Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок




       Общественное сознание как основа духовной сферы общественной жизни. Общественное и индивидуальное сознание.

       Структура общественного сознания. Обыденный и теоретический уровни отражения социальной реальности. Основные формы общественного сознания.

       Политическое и правовое сознание, их возникновение, специфика и роль в обществе.

       Нравственное сознание (мораль); происхождение, сущность, социальные функции. Основные категории нравственного сознания, их эволюция.

       Эстетическое сознание как особая форма отражения действительности. Основные категории эстетической оценки действительности. Искусство как результат и высшая форма проявления эстетического сознания, его функции в жизни человека и общества.

       Религиозное сознание как особый тип отражения реальности. Возникновение, сущность и социальные функции религии.

 

Проблема развития общества: формационная, стадиальная и цивилизационная концепции.

       Развитие общества как философская проблема, ее постановка и попытки решения в социально-философских концепциях различных эпох. Проблема социального прогресса.  

       Причины и этапы социальной эволюции в теории О.Конта («Курс позитивной философии»).

       Марксизм об основных причинах социального развития. Развитие как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

       Ограниченность марксистской концепции и появление теории «стадий» (Д.Белл, З.Бжезинский, Дж.Гэлбрейт и др.). Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.

       Цивилизационный подход к проблеме общественного развития (А.Тойнби). Восточная и западная цивилизации в современном мире.

     

Сущность человека и смысл его бытия как философская проблема.

       Человек как предмет философии.. Биологическое и социальное в человеке; человек, индивид, личность. Сущность процесса социализации.

       Основные концепции сущности человека в истории философской мысли. Религиозная версия сущности человека и смысла его бытия. Человек как «Homo sapiens».Трудовая концепция антропогенеза (марксизм): человек как  «Homo faber».Фрейдистское понимание сущности человека. Человек в философии русского космизма. Экзистенциальный подход к человеку. Проблема свободы и ответственности человека в концепции Ж.П.Сартра.

       Человек как проблема для самого себя; значение решения этой проблемы для развития личности и общества.

 

Философия исторического процесса. Будущее человечества

 как философская проблема.

       История человечества как объект философского анализа. Проблемы направленности исторического процесса, единства и многообразия человеческой истории.

       Исторический процесс как «исторический круговорот». Принцип исторического релятивизма в учении о «культурно-исторических типах» Николая Данилевского и теории «локальных цивилизаций» Осипа Шпенглера.

       Концепция линейности человеческой истории в западноевропейской культуре (библейская версия, гегельянство, марксизм и пр.). История человечества как единый процесс.

       Направленность исторического развития и проблема социального прогресса. «Пессимистический» и «оптимистический» варианты «конца истории». Мировая ситуация начала XXI века. Глобализм и глобальные проблемы современности; перспективы их разрешения.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

3.1 Что такое мировоззрение? Какие исторические типы мировоззрений Вы знаете?

3.2 Чем философское мировоззрение отличается от мифологического и религиозного?

3.3 Что общего у философии с наукой и чем отличаются эти формы теоретической деятельности?

3.4 Перечислите основные школы философии Древней Индии и Древнего Китая. Укажите их общие черты и существенные отличия.

3.5 На основе сравнительного анализа характерных черт древневосточной и древнегреческой философии укажите отличительные особенности восточного и западного типов культуры, миросозерцания, мышления.

3.6 Каких древнегреческих философов-материалистов Вы знаете? В чем различия между ними?

3.7 Кому из античных мыслителей принадлежат следующие высказывания:

· Все течет, все изменяется;

· В споре рождается истина;

· Я знаю только то, что я ничего не знаю;

· Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, несуществующих – в том, что они не существуют;

· Начало Вселенной – атомы и пустота;

· Платон мне друг, но истина дороже.

3.8 Что означают термины «теизм», «пантеизм», «деизм»? Характерной чертой мировоззрения каких эпох является каждое из этих понятий?

3.9 Каких философов Средневековья Вы знаете? Каковы отличительные черты и особенности средневековой философии?

3.10 Назовите характерные черты и проблемы философии эпохи Возрождения; каких мыслителей этого периода Вы знаете?

3.11 В чем заключается «новизна» философии Нового времени? Назовите имена ее важнейших представителей, направления развития, характерные черты.

3.12 Какие философские позиции выражают следующие высказывания и кто их авторы?

· Мыслю, следовательно, существую;

· Нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах;

· Существовать – значит быть воспринимаемым;

· Невозможно доказать существование или несуществование Бога, души и материи;

· Знание – сила;

· Истина – дочь времени, а не авторитета.

3.13 В чем заключаются основные идеи французского Просвещения?

3.14 Перечислите основные законы гегелевской диалектики. Какую роль в объяснении процесса развития играет каждый из них?

3.15 Каковы основные идеи «критической» философии И. Канта?

3.16 Какова роль Л. Фейербаха в развитии философии XIX века? Почему его философия называется «антропологический» материализм?

3.17 В чем новизна марксистского подхода к анализу общественных явлений? Перечислите основные идеи «исторического материализма».

3.18 Когда возник позитивизм? Перечислите имена его важнейших представителей и этапы развития.

3.19 Назовите основных представителей и главные идеи экзистенциальной философии.

3.20 Какую роль в концепции З. Фрейда играют понятия «либидо» и «сублимация»? Чем учения Э. Фромма и К. Г. Юнга отличаются от фрейдизма?

3.21 Какие специфические черты русской философии, отличающие ее от «западного» типа философствования, Вы можете назвать? С именем какого русского мыслителя связывают возникновение самостоятельной философской мысли в России?

3.22 Назовите имена основных представителей религиозного и естественнонаучного направления в русском космизме. Что общего в их взглядах и чем они отличаются?

3.23 Какую роль в философском мировоззрении играет категория бытия? Какие виды бытия Вы можете назвать, в чем их специфика?

3.24 Как менялось представление о материи в истории философской мысли? Чем субстанциальный подход к определению материи отличается от гносеологического?

3.25 Какими научными фактами, положениями Вы смогли бы обосновать принцип материального единства мира? Известны ли Вам явления, которые противоречат данному принципу?

3.26 Как понятия «движение», «пространство», «время» связаны с понятием «материя»? Существуют ли «чистое» пространство и время? Абсолютный покой?

3.27 Допускает ли принцип детерминизма существование случайности? Что такое «фатализм» и «волюнтаризм»?

3.28 Что такое «истина»? Как можно отличить ее от заблуждения? Какие причины заблуждений в науке Вы можете назвать?

3.29 Как менялась взаимосвязь природы и общества на различных этапах эволюции человечества? Каков характер современной взаимосвязи общества и природы?

3.30 Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм»?

3.31 Какая из концепций развития общества (формационная, цивилизационная, теория стадий) кажется Вам более убедительной? Укажите достоинства и недостатки каждой из них.

3.32 Какие концепции сущности человека (научные, религиозные, философские) Вы знаете? Как в них решается проблема смысла жизни и назначения человека?

3.33 В чем различие между понятиями «глобализация» и «глобальные проблемы»?

3.34 Когда человечество впервые услышало о «глобальных» проблемах? Перечислите основные глобальные проблемы современности. Каковы причины их возникновения и перспективы решения?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

       Алексеев, П. В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – Изд. 4-е перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 592 с.

       Алексеев, П. В. История философии: учебник для вузов / П. В. Алексеев. – М. : Проект, 2009. – 240 с.

       Балашов, Л. Е. Философия: учебник / Л. Е. Балашов. – Изд. 4-е испр. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2009, - 612 с.

       Губин, В. Д. . Философия: учебник / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2010. – 336 с.

       Губин, В. Д. Философия: Актуальные проблемы: учебное пособие для вузов / В. Д. Губин. – Изд. 3-е, испр. – М. : Омега-Л, 2009. – 367 с.

       Канке, В. А. Основы философии: учебник для вузов / В. А. Канке. – М. : Логос, 2008. – 287 с.

       Кармин, Л. С. Философия: учебник для вузов / Л. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 560 с.

       Марков, Б. В. Философия: учебник для вузов / Б. В. Марков. – СПб. : Питер, 2009. – 432 с.

       Фокина, Н. Современная западная философия (вторая половина XIX-XX в.): учебное пособие / Н. Фокина. – М. : Проспект, 2009. – 328 с.

       Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – Изд. 5-е перераб. и доп. – М. : Юрайт, Высш.образование, 2009. – 561 с.

 

Дополнительная

       Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – 4-е изд. – М. : Высшая школа, 2009. – 400 с.

       Грядовой, Д. И. История философии: Древний мир. Античность : Кн.1 : учебник для вузов / Д. И. Грядовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.

       Грядовой, Д. И. История философии: Средние века, Возрождение, Новое время. Кн.2 : учебник для вузов / Д. И. Грядовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 454 с.

       Дуденков, В. Н. Универсализм и постмодернизм: Историософские очерки / В. Н. Дуденков. – СПб. : ООО Издательство «ОМ-Пресс», 2008. – 244 с.

       Замалеев, А. Ф. Русская религиозная философия Х1-ХХ вв. / А. Ф. Замалеев. – СПб. : Изд. дом С.-Петербург. ун-та, 2007. – 208 с.

       История философии: учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Васильева [и др.] – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Акад. Проект, 2008. – 783 с.

       История русской философии: учебное пособие для вузов / под ред. М. А. Маслина. – 2-е изд. – М. : Кн.дом «Университет», 2008. – 639 с.

       Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. – Изд. 23-е, перераб. и доп. – М. : Проспект, ТК Велби, 2008. – 492 с.

       Никоненко, С. В. Современная западная философия / С. В. Никоненко. – СПб. : Изд-во Петербург. ун-та, 2007. – 439 с.

       Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней / Б. Рассел ; пер. с англ. – М. : Акад. Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2008. – 1004 с.

       Русская философия: энциклопедия / сост. П. П. Апрышко, А. П. Полякова ; под общ. ред. М. А. Маслина. – М. : Алгоритм, 2007. – 735 с.

       Современная западная философия: энциклопедический словарь / сост. В. С. Малахова, В. П. Филатова. – М. : Культурная революция, 2009.- 392 с.

       Соколов, В. В. Европейская философия XY- XYII веков: учебное пособие для вузов / В. В. Соколов. – М. : Академ. Проект, 2009. – 597 с.

       Философия науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А. М. Старостина, В. И. Стрюковского. – М. : Академцентр, Дашков и Ко, 2009. – 367 с.

       Философский словарь / под ред. И. Т.Фроловой. – Изд. 8-е, дораб. и доп. – М. : Республика, Современник, 2009. – 846 с.

       Философия России второй половины Х1Х века. – М. : РОССПЭН, 2009. – 672 с.

       Философский энциклопедический словарь. – М. : Инфа-М, 2009.- 569 с.

       Философия: экзаменационные ответы. – М. : «Ответ», 2009. – 240 с.

       Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / Составитель Н. И. Фокина ; под общ. ред. В. И. Кириллова. – М. : ТК Велби, "Проспект", 2006. – 544 с.

       Хрестоматия по философии: учебное пособие /сост. П. В. Алексеев. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 576 с.

 

Вспомогательная

       Дуденков, В. Н. Философия космизма в России рубежа XIX-XX веков / В. Н. Дуденков. – СПб. : СПбГТИ (ТУ), 1998. – 277 с.

       Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М. : Высшая школа, 2003. – 438 с.

       Селиверстова, Н. А., Токмаков А.Н. Философия: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / Н. А. Селиверстова, А. Н. Токмаков ; под ред. проф. В. Н. Дуденкова. – СПб. : СПбГТИ (ТУ), 2007. – 180 с.

       Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф.Рахманкулова [и др.] ; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М. : Проспект, 2009. – 336 с.

       Философы двадцатого века: сборник / отв. ред. А. М. Руткевич. – М. : Искусство, 1999. – 263 с.

       Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие для вузов : в 3-х частях. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2. – 528 с.

       Хрестоматия по истории философии (русская философия): учебное пособие для вузов :

в 3-х частях. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Ч. 3. – 672 с.

       Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов / А. Н. Чанышев. – М. : Высшая школа,

2003. - 703 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 3

СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ………………………………………… 4

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ……………. 5

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…... 16

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………........………………………………. 17

 

 

кафедра философии

 



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)