СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
12 Методические указания По философии Для поступающих в аспирантуру Санкт-Петербург 2010 г. Селиверстова, Н. А. Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру / Н. А. Селиверстова, / под ред. проф. В. Н. Дуденкова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб. : СПБГТИ (ТУ), 2010. – 19 с.
Методические указания предназначены для поступающих в аспирантуру СПбГТИ (ТУ). Они содержат рекомендации по подготовке к вступительному экзамену по философии, перечень основных требований к качеству подготовки в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего образования, список экзаменационных вопросов (в том числе – программное содержание каждого вопроса), список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной и вспомогательной), вопросы для оперативного самоконтроля качества знаний.
В написании методических указаний принимали участие: В. К. Бойко, В. Е. Быданов, И. В. Кутыкова, О. В. Семенов, А. Н. Токмаков, В. Н. Чернацкий
Рецензент: А. Б. Гуркин, канд. истор. наук, доц., зав. кафедрой истории Отечества, науки и культуры СПбГТИ (ТУ)
Утверждены на заседании учебно-методической комиссии Гуманитарного отделения 26 января 2010 г.
Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для поступающих в аспирантуру СПбГТИ (ТУ); их назначение - оказание методической помощи в подготовке к вступительному экзамену по философии. Требования, которые предъявляются на вступительном экзамене по философии, предполагают наличие у соискателей знаний в объеме студенческого курса. Содержание этого курса определяется Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" и учебной программой, разработанной на его основе кафедрой философии СПбГТИ (ТУ). В соответствии с этими требованиями поступающие в аспирантуру должны: а) иметь представление: – о специфике философии, ее роли в жизни человека и общества; – об основных исторических типах философии, представленных в именах и концепциях мыслителей, в названиях важнейших философских трактатов; Б) знать: – смысл основополагающих философских понятий и категорий; – основное содержание философских учений ведущих мыслителей различных эпох, чьи идеи сыграли ключевую роль в истории культуры, в создании новых моделей миропонимания; – главные проблемы философской теории: бытия и познания, природы и общества, человека и исторического процесса, глобальных проблем современности и будущего человеческой цивилизации; их альтернативные трактовки в истории философской мысли; В) уметь: – логично и последовательно излагать содержание проблемы; – аргументировать свою мировоззренческую позицию; – правильно пользоваться философским категориальным аппаратом при ответе на экзаменационные вопросы; – анализировать и определять общий характер философских концепций; – распознавать тип философской позиции мыслителя. Все вышеуказанные навыки и знания представляют собой не только необходимое условие для успешной сдачи вступительного экзамена в аспирантуру, но являются также основой для последующего усвоения программы аспирантского курса «Философия науки». Подготовку к вступительному экзамену по философии полезно начать с повторения материала по конспекту студенческих лекций (если таковые сохранились), акцентируя внимание на базовых философских категориях (материализм, объективный и субъективный идеализм, диалектика, метафизика, онтология, гносеология, агностицизм и т.п.) и лишь затем обратиться к специальной литературе. По всем проблемам, вызвавшим затруднения в ходе подготовки, поступающие в аспирантуру всегда могут проконсультироваться у преподавателей кафедры философии: как в индивидуальном порядке, согласно расписанию еженедельных студенческих консультаций, так и на общей специальной консультации для поступающих в аспирантуру, проводимой перед экзаменом. Экзаменационные вопросы в данном издании дополнены разделом «Программное содержание экзаменационных вопросов», в котором представлено подробное, взятое из Программы по философии, содержание каждого вопроса, что призвано облегчить процесс подготовки, улучшить ее качество. В каждом вопросе выделены главные, узловые моменты, без освещения которых на экзамене ответ не может быть признан удовлетворительным. Необходимо учитывать, что в настоящее время отсутствуют учебники и учебные пособия, полностью отвечающие всем требованиям программы. Поэтому при подготовке к экзамену целесообразно использовать несколько источников из предложенного в данном издании списка основной, дополнительной и вспомогательной литературы и отнестись к ним творчески, ориентируясь на раздел «Программное содержание экзаменационных вопросов». В конце данных методических указаний содержатся вопросы для самоконтроля качества подготовки к экзамену, которые целесообразно использовать всем, желающим успешно сдать вступительный экзамен по философии.
СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
1.1 Мировоззрение и его типы; особенности философского мировоззрения. 1.2 Специфика, структура и назначение философского знания. 1.3 Особенности древнеиндийской философии, ее основные направления и школы. 1.4 Особенности древнекитайской философии и ее основные школы. 1.5 Специфика и значение древнегреческой философии; первые (досократические) школы. 1.6 Антропологический поворот в античной философии (Сократ и софисты). 1.7 Система объективного идеализма Платона. 1.8 Философское учение Аристотеля: основное содержание и историческое значение. 1.9 Античная философия эпохи эллинизма (скептицизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм). 1.10 Специфика, проблематика и основные этапы развития философии западноевропейского Средневековья. 1.11 Характерные черты и основные направления развития философии эпохи Возрождения. 1.12 Научная революция XVI-XVII веков и возникновение философии Нового времени. 1.13 Рационализм в гносеологии Нового времени. 1.14 Материализм и идеализм в развитии новоевропейского сенсуализма. 1.15 Философия французского Просвещения XVIII века. 1.16 Априоризм, агностицизм и дуализм философской концепции И.Канта. 1.17 Философская концепция и диалектика Г. Гегеля. 1.18 Антропологический материализм Л. Фейербаха. 1.19 Диалектико-материалистическая концепция общества и истории в философии марксизма. 1.20 Позитивизм: основные принципы и этапы развития. 1.21 Западноевропейский иррационализм: «философия жизни» в Германии Х1Х века (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше) 1.22 Возникновение, этапы развития и сущность философии экзистенциализма. 1.23 Философские аспекты психоанализа. 1.24 Специфика и основные этапы развития русской философской мысли. 1.25 Русский космизм как феномен мировой философской мысли. 1.26 Проблема бытия в философии. 1.27 Философское учение о материи и ее атрибутах. 1.28 Философское учение о движении и развитии. 1.29 Проблема пространства и времени в истории философской и естественнонаучной мысли. 1.30 Принцип детерминизма в философии и естествознании. Детерминизм и индетерминизм. 1.31 Сущность, структура и специфика человеческого сознания. 1.32 Познаваемость мира как философская проблема. 1.33 Познавательные способности человека. 1.34 Основные формы чувственного и рационального познания, их диалектическая взаимосвязь. 1.35 Практика в познавательной деятельности человека: основные виды и функции. 1.36 Философское учение об истине; проблема критерия истинности знаний. 1.37 Многообразие видов познавательной деятельности человека. 1.38 Особенности научного познания и его роль в жизни человека и общества. 1.39 Структура научного познания и закономерности его развития. 1.40 Эмпирический уровень научного познания: формы и основные методы эмпирического исследования. 1.41 Теоретический уровень научного познания: формы и основные методы теоретического исследования. 1.42 Общество как объект философского анализа: основные подходы и концепции. 1.43 Общество и природа: основные этапы взаимодействия. 1.44 Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 1.45 Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания. 1.46 Проблема развития общества: формационная, стадиальная и цивилизационная концепции. 1.47 Сущность человека и смысл его бытия как философская проблема. 1.48 Философия исторического процесса. Будущее человечества как философская проблема.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
12
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |