Основы профессиографии.
Во второй половине 20-х гг., несмотря на отсутствие общеметодической и теоретической основы исследования в советской психологической науке, советские психотехники формулируют некоторые принципы, методы и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход - профессиографию. Сущность этого подхода выражена в самом понятии "профессиография" описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности. В результате (профессиографирования составлялись профессиограммы профессий - сводки знаний (социально-экономических, технологических и психофизиологических) о профессии и организации труда, а также и психограммы профессий. Психограмма - психологический "портрет" профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем получаемых о профессиональной деятельности данных. В целом профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующее: 1)схемы изучения профессиональной деятельности; 2)комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности; 3)правила организации экспериментального следования в профессиографии. Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание, анализ и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон: с социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т. п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Состав вопросов схемы был обусловлен конкретной целью исследования. В различных схемах профессиографирования отразилась многогранность подхода советских психотехников к психологическому исследованию профессии, так как с помощью этих схем изучались и oписывались не только специфические психофизиологические параметры профессиональной деятельности, но и организационные характеристики условий труда воздействующих на человека в процессе деятельности. Кроме того, в схемах отразилась определенна) методическая ориентация на изучение профессиональной деятельности совместными усилиями различны; специалистов. Некоторые исследования профессиональной деятельности проводились совместно различными специалистами (инженер, психолог, врач профпатолог и профгигиенист). Поэтому можно считать, что идея о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, выдвинутая В. М. Бехтеревым в 1921 г., и опыт работы психотехников сыграли определенную роль в формировании комплексного подхода в настоящее время. Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод, задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования. При этом использовались тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Мёде, Руппа, Термана, Фридриха и др.) и разработанные советскими психотехниками: А.А. Кушинниковым, Е.И. Рузером, А.А. Толчинским, И.Н. Шпильрейном и др. Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа эксперименте. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) критериям, позволяющим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функциям. Итак, советским психотехникам к концу 20-х гг. удается в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности - профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда, но и в инженерной психологии и эргономике.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |