Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 0.00 из 5.00 0 оценок




СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кострома 2003

Составитель:

Пятин Ю.П. - кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии КГСХА

Рецензент:

Профессор кафедры экономической теории КГСХА А.Е. Воробьёв

Рекомендовано методической комиссией факультета

агробизнеса КГСХА,

 протокол № 5 от 19 июня 2002 г.

 

Учебно-методическое пособие

Пятин Ю.П. К изучению курса философии студентами заочного обучения. Кострома: Изд-во КГСХА, 2003. - 21с.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по философии.

Цель данного пособия — помочь студентам-заочникам самостоятельно добывать философские знания. В связи с этим особое внимание в пособии уделено организации самостоятельной работы, даны методические рекомендации по всем основным формам самостоятельной подготовки и написанию контрольной работы.

 

Содержание:

Предисловие   3
Госстандарт по философии                           4
Самостоятельная работа                                5
Контрольные работы                                      7
Тематика контрольных работ                        9
Планы семинарских занятий                       14
Вопросы для самоконтроля и экзамена     20

                                   

 

©Костромская государственная сельскохозяйственная академия. 156530 Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, пос. Караваево, Уч. Городок, Главный корпус КГСХА. Лицензия на издательскую деятельность ДР №021292 выдана 18.06.1999.

Компьютерный набор. Подписано в печать «__» ________ 200 г..

Формат 26x30/2.

Тираж 100 экземпляров усл. печ. л.

Заказ №

Отпечатано на цифровом дубликаторе КГСХА. А.544

 

 

© Издательство КГСХА, 2003 г.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

В данном пособии даны методические советы по самостоятельной работе студентов-заочников по изучению курса философии, по выполнению ими контрольной работы, подготовке к семинарским занятиям и экзамену.

Цель методического пособия - помочь студентам- заочникам выработать навыки самостоятельной работы по изучению курса философии, способство­вать формированию основ философского мировоззрения, выработке умения самостоятельного анализа современных проблем общественного развития.

Изучение курса философии осуществляется на основе положений Госу­дарственного образовательного стандарта и в соответствии с учебным планом. Философия изучается студентами заочниками на протяже­нии двух семестров. В первом семестре читаются установочные лекции (2-4 часа), даются рекомендации по методике самостоятельной работы и выпол­нению контрольной работы. Во втором семестре читаются лекции (6-10 ча­сов), проводятся семинарские занятия (4-12 часов) согласно планам, которые даются в данном пособии, сдается экзамен. Обязательным условием до­пуска к сдаче экзамена является выполнение контрольной работы, в сроки, установленные учебным планом (тематика контрольных работ дается в данном пособии. В пособии дается также перечень вопросов для самоконтроля и экзамена.

 

 

 

 

ГОССТАНДАРТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

         Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее историче­ского развития. Структура философского знания.

        Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ста­тистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

        Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его струк­тура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необ­ходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

        Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответст­венность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Пред­ставление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

        Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснения. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Дейст­вительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Кри­терии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

        Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

        Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

        Для студентов-заочников важность самостоятельной работы обусловле­на прежде всего тем, что она является основной формой изучения ими фило­софии. Успех самостоятельной работы во многом зависит от высокой само­дисциплины студентов, системного и целенаправленного накопления знаний и самоконтроля.

       Самостоятельная работа по изучению курса философии в основном включает следующие формы:

• изучение и конспектирование рекомендованных работ философов, приобщение к философской мысли;

• работу с учебником, учебными и методическими пособиями;

• написание контрольной работы;

• подготовку к семинарским занятиям;

• подготовку докладов (рефератов) и выступление с ними на семи­нарах;

• подготовку к экзаменам;

      При изучении курса философии следует руководствоваться программой, разработанной кафедрой философии академии (Программа курса философии. - Кострома: Изд. КГСХА, 2001). В программе непосредственно к каждой те­ме указана литература. Использование учебной программы в процессе освое­ния философии поможет изучить курс в должной исторической и логической последовательности и послужит средством самоконтроля объема и качества изучаемого материала.

      В качестве основных учебников и учебных пособий студентам-заочникам рекомендуются:

1. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч./Под общ.ред. И.Т. Фролов. М: Политиздат, 1989.

2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М: Владос, 2001.

3. Спиркин А.С. Философия, 2-е изд.М:Гардарики, 2001.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. Изд. 4-е. М: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002.

5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М: Политиздат, 1991.

6. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энцикло­педия, 1989.'

       Можно использовать и другие учебники и учебные пособия, имеющиеся в библиотеке КГСХА и в других библиотеках. Для получения дополнитель­ной информации и углубления знаний по курсу философии

можно также ис­пользовать различные справочные издания и методические

разработки, под­готовленные преподавателями кафедры философии КГСХА.

         

 

 

'Примечание: при ссылках на эти издания будут указываться только страницы.

 

 

Для твердого усвоения сущности и содержания философских понятий и категорий следует вести для себя глоссарий (словарь) наиболее сложных и неизвестных вам понятий и категорий.

      С целью глубокого изучения важнейших философских проблем важно не только ознакомиться, прочитать, но и постараться осмыслить и понять виде­нье тем или иным мыслителем той или иной философской проблемы, само­стоятельно приобщиться к философской мудрости.

        Прежде чем приступить к изучению конкретного философского произ­ведения или фрагмента из той или иной работы, следует внимательно прочи­тать соответствующую главу учебника, сделать краткие записи прочитанно­го, так как студент-заочник лишен возможности слушать полный курс лек­ций по философии и составленный краткий конспект заменит ему конспект лекций. При чтении и конспектировании необходимых положений следует обращать внимание и на то, о каких философах и их работах говорится в со­ответствующих главах учебника. Это значительно облегчит в дальнейшем работу по изучению самих философских работ.

         После чтения учебника, учебных пособий, изучения и конспектирования работ философов необходимо еще раз обратиться к программе курса: про­смотрев внимательно содержание темы убедиться, что стало понятно по каж­дому пункту программы, а что требует дополнительного повторного изуче­ния. При этом важно понять, что философские положения необходимо уметь разъяснять и обосновывать, а не просто запоминать, заучивать. Философия, как и любая наука и учебная дисциплина, требует точных и четких формули­ровок, нельзя допускать вольного обращения с философскими понятиями и категориями, которые имеют определенное содержание и конкретный смысл и должны употребляться в соответствии с их назначением. Кроме того, точ­ные и четкие определения есть одно из действенных средств, помогающих студенту овладеть философскими терминами, понятиями и категориями, мыслить и изъясняться на философском языке.

Завершая самостоятельную работу по изучению каждой темы, необхо­димо составить опорные конспекты, которые будут способствовать более глубокому усвоению материала и могут служить хорошим подспорьем для самопроверки готовности к семинарским занятиям и экзамену.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

        Особой формой обучения студентов-заочников является выполнение контрольных работ, в том числе и по курсу философии. Каждый студент, ис­ходя из перечня, представленного в данном пособии, под­бирает тему (вариант), которая закрепляется за ним преподавателем. Кон­трольная работа представляется (высылается) на проверку в деканат заочного факультета не позднее, чем за месяц до экзаменационной сессии.

        Каждый вариант контрольной работы включает в себя один вопрос. От­вет должен отличаться лаконичностью и занимать объем до 14-15 страниц ма­шинописного (компьютерного) текста.

        Написание контрольной работы преследует цель углубить, систематизи­ровать и закрепить знания, полученные, прежде всего в процессе самостоя­тельного изучения курса, а также дать навыки самостоятельного письменно­го изложения мировоззренческих философских проблем.

        Работа по написанию контрольной работы предполагает, во-первых, уяснения содержания вопроса, подбор литературы и ее общий предварительный просмотр. Это позволит накопить определенные представления и первичные знания по теме; осмыслить ее для составления

плана.

         Во-вторых, составление плана по теме.. Кроме наименования темы план обычно включает перечень и последовательность основных вопросов и подвопросов. План помещается в начале работы.

         В-третьих, изучение литературы и прежде всего оригинальных философ­ских текстов. Это один из главных моментов всей работы. В ходе изучения литературы необходимо уметь выбрать, вычленить главное, понять аргумен­тацию и способы доказательства. Следует вести краткую запись прочитанно­го. После завершения работы по изучению литературы необходимо проанализировать и систематизировать весь материал, еще раз уточнить план темы.

         В-четвертых, письменное оформление контрольной работы. Обычно контрольная работа состоит из трех частей.

Первая часть - вводная (краткое введение), в которой излагается теоретико-познавательное и практическое значение темы. Вторая (основная) часть - из­ложение существа темы (вопроса). Она может состоять из нескольких подво-просов. Третья часть - заключение и общие выводы. В выводах кратко, в не­скольких предложениях излагается результат рассмотрения вопроса и прак­тические рекомендации.

         В конце изложения темы приводится список использованной ли­тературы, с указанием автора, наименования работы, издательства, года из­дания и конкретных страниц. Ссылки на источники обязательно должны быть и в самом тексте контрольной работы, их обычно помещают под тек­стом, в нижней части листа.

         На титульном листе контрольной работы указывается фамилия, имя и

 

отчество, номер зачетной книжки, номер учебной группы и курса, а также номер контрольной работы и домашний адрес студента.

          На первой странице контрольной работы следует указать наименование темы и развернутый план работы.

          При написании контрольной работы студент должен показать глубокое знание избранной темы, умение освещать теоретические вопросы в тесной связи с логикой исторического процесса. В работе следует уделить внимание и показать различные подходы к анализу и трактовке рассматриваемых про­блем.

           Таким образом, от студента требуется проявить способность в отборе необходимого материала, относящегося к теме контрольной работы, умение убедительно обосновывать, аргументировать рассматриваемые положения; излагать материал в логической последовательности, грамотно в философском и литературном отношении, не допускать грамматических, синтаксиче­ских и стилистических ошибок; делать четкие выводы и обобщения.

          Изложение должно носить творческий характер. Не следует заниматься переписыванием учебника или иного пособия. Не следует перегружать рабо­ту цитатами. Но если приводится цитата, то ее необходимо приводить точно, дословно, брать в кавычки и указывать источник, из которого она взята.

Контрольная работа оценивается по двухбалльной системе: "зачтено", "не зачтено". Если контрольная работа не будет зачтена, необходимо ее до­полнить, с учетом замечаний преподавателя (рецензента).

 

ТЕМАТИКА

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

Вариант 1

 

Проблема материального и идеального в философии.

 

Вариант 2

 

Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

 

Вариант 3

 

Философия как специфический вид знания. Вера и знание.

 

Вариант 4

 

Философское представление: о единстве движения, пространства и времени.

 

Вариант 5

 

Понятие диалектики. Диалектика бытия.

 

Вариант 6

 

Философское осмысление проблемы насилия и ненасилия.

 

Вариант 7

 

Специфика социального познания.

 

Вариант 8

 

Проблема истины в философии. Истина и заблуждение.

 

Вариант 9

 

Проблема движения в античной философии: от элеатов до Аристотеля.

 

Вариант 10

 

Личность и проблема ценностных ориентаций.

 

 

Вариант 11

 

Человек и природа.

 

Вариант 12

 

Смысл человеческого бытия.

 

Вариант 13

 

Народонаселение как объективное условие функционирования и разви­тия общества. Демографические проблемы современности.

 

Вариант 14

 

Философский принцип всеобщей связи. Связь и закономерность, дина­мические и статистические закономерности.

 

Вариант 15

 



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)