Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды публичной речи по цели выступления: агитационная, воодушевляющая, информационная, протокольно-этикетная, развлекательная и убеждающая речь.



2019-12-29 5183 Обсуждений (0)
Виды публичной речи по цели выступления: агитационная, воодушевляющая, информационная, протокольно-этикетная, развлекательная и убеждающая речь. 4.86 из 5.00 7 оценок




 

1. Агитационное выступление призывает слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. Выступление должно быть: эмоциональным; кратким и образным; слушателям нужно предоставить показатели и нормативы для принятия ими немедленного решения; с аргументами «за»; без неясностей или недоговоренностей — оно должно привести к согласию аудитории в отношении конкретного действия, поступка.

 

2. Воодушевляющее выступление ставит целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад. Такое выступление должно быть: кратким (не менее 1—3 мин); эмоциональным; напоминающим о предшествующих успехах и победах; восхищаться профессиональными качествами, решительностью, моральным духом участников предстоящих событий; выражением уверенности в успешном преодолении трудностей (т.е. использовать психологический прием «авансированная похвала»).

 

3. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение. Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям:

- В ней не должно быть ничего спорного;

- Она должна вызывать пытливость;

- Она должна удовлетворять запросы слушателя;

- Сообщение должно быть актуально.

 

4. Протокольно-этикетные речи — это речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу). Среди них различают: протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих (здесь и сейчас). Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть искренней и запоминающейся.

 

В деловом взаимодействии распространена в большей степени протокольная (рамочная) речь — она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

 

5. Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она должна быть экспромтом, как правило, се используют на банкетах и юбилеях. Подготовка развлекательной речи требует соблюдения следующих правил: она не должна никого обидеть, не должна содержать критики присутствующих; она должна быть короткой. Кроме того, она должна сочетать серьезное и шутки, юмор; использовать эффективные примеры из личной жизни рассказчика или присутствующих; преувеличения, самоиронию, сравнения и метафоры, приемы развлечения слушателей; также должна иметь краткое, афористичное завершение.

 

6. Убеждающая речь — это выступление, цель которого — заставить аудиторию поверить в правильность точки зрения оратора, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремиться объяснить сущность явлений и их взаимосвязь. Убедить партнера — это поверить в вашу правоту и сделать слушателя вашим единомышленником.

_____________________________

3.    Композиция публичного выступления (зачин, вступление, основная часть – способы изложения материала, заключение; когезия, ретроспекция, проспекция).

 

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение ого отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употреблялся также близкие по смыслу слова построение, структура.

 

Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина - самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

 

Ораторы уделяют большое внимание вступлению. Вступление помогает перейти к основной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.

 

Что же касается заключения, то она может содержать этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т.д.

 

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова, и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии.

 

Ректроспекция - это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступлений (таким образом происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами). Ретроспекция может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем, как мы понимаем, как было сказано ранее, как я говорил об этом, это заставляет нас вспомнить, ранее мы уже говорили об этом.

 

И, наконец, проспекция - это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию в данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

____________________________

 

4.    Этапы подготовки публичного выступления (этапы создания речи, виды планов).

 

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

 

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

 

· сбор материала,

· отбор материала и его организация,

· обдумывание материала,

· подготовка тезисов или плана,

· стилистическое оформление,

· написание текста выступления,

· мысленное освоение,

· проба речи.

 

Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.



2019-12-29 5183 Обсуждений (0)
Виды публичной речи по цели выступления: агитационная, воодушевляющая, информационная, протокольно-этикетная, развлекательная и убеждающая речь. 4.86 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Виды публичной речи по цели выступления: агитационная, воодушевляющая, информационная, протокольно-этикетная, развлекательная и убеждающая речь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)