Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хранение и переработка информации в деятельности оператора.



2019-12-29 468 Обсуждений (0)
Хранение и переработка информации в деятельности оператора. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основой деятельности человека-оператора являет­ся получение, сохранение, переработка и передача ин­формации. Поэтому особенности памяти являются для оператора важнейшим профессиональным качеством. В деятельности оператора различают два основных вида памяти:

– статическую (постоянную);

– динамическую (оперативную).

Постоянная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением многочисленных и разнообразных статических элементов системы управления. Оператор должен знать (помнить) управляемую систему во всех деталях и особенностях.

Оперативная памятьсвязана с запоминанием, сохранением и воспроизведением динамических (изменяющихся) элементов ситуации в их отношении к статической системе. Следовательно, под оперативной памятью понимаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, получаемой и передаваемой при выполнении отдельного действия и необходимые для достижения частной цели, после чего они утрачивают свою актуальность. Длительность про­цессов оперативной памяти ограничивается длительно­стью осуществления данного действия.

Оперативная память, обеспечивая решение теку­щих задач оператора, играет важную роль в его дея­тельности. Исследованиями установлено, что большая часть ошибок оператора связана с процессами опера­тивной памяти. Наиболее важными ее характеристика­ми являются:объем, длительность сохранения информации, правильность (точность) воспроизведения информации и помехоустойчивость.

Объем оперативной памяти определяется тем количеством сигналов (стимулов), которые оператор способен запомнить после одного, как правило, кратковременного предъявления (восприятия). Различают объем памяти на статические и динамические сигналы.

Длительность сохранения информации определяется тем промежутком времени, в течение которого оператор безошибочно воспроизводит полученную информацию. Физиологической основой процесса сохранения является способность нервных клеток мозга определенное время сохранять изменения, возникающие под влиянием внешних воздействий. Эти изменения являются «следом» памяти.

Помехоустойчивость определяется правильностью воспроизведения информации в условиях помех.

Рассмотренные характеристики оперативной памя­ти не являются строго постоянными величинами и во многом зависят от характера запоминаемой информации и условий работы оператора.

В деятельности оператора участвуют также такие виды памяти как долговременная и кратковременная.Долговременная память характеризуется длительным запоминанием (после неоднократных предъявлений) и длительным сохранением информации. Кратковременная память характеризуется немедленным запоминанием (запоминанием с одного предъявления), немедленным воспроизведением и кратким временем хранения информации.

В деятельности оператора участвуют различные виды памяти. Вновь поступающая информация направляется в оперативную память, имеющую вполне определенный (для данного оператора) объем. Информация сохраняется в оперативной памяти в течение времени хранения, определяемого длительностью «следа» памяти.

В случае, если объем поступившей информации превышает объем оперативной памяти или время хра­нения больше длительности «следа», то частъ информации с некоторой вероятностью направляется в долго­временную память, а остальная информация теряется. Время обработки информациис участием долго­временной памяти больше, чем с участием только оперативной памяти. Оно различается на величину, кото­рая определяет время поиска информации в долговре­менной памяти.

Мышление– активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозге в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление связано с речью. В отличие от ощущений, восприятий и представлений мышление есть процесс обобщенного и опосредственного отражения действительности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое и оперативное мышление.

Наглядно-действительное– анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.

Наглядно-образное – процесс трансформации перцептивных образов и представлений объектов.

Словесно-логическое (понятийное) – процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира.

Теоретическое– выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Оперативное мышление– процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъек­тивная модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему мысленных и практических преобразований. Основны­ми компонентами оперативного мышления являются:

– структурирование;

– динамическое узнавание;

– формирование алгоритма решения.

Структурирование– образование более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации меж­ду собой. Динамическое узнавание– узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации. Формирование алгоритма решения– выработка принципов и правил решения задачи.

Наиболее важными для оператора являются оперативное и наглядно-образное мышление.



2019-12-29 468 Обсуждений (0)
Хранение и переработка информации в деятельности оператора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хранение и переработка информации в деятельности оператора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)