Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема движения, и ее философское осмысление



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Проблема движения, и ее философское осмысление 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вариант 16

 

Философский принцип развития. Идея развития и принцип историзма.

 

Вариант 17

 

Особенность развития социальных систем. Направленность и преемст­венность в развитии.

 

Вариант 18 .

 

Бытие человека в мире и духовный мир человека.

 

Вариант 19 .

 

Проблема сознания в современной мировой философии.

Вариант 20

 

Философские размышления о человеке: история и теория вопроса.

 

Вариант 21

 

Учение о душе и духовности в русской философии.

 

Вариант 22

 

Жизнь, смерть и бессмертие человека как философская проблема.

Вариант 23

 

Проблема человека в русской философии.

 

Вариант 24

 

Философская антропология и ее современные концепции.

 

Вариант 25

 

Проблема человека в античной философии.

 

Вариант 26

 

Христианская трактовка человека.

 

Вариант 27

 

Духовное бытие, его индивидуальные и общественные формы. Понятие субъективной реальности.

 

Вариант 28

 

Учение о бытии. Понятие объективной реальности.

 

Вариант 29

 

Современные религиозные картины мира.

 

Вариант 30

 

Научные революции и смены типов рациональности.

 

Вариант 31

 

Сознание, самосознание и личность.

 

Вариант 32

 

Познание как особый творческий вид деятельности.

 

Вариант 33

 

Аксиологические проблемы в русской философии. Россия в поисках новых ценностей.

 

Вариант 34

 

Человек и исторический процесс: свобода и необходимость.

 

Вариант 35

 

Место человека в универсуме и проблема внеземных цивилизаций.

 

Вариант 36

 

Сознание, его происхождение и сущность.

 

Вариант 37

 

Представление о совершенном человеке в различных культурах.

 

Вариант 38

 

Человек в социальных культурах.

 

Вариант 39

 

Современные философские картины мира.

 

Вариант 40

 

Философия и наука.

 

Вариант 41

 

Философия и религия.

 

Вариант 42

 

Исторические идеи в русской философии (П.Я. Чаадаев, Славянофилы и западники, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, евразийство).

 

Вариант 43

 

Философское осмысление виртуальной реальности и будущее цивилизации.

 

Вариант 44

 

Современная версия научной картины мира.

 

Вариант 45

 

Проблема бытия и его первоосновы в истории философии.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1

 

СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ.

 

1. Что такое философия и зачем она?

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его струк­тура и исторические типы. Особенности философского мировоз­зрения.

3. Основные проблемы и отрасли философского знания.

4. Исторические формы и типы философии.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Философия как явление культуры.

2. Возникновение философии как вида знания.

3. Отношение материи и сознания как основной вопрос философии. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропони­мания.

Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: философия, мировоззрение, культура, наука, религия, материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, пантеизм, деизм, метафизика.

ЛИТЕРАТУРА

Введение в философию: Учеб. Для ВУЗов: 4.1. С. 10-73. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 10-129. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. Для ВУЗов. С. 5-20.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С. 6-36.

Шульц Л.Б. Философия как явление культуры. Учебное пособие. Кост­рома, 1999.

Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Философия. Мате­риализм. Идеализм).

 

Семинар 2

 

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, СУБСТАНЦИЯ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ.

 

1. Учение о бытии. Единство природы и человека, материального мира и человеческого духа в рамках философского учения о бытии.

2. Многообразие форм бытия. Бытие человека. Понятие объективной и субъективной реальности.

3. Проблема субстанции. Монистические и плюралистические концеп­ции бытия и субстанции.

4. Философское учение о материи. Современная наука о строении и свойствах материи.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Становление философской проблемы бытия: зарождение и развитие.

2. Философия и современная научная картина мира.

3. Специфика человеческого бытия. Формы бытия человека.

Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены

при подготовке к данному семинарскому занятию:

Бытие, сущность, существование, объективная реальность, субъективная реальность, онтология, материя, субстанция, монизм, плюрализм, атрибут.

ЛИТЕРАТУРА

Введение в философию: 4.2. С. 14-65.

Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 184-248.

Канке В.А. Философия. С. 153-167.

Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Бытие. Материя. Субстанция).

 

Семинар 3

 

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.

 

1. Понятие изменения и движения, их философское осмысление. Бы­тие и пространство. Бытие и время.

2. Философский принцип всеобщей связи. Универсальные связи бы­тия: единичное и общее, явление и сущность.

3. Структурные связи бытия: целое и часть, система, структура, эле­мент, форма и содержание.

4. Связи детерминации: причина и следствие; необходимость и слу­чайность; возможность и действительность.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Связь и закономерность. Категории и законы. Динамические и стати­стические закономерности.

2. Теория относительности и ее значение для развития философского понимания единства материи, движения, пространства и времени.

3. Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при

подготовке к данному семинарскому занятию:

Связь, отношение, категории, закон, закономерность, движение, измене­ние, пространство, время, единичное и общее, сущность и явление, система, структура, элемент, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, детерминизм, индетерминизм, необходимость и случайность, возможность и действительность, диалектика.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в философию: 4.2. С. 66-94.

Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 282-362.

Канке В.А. Философия. С. 158-167.

 Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Движение. Про­странство и время. Диалектика. Связь).

 

Семинар 4

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

1. Движение и развитие. Прогресс и регресс, их диалектическое соот­ношение.

2. Противоречие как философская проблема. Тождество и различие. Единство и борьба противоположностей.

3. Вопрос о механизме развития. Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и качественных изменений.

4. Обратимые и необратимые изменения. Цикличность и поступатель­ность изменений. Отрицание и его роль в развитии.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Диалектика как система принципов, законов и категорий.

2. Идея развития и принцип историзма.

3. Специфика развития социальных систем. Эволюция и революция. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при

подготовке к данному семинарскому занятию:

Качество, количество, мера, скачок, развитие, прогресс, регресс, эволю­ция, революция, свойство, тождество, различие, противоположность, проти­воречие, отрицание, снятие, антагонизм, отрицание отрицания.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в философию: 4.2. С.138-184.

Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 363-394.

Канке В.А. Философия. С. 163-167.

Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Единство и борьба противоположностей. Отрицание отрицания закон. Развитие).

 

Семинар 5

 

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Структура сознания. Самосознание, его структура и формы.

3. Общественное сознание: понятие и структура.

4. Формы (виды) общественного сознания, их общая характеристика.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Сознание и высшие формы психической деятельности: мышление, па мять, воля, эмоции. Сознание и язык.

2. Сознание и кибернетика. Сознание и информация.

3. Современная парапсихология: мистификация или возможности пси­хики человека? Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при

подготовке к данному семинарскому занятию:

Психика, информация, отражение, логос, дух, душа, духовность, идеальное, бессознательное, воля, эмоции, чувства, мышление, память, идеология, об­щественное сознание, правосознание, политическое сознание, моральное сознание, религиозное сознание, эстетическое сознание, самосознание, отра­жение, рефлексия.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в философию: 4.2. С.288-317; 445-455.

Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 412-477.

Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Идеальное. Идеоло­гия. Сознание. Психика).

 

Семинар 6

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ).

 

1. Познание как предмет философского анализа. Социокультурная приро­да познания.

2. Основные ступени познания. Формы чувственного и рационального познания. Интуиция. Сенсуализм, рационализм, эмпиризм, интуити­визм.

 3. Практика и ее роль в познании. Проблема истины в философии. Крите­рии истины.

4. Научное познание, его структура, методы и формы.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Познание как идеальное творчество и идеальное преобразование дей­ствительности. Природа идеального.

2. Философское осмысление проблемы знания. Многообразие видов и форм знания. Особенности гуманитарного и экономического знания.

3. Знаки, символы, образы, язык: их природа, роль в получении, хране­нии, преобразовании и передаче информации. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному

 семинарскому занятию:

Гносеология, знание, познание, эпистемология, практика, отражение, инфор­мация, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозак­лючение, сенсуализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм, истина, ирра­ционализм, релятивизм, догматизм, эклектика, софистика, наблюдение, из­мерение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, наука, символ, образ, знак, интуиция, моделирование.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в философию: 4.2. С. 318-358; 364-406.

Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 478-658.

Канке В.А. Философия. С. 170-193.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С. 196-256.

Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Теория познания. Истина. Наука).

 

Семинар 7

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Человек, его сущность. Проблема жизни и деятельности, смерти и бес­смертия как предмет философского осмысления.

2. Проблема антропоцентризма. Труд, язык, общение, нравственность как основные факторы антропоцентризма.

3. Деятельность как способ бытия человека. Детерминанты деятельности человека: потребности, интересы, цели, ценности.

4. Философия в поисках смысла жизни человека. Уникальность и само­ценность человеческой жизни и право человека на достойную жизнь.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Бытие человека в мире и духовный мир человека.

2. Перспективы человека и человечества.

3. Человек в историческом процессе: свобода и необходимость. Права и

обязанности человека. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при

подготовке к данному семинарскому занятию: Антропология, антропоцентризм, человек, жизнь, смерть, бессмертие, свобода, необходимость, антропосоциогенез, потребности, интересы, дея­тельность, труд, общение, нормы, идеалы, обязанность, ответственность, экзистен-циализм, персонализм, индивидуализм, эгоизм, эгоцентризм, конфор­мизм, альтруизм, аскетизм, утилитаризм, прагматизм, насилие, справедли­вость, милосердие.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в философию: 4.2. С. 219-268. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. С. 8-142. Канке В.А. Философия. С. 167-169; 188-189. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С.227-256. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Человек. Свобода).

 

 

 

Семинар 8

 

ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - КУЛЬТУРА.

 

1. Природа, ее философское осмысление. Проблема гармонизации систе­мы природа — человек — общество.

2. Понятие общества. Природа и общество, их взаимодействие. Экологи­ческие проблемы современности и пути их решения.

3. Личность и общество. Условия и механизмы формирования личности.

4. Философия и культура. Культура как мера развития человека.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Философия истории. Прошлое, настоящее и будущее человечества. Исто­рия: свобода или судьба?

2. Общество и глобальные проблемы современности.

3. Культуры и религии. Культура и цивилизация.

Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при

подготовке к данному семинарскому занятию:

Культура, аксиология, индивид, индивидуальность, личность, общество, при­рода, ноосфера, футурология, антропосфера, географический детерминизм, экология, демография, демографический детерминизм, исторический детер­минизм, свобода выбора, общественный прогресс, свобода совести, гражда­нин, патриот, космополит, цивилизация, гуманизм.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в философию: 4.2. С. 185-218; 416-445; 455-619.

Мир философии: Книга для чтения. 4.2. С. 144-585.

Канке В.А. Философия. С.202-248; 285-291.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С.257-296.

 Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Культура. Природа. Личность. Философия истории).

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЭКЗАМЕНА.

1. Философия и ее предмет. Взаимосвязь философии и частных наук.

2. Возникновение философии как вида знания. Структура философского знания.

3. Основные проблемы и отрасли философского знания.

4. Исторические формы и типы философии.

5. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоз­зрения. Особенности философского мировоззрения.

6. Полярность понятий "материя - сознание" и реальный статус двух "на­чал". Отношение материи и сознания как основной вопрос философии.

7. Учение о бытии и субстанции. Монистические, дуалистические и плю­ралистические концепции бытия и субстанции.

8. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о строении и свойствах материи.

9. Понятие изменения и движения, их философское осмысление. Формы и типы изменений. Основные виды движения.

10.Бытие и пространство. Пространство как выражение сосуществования вещей (явлений, процессов).

11.Бытие и время. Время как выражение сменяемости вещей (явлений, процессов). Время и вечность.

12.Понятие диалектики, ее исторические типы. Диалектика и метафизика.

13.Проблема развития в философии. Движение и развитие. Направлен­ность развития. Прогресс и регресс.

14.Многообразие форм бытия. Бытие материального мира. Понятие объ­ективной реальности.

 15.Духовное бытие, его индивидуальные и общественные формы. Поня­тие субъективной реальности.

16.Философский материализм и его принципы. Исторические типы мате­риализма.

17.Философский идеализм и его основные формы.

18.Бытие человека. Формы бытия человека. Смысл бытия человека.

19.Бытие человека и общества. Человек, общество, культура. Понятие об­щественного бытия.

20.Принцип всеобщей связи в философии. Динамические и статистиче­ские закономерности.

21. Качество, количество, мера, скачок как категории, характеризующие механизм развития бытия.

22.Структурные связи бытия: целое и часть; система, структура, элемент.

23.Детерминистские связи бытия: причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм.

24.Необходимость и случайность как выражение детерминистских связей бытия

25.Возможность и действительность как выражение детерминистских свя­зей бытия.

26.Универсальные связи бытия: единичное и общее.

27.Явление и сущность как выражение универсальных связей бытия.

28.Противоречие как философская проблема. Тождество и различие. Единство и борьба противоположностей.

29.Содержание и форма как выражение структурных связей бытия.

30.Обратимые и необратимые изменения. Отрицание и его роль в разви­тии.

31.Проблема сознания в философии. Происхождение и сущность созна­ния, его структура. Понятие идеального.

32.Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Духовная жизнь общества.

 33.Нравственное сознание. Нравственные ценности, их место и роль в жизни человека.

34.Правосознание. Юридическое обеспечение общественного и индиви­дуального бытия.

35.Эстетическое сознание. Эстетические ценности и их роль в человече­ской жизни.

З6. Религиозное сознание. Религиозные ценности и свобода совести.

37.Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Познание, творчество, практика.

38.Основные ступени познания и их формы. Сенсуализм, рационализм, эмпиризм. Рационализм и иррационализм в познавательной деятельно­сти.

39.Философское осмысление проблемы знания. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерий научности.

40.Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерий ис­тины.

41. Наука. Наука и техника. Особенности научного познания, его структу­ра, формы и методы.

42.Знание и информация. Сознание и язык. Действительность, мышление, логика и язык.

43.Человек - природа - общество. Материальное производство - основа общественного бытия.

44. Общество и его структура. Общество и государство. Гражданское об­щество и государство.

45.Человек в системе социальных связей и отношений. Индивид и власть, индивид и политика.

46.Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необхо­димость. Критерии общественного прогресса.

47. Основные концепции общественного развития. Формационная и циви-лизационная концепции общественного развития.

48.Насилие и ненасилие как социально-философская проблема. Терроризм - специфическая форма насилия. Справедливость.

49.Глобальные проблемы современности. Будущее человечества.

50.Естественнонаучные картины мира, их связь с философией.

51. Религиозные картины мира.

52.Философские картины мира.



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Проблема движения, и ее философское осмысление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема движения, и ее философское осмысление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)