства является ситуация на третей фирме, т.к. издержки С3 немного больше С2, но при этом выпускается на 50% продукции большие и издержки С3 меньше издержек С1. Кривая AC - это кривая средних издержек в долгосрочном периоде. Положение этой кривой объясняется эффектом масштаба, который отражает зависимость изменения издержек от изменения объема производства. Положительный эффект масштаба - это увеличение размеров предприятия и уменьшение издержек, вызывается следующим: по мере роста размера фирмы увеличиваются возможности использования преимущества специализации в производстве и управлении, на более крупных фирмах применяется высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование - т.е. имеется больше возможностей для развития побочных производств и безотходных технологий.

Отрицательный эффект масштаба - это увеличение размеров фирмы и рост издержек производства - происходит в результате следующих процессов:

снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, которая становится неповоротливой и теряет гибкость;

затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.

34Прибыль фирмы. Условие максимизации прибыли. Общий подход.

Произведение объема проданной продукции на ее цену называют общей выручкой TR - (total revenue). Разность между общей выручкой и общими затратами есть прибыль.

Цель конкурентной фирмы - получить максимум прибыли. Если у фирмы разность между выручкой и затратами будет меньше, чем у конкурентов, то со временем ее вытеснят с рынка. Поэтому конкурентная фирма производит и предлагает на рынке такой объем продукции, который максимизирует ее прибыль.

TR=PQ

П=TR-TC (П-прибыль)

От 1 до 2 – зона полной прибыли

1, 2=>П=0 – безубыточное производство

От Q1 до Q2 – величина изменяется возрастает, достигает максимума, понижается с ростом объема производства.

MR=МC - условие максимизации прибыли для рынка любой конкуренции

 

 

35. Понятие конкуренции. Основные типы рыночных структур.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах: 1). Как степень состязательности на рынке; 2). Как саморегулирующий элемент рыночного механизма; 3). Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Под типом рыночной структуры понимается совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция.
Выделяют 4 основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Для диагностики типа рыночной структуры обычно анализируются четыре фактора, определяющие степень конкуренции на рынке:
- число и размер фирм на рынке;
- характеристика товара (и в первую очередь степень его однородности у различных фирм);
- наличие барьеров на входе в отрасль и выходе из нее;
- степень доступности рыночной информации, необходимой для нормального функционирования фирмы.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

Олигополия — тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия (рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей.). Но это довольно редкое явление. В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.

 

36.Особенности хозяйственной деятельности конкурентной фирмы. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

 

37.Фирма-монополист. Условия существования монополии. Равновесие фирмы – монополиста.

Фирма-монополист обычно имеет высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий: Эффект масштаба.

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией". т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Равновесие фирмы – монополиста:

 

 

В отличие от совершенной конкуренции монополист может определять цены на товар. При этом выбирает объем производства и сознательно его ограничивает и формирует ценовую стратегию.

P > MC=MR Монопольная цена обеспечивает сверхприбыль (она стабильна). Она будет существовать, пока монополия ограничивает вход в отрасль, пока существенно не изменится спрос. С точки зрения общества потребитель получает меньше продукции, чем при совершенной конкуренции; цена за единицу продукции возрастает; факторов производства вовлекается меньше (не полное использование ресурсов); уменьшен излишек потребителя, увеличен излишек товаропроизводителя.

 

38.Понятие монопольной власти. Ценовая дискриминация.

Монопольная власть — способность фирмы-монополиста влиять на цену продукта (или услуги) и устанавливать ее выше предельных издержек, тогда как на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Степень монопольной власти определяется коэффициентом Лернера (показатель монопольной власти, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 г. Исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Исчисляется:

где P — цена; MC — предельные издержки.

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем больше L, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокие прибыли, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее существенно выше средние

Монопольная власть должна рассматриваться в динамике, поскольку высокие краткосрочные прибыли монополии могут соблазнить некоторые новые фирмы вступить в данный рынок и тем самым ограничить возможности монополии (снизить ее монопольную власть на долговременном этапе).

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

Существует три степени ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого, ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

 

39.Роль государства в регулировании хозяйственной жизни. Антимонопольное регулирование.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность законов и правовых норм, направленных на поддержание конкуренции между производителями и обеспечения нормального функционирования рынка. Основными направлениями антимонопольного регулирования являются недопущение: монополизации рынка; антиконкурентных слияний фирм; сговора о ценах; ценовой дискриминации и др.нарушений торговой практики.

Естественные монополии. Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями. Это те отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Производство товаров и оказание услуг сосредотачивается в одном предприятии в силу объективных причин и это выгодно обществу.: транспортировка нефи и нефтепрод. По трубопроводам; газа по трубопр.; услуги по передаче тепл.и электр.энергии;ж\д перевозки и др.К ним применяются методы гос.регулирования – поределение цен (тарифив на услуги) или их предельного уровня и определение потребителей,подлежащих обязательному обслуживанию.

 

40.Олигополия. Стратегическое планирование фирм - олигополистов.

Олигополия это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей; что-то среднее м/у чистой монополией и МК(монополистическая конкуренция). Олигополия возникает там, где число фирм в отрасли на­столько мало, что каждая из них при формировании своей эк. политики должна учитывать реакцию со стороны конкурентов. Неопределенность в поведении соперников толка­ет фирмы олигополистического рынка на сговор, они стремятся договориться о поддержке общей цены и ограничении выпуска. В целях достижения рыночной власти, установления контроля над производством и ценами крупные фирмы идут на слияние. Образуются мощные корпорации. Но при этом возникает новое явление: всеобщая зависимость. Это феномен рынка, присущий только олигополистической модели. Цены при олигополии имеют тенденцию быть негибкими, жесткими. В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избирать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равно­весия, к которой стремятся фирмы, нет, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы.

 

 

41. Рынки факторов производства. Особенности их функционирования.



2019-12-29 316 Обсуждений (0)
Q Fixed cost (FC) ( прямая ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Q Fixed cost (FC) ( прямая )

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)