Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности экономических законов



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Особенности экономических законов 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции экономических законов

Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики. Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чем состоит ее главная функция.

Особенности экономических законов

В отличие от законов природы, экономические законы это законы деятельности непосредственно самих людей. Люди активно воздействуют на экономические законы, можно сказать, в определенной степени их формируют. В то же время экономические законы носят объективный характер. Так как люди не могут сами выбрать производительные силы и условия материальной жизни, они подчиняются тем экономическим законам, которые функционируют в обществе в данный исторический момент. Так, если предприниматель в условиях капитализма не будет стремиться к максимизации прибыли, то он разорится: законы рыночной экономики и свободной конкуренции вынуждают производителя создавать товары в соответствии со спросом населения. Экономические законы носят исторический характер. В рамках конкретных исторических формаций действуют особые системы экономических законов. Так, законы первобытнообщинного способа производства отличаются от экономических законов рабовладения. Специфический характер имеют экономические законы феодализма и капитализма. Экономические законы на протяжении столетий в условиях различных общественных формаций функционировали стихийно, наподобие законов природы. Общественные катаклизмы, так же как и природы, потрясали человечество, приводили к колоссальным социальным и экономическим потерям. Особенно ярко это проявлялось в кризисах перепроизводства. После последнего экономического кризиса 1929-1933 гг., охватившего весь мир, человечество в определенной мере научилось регулировать экономические процессы на основе познания экономических законов. Это проявилось в изменении характера экономических кризисов, в нейтрализации их негативных последствий для населения и для производства. Экономические законы отличаются по своему содержанию и продолжительности действия. Наряду со специфическими законами, действующими на протяжении какой-либо одной общественно-экономической формации, функционируют общие экономические законы, присущие всем или ряду общественно-экономических формаций. Например, общие законы рыночной экономики, закон экономии времени, закон повышения производительности труда, закон соответствия производственных отношений уровню производительных сил.

3.Кривая производственных возможностей. Редкость, альтернативные издержки, эффективность.

Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Кривая производственных возможностей (КПВ) — эк.модель, которая показывает возможность общества по производству двух благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне технологии. КПВ характеризует возможный и желаемый выпуск продукции. Любая точка, расположенная на кривой говорит о том, что ресурсы используются полностью и экономика функционирует эффективно.т.Н говорит о том, что ресурсы используются неполностью или неэффективно.т.F говорит о том, что для ее достижения ресурсов в данное время недостаточно. Аль­тернативные издержки – это количество благ, которое нужно отдать в обмен на продукты, которые пользуются на настоящем этапе значительно большим пред­почтением. Поэтому альтернативные издержки возрастающего продукта увеличиваются. Данная связь носит постоянный характер и именуется законом возрастания альтернативных издержек при замене производства одного блага другим в условиях полного использования ресурсов. Отсутствие совершенной эластичности, или взаимозаменяемости, ресурсов – а отсюда и необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного продукта для получения все большего количества дополнительных единиц другого продукта, - и составляет экономический смысл закона возрастающих альтернативных издержек. Средства производства:

 

 

Экономическая эффективность характеризует связь между ко­личеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяют­ся в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает про­блему «затраты - выпуск». Большее количество продуктов, полу­чаемых от данного объема затрат, означает повышение эффек­тивности. Меньший объем продукта от данного количества за­трат указывает на снижение эффективности. Любое общество, каждый экономический агент стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из огра­ниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать занять свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.

 

4.Основные модели организации экономических систем. Их особенности.

В экономике используется такое понятие, как система, которое отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования. Данного народа в конкретных условиях. В связи с этим, в каждой стране существует своя экономическая система, в которой представлены хозяйственные навыки народа, его традиции, его духовное состояние, а также своеобразное понимание мира. Среди критериев, по которым проводится классификация, выделяют следующие:Преобладающая форма и вид собственности,Экономическая власть и способы ее осуществления,Преобладающая форма хозяйства,Место и роль, отводимые рыночным отношениям,Экономическая роль государства.

Ядром экономических отношений является отношение собственности. Собственность – это система экономических и юридических отношений между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом. В 1991 году Рональд Коуз получил Нобелевскую премию за разработку экономической теории прав собственности и акцентировал внимание, что эти отношения влияют на формирование экономической системы. В отличие от юридической интерпретации прав собственности выделяют 11 составляющих прав собственности:

право владения (исключает право физического контроля над имуществом);

право использования, т.е. применение полезных свойств какого-либо блага для себя;

право управления, т.е. право решать кто и когда и как будет пользоваться имуществом в тех или иных целях;

право на доход, т.е. право обладать результатами от использования этого имущества;

право суверена, т.е. право на отчуждения потребления, уничтожения или изменения имущества;

право на безопасность, т.е. право на защиту от вреда, который могут причинить внешние условия (защита от воров);

право на передачу имущества по наследству;

право на бессрочность обладания имуществом;

право на ответственность, т.е. возможность взыскать имущество в уплату долга;

право на остаточный характер, т.е.право на использование институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав;

право запрета на использование благ способом, наносящим вред внешней среде.

По мнению Коуза, чем более рассредоточены права собственности, тем шире возможность дела по передаче этой собственности.

Модели:

· Чистый капитализм или рыночная экономика.

Признаки: преобладает индивидуальная частная собственность на средства производства, т.е. частным лицом может пренебрегаться 11 прав; поведение каждого субъекта характеризуется его личными эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуальных принятых решений; имеется множество продавцов и покупателей продукта, что способствует свободе конкуренции; каждый субъект в отдельности совершает мелкие сделки, которые не могут влиять на спрос и предложение, поэтому ни один субъект рынка не обладает экономической властью. Экономическая власть представляется как элемент самого рынка, который обеспечивает ему роль координатора и позволяет рынку установить цены. Роль государства в экономике ограничена.

Достоинства: Рыночная экономика способствует более эффективному использованию ресурсов; вызывает необходимость быстро реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; рыночная экономика создает условия по оптимизации использования достижений научно-технического прогресса (создание новых технологий и т.п.); обеспечивает свободу выбора, а также свободу действий потребителя и предпринимателей; рыночная экономика ориентирует производителей на удовлетворение потребностей потребителя, а также на повышение количества товара и услуг

Недостатки: рыночная экономика не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательно складывается на защите окружающей среды; рынок не обеспечивает развитие производства товаров коллективного использования (парки, дороги); не создает условий для развития фундаментальных наук и систем образования; не гарантирует право на отдых, труд, доход и т.п.; не содержит механизмов, препятствующих социальной несправедливости.

2. Командно-административная экономика:

Экономическая власть централизованная; рынок не выполняет функцию регулятора экономики; поведение субъекта определяется наличием общей цели, общим интересом, доминирующим над личным; собственность, наследство производство в руках государства и народа; экономическая власть осуществляется административно-экономическими методами; производство и распределение товаров и услуг идет через гос. планирование; государство является основным экономическим субъектом.

3.Смешанная экономика:

 Является смесью двух предыдущих моделей, т.е механизмы рынка наполняются государственным контролем. Смешанная экономика не имеет крайностей предыдущих моделей. Основными производителями являются крупные корпорации, т.е. они обладают экономической властью, но эта власть не носит тоталитарный характер. Они ориентируются на потребителя; собственность может быть государственная и частная; поведение субъектов определяется личными целями, но при этом государство определяет приоритет цели развития и поддерживает их; государство выполняет активную функцию в экономике; имеются центры планирования, прогнозирования и координации деятельности частного и государственного сектора. Государство контролирует безработицу и пытается бороться с ней. Государство поддерживает своего производителя.

4.Традиционная экономика:

Характерна для стран, которые признаны как развивающиеся. Это первичный тип экономической организации общества. Существует в разных видах, поскольку основана на обычаях, национальном менталитете, традициях. Экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность. Экономическая власть соединена с политической властью, могут быть различные формы собственности. Весьма устойчива.

5.Понятие рыночной экономики, ее основные элементы.

Рыночная экономика.

Признаки: преобладает индивидуальная частная собственность на средства производства, т.е. частным лицом может пренебрегаться 11 прав; поведение каждого субъекта характеризуется его личными эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуальных принятых решений; имеется множество продавцов и покупателей продукта, что способствует свободе конкуренции; каждый субъект в отдельности совершает мелкие сделки, которые не могут влиять на спрос и предложение, поэтому ни один субъект рынка не обладает экономической властью. Экономическая власть представляется как элемент самого рынка, который обеспечивает ему роль координатора и позволяет рынку установить цены. Роль государства в экономике ограничена.

6.Достоинтсва и недостатки рыночной экономики. Роль государства в регулировании хозяйственной жизни.

Достоинства:Рыночная экономика способствует более эффективному использованию ресурсов; вызывает необходимость быстро реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; рыночная экономика создает условия по оптимизации использования достижений научно-технического прогресса (создание новых технологий и т.п.); обеспечивает свободу выбора, а также свободу действий потребителя и предпринимателей; рыночная экономика ориентирует производителей на удовлетворение потребностей потребителя, а также на повышение количества товара и услуг

Недостатки:рыночная экономика не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательно складывается на защите окружающей среды; рынок не обеспечивает развитие производства товаров коллективного использования (парки, дороги); не создает условий для развития фундаментальных наук и систем образования; не гарантирует право на отдых, труд, доход и т.п.; не содержит механизмов, препятствующих социальной несправедливости.

 

6.Достоинтсва и недостатки рыночной экономики. Роль государства в регулировании хозяйственной жизни.

Достоинства:Рыночная экономика способствует более эффективному использованию ресурсов; вызывает необходимость быстро реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; рыночная экономика создает условия по оптимизации использования достижений научно-технического прогресса (создание новых технологий и т.п.); обеспечивает свободу выбора, а также свободу действий потребителя и предпринимателей; рыночная экономика ориентирует производителей на удовлетворение потребностей потребителя, а также на повышение количества товара и услуг

Недостатки:рыночная экономика не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательно складывается на защите окружающей среды; рынок не обеспечивает развитие производства товаров коллективного использования (парки, дороги); не создает условий для развития фундаментальных наук и систем образования; не гарантирует право на отдых, труд, доход и т.п.; не содержит механизмов, препятствующих социальной несправедливости.

 

7.Понятие рынка, его функции и условия существования.

рынок – механизм, соединяющий потребителей, носителей спроса и производителей –поставщиков предложения.(рынок – это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение: в ходе этого взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена).

Субъекты рынка:

Домохозяйство – экономическая единица, обеспечивающая воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимизации полезности.

Фирма – эк.ед., использующая факторы пр-ва для изготовления продукции с целью ее продажи, самост. принимает решения, стремится к макс.прибыли

Государство – правит. учрежд., обспечивающее контроль над хоз. субъектами и рынком для достижения общих целей.

Объекты товары и услуги, факторы пр-ва, деньги, ценные бумаги и т.д.

Функции:Регулирующая – решаются основные эк.проблемы ЧТО,КАК ДЛЯ КОГО

Посредническая – соединяются продавцы и покупатели

Ценообразующая- установление равновесной рыночной цены

Информационная – через рын. цены передается информация о конъюнктуре рынка, рыночных ожиданиях, инфляционных процессах

Стимулирующая – производители исп-ют достижения НТП для снижения издержек пр-ва с тем, чтобы получить большую прибыль и выдержать конкуренцию

Санирующая – освобождение, очищение общ. Пр-ва от эк-ки нежизнеспособных неэффективных произв-в.

Виды рынков:1.по виду конкуренции (с совершенной несовершенной, конкуренцией)2.По эк. назначению объектов рыночных отношений(рынки благ и услуг, средств производства, ценных бумаг, рабочей силы)3.по пространственному признаку(городские(сельские), внутрирегиональные, межрегиональные, национальные, международные(мировые))4.по характеру продаж(рынок розничной торговли, оптовой торговли, государственных закупок).

+: свобода выбора и предпринимат-ва, эффектив. исп-е ресурсов.. -: неэфф исп-е ресурсов (монополии),неравномерное (циклическое)развитие эк-ки; обострение соц.проблем (инфляция, безработица, нерав-во в распределении доходов)

Рынок функционирует при определенных условиях:

1.Многообразие форм собственности. Необходимо наличие частной собственностина средства производства.

2. Наличие свободы предпринимательской деятельности (при сохранении государственных регуляторов).

3.Создание рыночной инфраструктуры, которая объединит 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, финансовый рынок и рынок факторов производства.

8. Основные участники хозяйственной жизни. Контакты между ними.

                       

9. Рынок как регулятор. Основные элементы рыночного механизма.

 Для эффективного формирования рыночной экономики необходимо наличие определенных элементов:

1) Производители и потребители

Потребители – это отдельные лица или группа лиц, получающие доходы, расходующие их на потребление товаров и услуг. Цель потребителя – максимизация полезности.

Производитель или фирма – это предприятие различной формы собственности, производящее товары и услуги для продажи другим фирмам или конечным потребителям.

Производители и потребители формируются в результате общественного разделения труда.

Потребление делится на личное и производственное. При личном потреблении товары выбираются из сферы производства и использования для удовлетворения личных нужд населения.

Производственное потребление – выступает как дальнейшее продление производства, при этом товар используется в дальнейшей переработке.

2) Экономическая обособленность субъектов, которая обусловлена частной формы собственности.

3) Рыночные цены. Цены, которые формируются в результате взаимодействия рыночного спроса и предложения.

4) Спрос и предложение. Обеспечивают постоянную связь между производителем и потребителем.

5) Конкуренция

6) Рыночная инфраструктура.

 

10. Спрос как рыночный атрибут. Факторы спроса.

Спрос – потребность, представленная на рынке или это желание и способность людей покупать товары.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость). P – цена за единицу товара    Q – величина спроса

 

Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок товаров в определённый период времени. Она имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество товаров при меньшей цене.

Кроме цены, на спрос влияют: увеличение (сокращение) доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания; колебания расходов на рекламу; изменение цен товаров – субститутов и комплементарных товаров; рост (уменьшение) количества покупателей и др.Все эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Величина спросамакс.кол-во товара, которые согласны приобрести один чел., группа или общ-во на рынке в ед.времени при опред. условиях.

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса- изменение кол-ва товара, которое потребители хотят и могут купить,происходящее в рез-те изменения цены товара: чем выше цена, тем ниже величина и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса.-изменение кол-ва товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в рез-те изменения неценовых факторов.

11. Предложение как рыночный атрибут. Факторы предложения.

Предложение – товар, имеющийся на рынке или может быть на него доставлен.Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.P – цена за единицу товара,Q – объём товара

 

Изображённая кривая S характеризует уровень цен и объём продаж товаров. Она имеет положительный наклон, что говорит о желании производителя продать большее количество товаров по более высокой цене.

Кроме цены, на предложение влияют:1.Цены факторов производства 2.Технология производства..3.Налоги и дотации. 4.Ожидания изменения цен. 5.Число продавцов на рынке. Чем больше производителей выставляют свой товар на рынок, тем больше предложение.Смещение кривой предложения вправо означает увеличение предложения. Смещение влево указывает на сокращение предложения.

Изменения величины предложения (передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения.) это изменение кол-ва товара,которое производители хотят и могут продать,происходящее в рез-те изменения цены товара(при прочих равных условиях). Изменение в предложении (выражается в смещении всей кривой предложения вправо или влево)- изменение кол-ва товара,которое производители хотят и могут продать,происходящее в рез-те изменения неценовых факторов.

Равновесие на рынках – это такая ситуация, при которой продавцы и покупатели удовлетворены текущим сочетанием цен и объёмом продаж или покупок. Если по каким–то причинам цена равновесия не установилась, то на рынке возникают силы, направленные на установление такой цены                       

12.Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса.

Эластичность спроса – степень реакции потребителя на изменение некоторых факторов: цены данного товара, др. товаров, доход потребителя

Эластичность спроса по цене – показывает, как реагирует потребитель какого-либо товара в случае изменения цены этого товара. Если изменение цены сопровождается значительным изменением спроса ,спрос называется эластичным.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен, т.к. цена и величина спроса находятся в обратной зависимости. Когда цена падает, величина спроса растёт, и наоборот: когда цена растёт, величина спроса падает.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов поднимется или опустится величина спроса на данный товар при изменении его цены на 1%.

                  Варианты эластичности спроса:

-Когда величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, спрос бесконечно эластичен, ED = ∞ .

-Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена – спрос эластичен, ED > 1;

-Когда спрос на товар – Q, увеличился (уменьшился) на столько же процентов, на сколько процентов уменьшилась (увеличилась) цена – P, т.е., то при этом ЕD = 1 – эластичность единична;

-Когда величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цены – спрос неэластичен, ED < 1;

-Когда величина спроса не изменяется при любом изменении цены, спрос совершенно неэластичен, ED = 0;

P

 

 

 

QПри эластичном спросе снижение цены увеличивает совокупную выручку, а повышение цены уменьшает совокупную выручку.

При неэластичном спросе снижение цены уменьшает совокупную выручку, а повышение цены увеличивает совокупную выручку.

Факторы

-Количество дешёвых товаров – заменителей (товаров – субститутов). Чем больше товаров – заменителей, тем больше эластичность спроса и наоборот

-Фактор времени. Чем больше у потребителя времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на товар

-Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

- Доля расходов на товар в бюджете. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него.

13.Понятие эластичности. Ценовая эластичность предложения.

Эластичность предложения – степень реакции производителя на изменение цены.Мерой этого изменения выступает коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объёма предложения (в %) к росту цен (в %) по формуле:

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остаётся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением

P

                           Неэластичное предложение

                             Е=1

                             Эласт. предложение

                         Q

 

 

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. При этом предложение не изменяется, так как возрастает цена.

Здесь важен учет фактора времени, т.е. разграничение мгновенного, краткосрочного и долгосрочного периодов приспособления предложения к изменению цены товара.

Мгновенный период характеризуется полной невозможностью приспособления предложения к новой цене. В этом случае предложение является абсолютно неэластичным, а его кривая представляет собой вертикальную линию. Тогда рост спроса будет сопровождаться ростом равновесной цены.

В краткосрочном периоде предложение может немного увеличиться за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов и производственных мощностей. В этом случае кривая предложения приобретает небольшой наклон, а равновесная цена становится ниже.

В долгосрочном периоде предложение полностью приспосабливается к новым ценам за счет ввода новых мощностей и прихода в отрасль новых фирм. Здесь можно говорить о высокой эластичности предложения по цене. Равновесная цена снижается еще больше, а спрос удовлетворяется в возросшем объеме.

 

 

14.Эластичность и ценовая политика фирмы.

 Выделяют следующие виды эластичности спроса:

1)Е>1 спрос эластичный 5%

2)Е<1 спрос неэластичный 1% 0,5% / 1% = 0,5%

3)Е=1 спрос единично эластичный

4)Е=0 спрос абсолютно неэластичный

5)Е=  спрос бесконечно эластичный

 

1)Спрос называется эластичным, если изменение цены на 1% вызывает изменение спроса более чем на 1%

 

 

Товары роскоши, деликатесные товары (не 1ой необходимости), с которыми мы можем расстаться при повышении цены

 

2)Неэластичным спросом называют спрос, при котором изменение цены на 1% вызывает изменение спроса меньше 1%. Обычно неэластичный спрос характерен для продуктов питания, а также для товаров 1ой необходимости.

 

3)Спросом единичной эластичности называется спрос, если процент изменения цены приводит к равному по величине проценту изменения спроса (мебель, товары не 1ой необходимости)

 

 


4)Абсолютно неэластичный спрос появляется в том случае, если любое изменение цены не приводит к изменению спроса.(необходимые лекарства для людей, зависящих от них).

 

 


Бесконечно эластичный спрос наблюдается при незначительных или бесконечно малых изменениях цены спрос на продукцию увеличивается либо уменьшается до предела покупательской возможности.

Судить об эластичности спроса по кривой спроса нельзя, поскольку эластичность спроса на всем протяжении спроса неодинакова.

 

 

На всем протяжении функции спроса Е изменяется от бесконечности до 0. В точке А принимает единичное значение(чем выше цены на продукцию, тем более эластичен спрос и наоборот, чем ниже цены, спрос может перейти в категорию неэластичности.

Изменение графика показывает изменение выручки продавца в зависимости от изменения цены и эластичности спроса. (выручка TR=QP)

1. при повышении цены, если спрос на продукцию неэластичен, выручка повысилась, а при понижении цены выручка понизилась.

2. При повышении цены на товары с эластичным спросом выручка снижается, при снижении цены на товары с эластичным спросом выручка повышается.

Максимального значения выручка достигнет на товарах с единичной эластичностью, в случае с единичной эластичностью спроса ценовая стратегия продавца неактуальна, т.к. она не несет влияний на объем выручки.

 

15. Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Перекрестная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует  относительное изменение спроса на 1 товар (х) в зависимости от изменения цены на другой товар (у).

Еху= =

Е (коэффициент перекрестной эластичности) может иметь +,- и 0ое значения.

1.Е>0 для взаимозаменяемых товаров, т.к. возрастает цена на (у), значит возрастает спрос на (х). Чем выше коэффициент эластичности, тем выше степень взаимозаменяемости 2х товаров.

2.Если Е<0,то товары будут взаимодополняемыми. Разнонаправленные Qd и Р. Чем отрицательней величина коэффициента Е , тем больше степень взаимодополняемости.

3.Е=0 если Р товара (у) не вызывает Qd на товар (х). Товары независимые.

Перекрестность Е может быть ассиметричной. Коэффициент перекрестности Е позволяет установить принадлежность продукции к определенному типу. Также позволяет доказать отсутствие монополизации рынка.

16.Эластичность спроса по доходу и ее использование в экономическом анализе.

Существует эластичность Qd по доходу, характеризует чувствительность Qd потребителя и изменению дохода I, соответственно коэффициент Е  показывает насколько % изменился Qd при изменении I на 1%

Е =

 

Коэффициент эластичности может быть как положительным, так и отрицательным.

Отрицательный, если с ростом I(доходы покупателя), рост товаров понижается. Эти товары называются нестандартными или некачественными.

Положительные, с ростом I, спрос на товары будет расти. Эти товары называются стандартнымиà1 группа - товары первой необходимости 0< Е <1 спрос на товары повышается, но медленнее повышения доходов; 2 группа – предметы роскоши Е >1. Рост спроса опережает рост дохода; 3 группа – товары второй необходимости Е =1. Спрос увеличивается в таких же пропорциях, как и доход.

Практическое значение Е : перспективы развития отраслей экономики (чем больше Е , тем активнее развивается отрасль). Также в экономике используется понятие эластичности(Qs) - степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены. Р и Q выражается в процентах

Е =

Особенность: Е всегда положительна, в отличие от Е . Классифицируется аналогично эластичности спроса. Е в отличие от Е  зависит от фактора времени, а также от длительности хранения товаров и потенциала расширения производства.

В мгновенном периоде, когда факторы невозможно изменить, Е =0, т.е. предложение не будет абсолютно неэластичным. С течением времени предложение будет более эластичным, т.е. может реагировать на изменение цены.

 

17.Рыночное равновесие. Излишек потребителя и производителя.

Равновесие на рынках – это такая ситуация, при которой продавцы и покупатели удовлетворены текущим сочетанием цен и объёмом продаж или покупок. Если по каким–то причинам цена равновесия не установилась, то на рынке возникают силы, направленные на установление такой цены. Нарушение рыночного равновесия может произойти в 2х случаях: если отклоняется рыночная цена от равновесной; если изменяются функции спроса и предложения.

       

             

                                                                            

                        

                                    

 

 

Величины между спросом и предложением называется излишком товара на рынке. В случае повышения цены до уровня Р1, объем спроса будет значительно ниже равновесного, объем предложения значительно вырастет до значения Qs. Превышение объема предложений над объемом спроса ведет к затовариванию рынка. Чтобы избавиться от излишка продавцы понижают цену, а производители сокращают производство. По мере снижения цены спрос начинает расти. Это продолжается до тех пор, пока не установится равновесие.

Если рыночная цена стала ниже равновесной Р2, на рынке образуется дефицит. Желающих купить товар будет больше, чем производители будут производить товар. Повышают цены. Объем производства возрастает, спрос уменьшается. В результате устанавливается равновесие на рынке.

Иными словами, встроенный механизм рыночной коорди



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Особенности экономических законов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности экономических законов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)