Проблема движения, и ее философское осмысление
12
Вариант 16
Философский принцип развития. Идея развития и принцип историзма.
Вариант 17
Особенность развития социальных систем. Направленность и преемственность в развитии.
Вариант 18 .
Бытие человека в мире и духовный мир человека.
Вариант 19 .
Проблема сознания в современной мировой философии. Вариант 20
Философские размышления о человеке: история и теория вопроса.
Вариант 21
Учение о душе и духовности в русской философии.
Вариант 22
Жизнь, смерть и бессмертие человека как философская проблема. Вариант 23
Проблема человека в русской философии.
Вариант 24
Философская антропология и ее современные концепции.
Вариант 25
Проблема человека в античной философии.
Вариант 26
Христианская трактовка человека.
Вариант 27
Духовное бытие, его индивидуальные и общественные формы. Понятие субъективной реальности.
Вариант 28
Учение о бытии. Понятие объективной реальности.
Вариант 29
Современные религиозные картины мира.
Вариант 30
Научные революции и смены типов рациональности.
Вариант 31
Сознание, самосознание и личность.
Вариант 32
Познание как особый творческий вид деятельности.
Вариант 33
Аксиологические проблемы в русской философии. Россия в поисках новых ценностей.
Вариант 34
Человек и исторический процесс: свобода и необходимость.
Вариант 35
Место человека в универсуме и проблема внеземных цивилизаций.
Вариант 36
Сознание, его происхождение и сущность.
Вариант 37
Представление о совершенном человеке в различных культурах.
Вариант 38
Человек в социальных культурах.
Вариант 39
Современные философские картины мира.
Вариант 40
Философия и наука.
Вариант 41
Философия и религия.
Вариант 42
Исторические идеи в русской философии (П.Я. Чаадаев, Славянофилы и западники, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, евразийство).
Вариант 43
Философское осмысление виртуальной реальности и будущее цивилизации.
Вариант 44
Современная версия научной картины мира.
Вариант 45
Проблема бытия и его первоосновы в истории философии.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1
СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ.
1. Что такое философия и зачем она? 2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Особенности философского мировоззрения. 3. Основные проблемы и отрасли философского знания. 4. Исторические формы и типы философии.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Философия как явление культуры. 2. Возникновение философии как вида знания. 3. Отношение материи и сознания как основной вопрос философии. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: философия, мировоззрение, культура, наука, религия, материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, пантеизм, деизм, метафизика. ЛИТЕРАТУРА Введение в философию: Учеб. Для ВУЗов: 4.1. С. 10-73. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 10-129. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. Для ВУЗов. С. 5-20. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С. 6-36. Шульц Л.Б. Философия как явление культуры. Учебное пособие. Кострома, 1999. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Философия. Материализм. Идеализм).
Семинар 2
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, СУБСТАНЦИЯ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ.
1. Учение о бытии. Единство природы и человека, материального мира и человеческого духа в рамках философского учения о бытии. 2. Многообразие форм бытия. Бытие человека. Понятие объективной и субъективной реальности. 3. Проблема субстанции. Монистические и плюралистические концепции бытия и субстанции. 4. Философское учение о материи. Современная наука о строении и свойствах материи.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Становление философской проблемы бытия: зарождение и развитие. 2. Философия и современная научная картина мира. 3. Специфика человеческого бытия. Формы бытия человека. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Бытие, сущность, существование, объективная реальность, субъективная реальность, онтология, материя, субстанция, монизм, плюрализм, атрибут. ЛИТЕРАТУРА Введение в философию: 4.2. С. 14-65. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 184-248. Канке В.А. Философия. С. 153-167. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Бытие. Материя. Субстанция).
Семинар 3
ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.
1. Понятие изменения и движения, их философское осмысление. Бытие и пространство. Бытие и время. 2. Философский принцип всеобщей связи. Универсальные связи бытия: единичное и общее, явление и сущность. 3. Структурные связи бытия: целое и часть, система, структура, элемент, форма и содержание. 4. Связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ 1. Связь и закономерность. Категории и законы. Динамические и статистические закономерности. 2. Теория относительности и ее значение для развития философского понимания единства материи, движения, пространства и времени. 3. Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Связь, отношение, категории, закон, закономерность, движение, изменение, пространство, время, единичное и общее, сущность и явление, система, структура, элемент, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, детерминизм, индетерминизм, необходимость и случайность, возможность и действительность, диалектика.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: 4.2. С. 66-94. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 282-362. Канке В.А. Философия. С. 158-167. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Движение. Пространство и время. Диалектика. Связь).
Семинар 4
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ
1. Движение и развитие. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение. 2. Противоречие как философская проблема. Тождество и различие. Единство и борьба противоположностей. 3. Вопрос о механизме развития. Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и качественных изменений. 4. Обратимые и необратимые изменения. Цикличность и поступательность изменений. Отрицание и его роль в развитии. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ 1. Диалектика как система принципов, законов и категорий. 2. Идея развития и принцип историзма. 3. Специфика развития социальных систем. Эволюция и революция. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Качество, количество, мера, скачок, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, свойство, тождество, различие, противоположность, противоречие, отрицание, снятие, антагонизм, отрицание отрицания.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: 4.2. С.138-184. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 363-394. Канке В.А. Философия. С. 163-167. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Единство и борьба противоположностей. Отрицание отрицания закон. Развитие).
Семинар 5
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
1. Происхождение и сущность сознания. 2. Структура сознания. Самосознание, его структура и формы. 3. Общественное сознание: понятие и структура. 4. Формы (виды) общественного сознания, их общая характеристика.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Сознание и высшие формы психической деятельности: мышление, па мять, воля, эмоции. Сознание и язык. 2. Сознание и кибернетика. Сознание и информация. 3. Современная парапсихология: мистификация или возможности психики человека? Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Психика, информация, отражение, логос, дух, душа, духовность, идеальное, бессознательное, воля, эмоции, чувства, мышление, память, идеология, общественное сознание, правосознание, политическое сознание, моральное сознание, религиозное сознание, эстетическое сознание, самосознание, отражение, рефлексия.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: 4.2. С.288-317; 445-455. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 412-477. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Идеальное. Идеология. Сознание. Психика).
Семинар 6 ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ).
1. Познание как предмет философского анализа. Социокультурная природа познания. 2. Основные ступени познания. Формы чувственного и рационального познания. Интуиция. Сенсуализм, рационализм, эмпиризм, интуитивизм. 3. Практика и ее роль в познании. Проблема истины в философии. Критерии истины. 4. Научное познание, его структура, методы и формы.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Познание как идеальное творчество и идеальное преобразование действительности. Природа идеального. 2. Философское осмысление проблемы знания. Многообразие видов и форм знания. Особенности гуманитарного и экономического знания. 3. Знаки, символы, образы, язык: их природа, роль в получении, хранении, преобразовании и передаче информации. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Гносеология, знание, познание, эпистемология, практика, отражение, информация, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм, истина, иррационализм, релятивизм, догматизм, эклектика, софистика, наблюдение, измерение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, наука, символ, образ, знак, интуиция, моделирование.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: 4.2. С. 318-358; 364-406. Мир философии: Книга для чтения. 4.1. С. 478-658. Канке В.А. Философия. С. 170-193. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С. 196-256. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Теория познания. Истина. Наука).
Семинар 7
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
1. Человек, его сущность. Проблема жизни и деятельности, смерти и бессмертия как предмет философского осмысления. 2. Проблема антропоцентризма. Труд, язык, общение, нравственность как основные факторы антропоцентризма. 3. Деятельность как способ бытия человека. Детерминанты деятельности человека: потребности, интересы, цели, ценности. 4. Философия в поисках смысла жизни человека. Уникальность и самоценность человеческой жизни и право человека на достойную жизнь.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Бытие человека в мире и духовный мир человека. 2. Перспективы человека и человечества. 3. Человек в историческом процессе: свобода и необходимость. Права и обязанности человека. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Антропология, антропоцентризм, человек, жизнь, смерть, бессмертие, свобода, необходимость, антропосоциогенез, потребности, интересы, деятельность, труд, общение, нормы, идеалы, обязанность, ответственность, экзистен-циализм, персонализм, индивидуализм, эгоизм, эгоцентризм, конформизм, альтруизм, аскетизм, утилитаризм, прагматизм, насилие, справедливость, милосердие.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: 4.2. С. 219-268. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. С. 8-142. Канке В.А. Философия. С. 167-169; 188-189. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С.227-256. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Человек. Свобода).
Семинар 8
ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - КУЛЬТУРА.
1. Природа, ее философское осмысление. Проблема гармонизации системы природа — человек — общество. 2. Понятие общества. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения. 3. Личность и общество. Условия и механизмы формирования личности. 4. Философия и культура. Культура как мера развития человека.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Философия истории. Прошлое, настоящее и будущее человечества. История: свобода или судьба? 2. Общество и глобальные проблемы современности. 3. Культуры и религии. Культура и цивилизация. Основные понятия и категории, которые должны быть усвоены при подготовке к данному семинарскому занятию: Культура, аксиология, индивид, индивидуальность, личность, общество, природа, ноосфера, футурология, антропосфера, географический детерминизм, экология, демография, демографический детерминизм, исторический детерминизм, свобода выбора, общественный прогресс, свобода совести, гражданин, патриот, космополит, цивилизация, гуманизм.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: 4.2. С. 185-218; 416-445; 455-619. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. С. 144-585. Канке В.А. Философия. С.202-248; 285-291. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. С.257-296. Философский энциклопедический словарь. (Статьи: Культура. Природа. Личность. Философия истории).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЭКЗАМЕНА. 1. Философия и ее предмет. Взаимосвязь философии и частных наук. 2. Возникновение философии как вида знания. Структура философского знания. 3. Основные проблемы и отрасли философского знания. 4. Исторические формы и типы философии. 5. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения. 6. Полярность понятий "материя - сознание" и реальный статус двух "начал". Отношение материи и сознания как основной вопрос философии. 7. Учение о бытии и субстанции. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия и субстанции. 8. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о строении и свойствах материи. 9. Понятие изменения и движения, их философское осмысление. Формы и типы изменений. Основные виды движения. 10.Бытие и пространство. Пространство как выражение сосуществования вещей (явлений, процессов). 11.Бытие и время. Время как выражение сменяемости вещей (явлений, процессов). Время и вечность. 12.Понятие диалектики, ее исторические типы. Диалектика и метафизика. 13.Проблема развития в философии. Движение и развитие. Направленность развития. Прогресс и регресс. 14.Многообразие форм бытия. Бытие материального мира. Понятие объективной реальности. 15.Духовное бытие, его индивидуальные и общественные формы. Понятие субъективной реальности. 16.Философский материализм и его принципы. Исторические типы материализма. 17.Философский идеализм и его основные формы. 18.Бытие человека. Формы бытия человека. Смысл бытия человека. 19.Бытие человека и общества. Человек, общество, культура. Понятие общественного бытия. 20.Принцип всеобщей связи в философии. Динамические и статистические закономерности. 21. Качество, количество, мера, скачок как категории, характеризующие механизм развития бытия. 22.Структурные связи бытия: целое и часть; система, структура, элемент. 23.Детерминистские связи бытия: причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. 24.Необходимость и случайность как выражение детерминистских связей бытия 25.Возможность и действительность как выражение детерминистских связей бытия. 26.Универсальные связи бытия: единичное и общее. 27.Явление и сущность как выражение универсальных связей бытия. 28.Противоречие как философская проблема. Тождество и различие. Единство и борьба противоположностей. 29.Содержание и форма как выражение структурных связей бытия. 30.Обратимые и необратимые изменения. Отрицание и его роль в развитии. 31.Проблема сознания в философии. Происхождение и сущность сознания, его структура. Понятие идеального. 32.Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Духовная жизнь общества. 33.Нравственное сознание. Нравственные ценности, их место и роль в жизни человека. 34.Правосознание. Юридическое обеспечение общественного и индивидуального бытия. 35.Эстетическое сознание. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. З6. Религиозное сознание. Религиозные ценности и свобода совести. 37.Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Познание, творчество, практика. 38.Основные ступени познания и их формы. Сенсуализм, рационализм, эмпиризм. Рационализм и иррационализм в познавательной деятельности. 39.Философское осмысление проблемы знания. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерий научности. 40.Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерий истины. 41. Наука. Наука и техника. Особенности научного познания, его структура, формы и методы. 42.Знание и информация. Сознание и язык. Действительность, мышление, логика и язык. 43.Человек - природа - общество. Материальное производство - основа общественного бытия. 44. Общество и его структура. Общество и государство. Гражданское общество и государство. 45.Человек в системе социальных связей и отношений. Индивид и власть, индивид и политика. 46.Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Критерии общественного прогресса. 47. Основные концепции общественного развития. Формационная и циви-лизационная концепции общественного развития. 48.Насилие и ненасилие как социально-философская проблема. Терроризм - специфическая форма насилия. Справедливость. 49.Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. 50.Естественнонаучные картины мира, их связь с философией. 51. Религиозные картины мира. 52.Философские картины мира.
12
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |