Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конфликты внутри религиозных групп и между группами. Религиозные войны.



2019-12-29 664 Обсуждений (0)
Конфликты внутри религиозных групп и между группами. Религиозные войны. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конфликты существуют не только между религиозными группами, но и внутри них. Например, в большинстве религиозных групп доминирующая роль принадлежит мужчине, женщина не может быть священнослужителем. Внутрирелигиозные конфликты часто являлись источником изменений и в обществе. Примером могут служить пророческие религии. В Ветхом Завете пророки провозглашали, что богу угодна социальная справедливость, что он ее установил, а люди самовольно нарушили. Пророки призывали к изменениям в обществе во имя большей справедливости и часто выступали как выразители интересов низших слоев, бедных.Религиозные войны. (1562-1580) во Франции (гугенотские войны) - войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й пол. 16 в., за религ. оболочкой к-рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто употребляется и в ист. лит-ре 19-20 вв. Предпосылками Р. в. являлись социально-экономич. сдвиги во Франции сер. 16 в.: с одной стороны - обнищание задавленных налогами (возросшими в последние годы Итальянских войн) крестьян и гор. низов, положение к-рых резко ухудшилось в связи с ростом дороговизны, связанной с "революцией цен" (последняя сильно уменьшила также и доходы ср. и мелкого дворянства), с другой стороны - все большее ущемление абсолютизмом политич. власти феод. знати. Активной силой в обоих лагерях были нар. массы городов, выступавшие против феод. и зарождавшейся капиталистич. эксплуатации, и мелкое дворянство, к-рое возглавляла феод. аристократия. Католич. лагерь в 1-й период Р. в. был представлен пр-вом, на стороне к-рого выступала значит. часть дворянства и буржуазии центр. и сев.-вост. провинций. В лагере кальвинистов находились часть родовитого дворянства и города, гл. обр. юж. и зап. окраинных провинций,

38. Источники религиозной нетерпимости. Религиозный фанатизм и экстремизм.Европейское средневековье и начало нового времени полны многообразных конфликтов на религиозной почве. Реформация → для достижения хотя бы относительного мира спокойствия в обществе казалось необходимым разграничение сферы влияния церкви и государства, изыскать средства противодействия религиозной нетерпимости и фанатизму. Единственной не тупиковой, а открывающей пути плодотворного культурного развития реакций на такого рода фундаментализм и реставрационные утопии является не попытка отрицания религии в духе радикальных вариантов все критики (Маркс, Ницше, Сартр), а признание преемственности и целостности процесса культуротворчества, включающего религиозную составляющею. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ - в широком смысле - войны, возникшие на религиозной почве для разрешения религиозно-нравственных противоречий или навязывания одной из воюющих сторон иного вероисповедания. Нетерпимость религиозная - отрицание права на свободу религиозного самоопределения, негативное, неуважительное отношение к представителям тех или иных вероисповеданий, принуждение в вопросах веры. Она существует в двух видах. Первый - нетерпимость светского государства к любым формам религии. Её корнем является атеизм, как идеологическое направление, конкурирующее с религиозными доктринами. Борьба за умы людей дает жизнь атеистической нелояльности к религии.Вторая форма религиозной нетерпимости (которая и является таковой в собственном смысле слова) - нетерпимость конфессиональная. Она может проявляться на психологическом, обыденном и социальном уровнях как «негативизм по отношению к иным, кроме собственного, вероисповеданиям и представляющим их лицам. И на государственно-политическом уровне в форме «недопущения на территории своей страны существования, наряду с господствующей религией, религиозных меньшинств.Религиозная нетерпимость «является негативной формой реагирования на несовпадение позиций сторон, выражает интеллектуальную, эмоциональную и социальную незрелость. Это социально-культурный феномен, обусловленный историей общества, уровнем и направлением его развития. И вместе с этим, это феномен психологический.В данной плоскости религиозная нетерпимость предстает как одна из форм религиозного фанатизма. Как мировоззрение нетерпимость религиозная противостоит религиозному скептицизму, свободомыслию, гуманизму, свободе совести, веротерпимости, толерантности. В качестве специфического феномена она в ряде своих признаков родственна таким явлениям, как фанатизм, профанированный атеизм, религиозный экстремизм, сепаратизм, терроризм, дестабилизация. Существует не только в явном, но и, главным образом в последнее время, скрытом виде. На индивидуальном уровне бывает осознанной и психологически-бессознательной.

 

39. Религия в плюралистическом обществе. И 40. Толерантность как принцип отношения к инакомыслию.Плюралистическое общество - общество, в котором сосуществует несколько этнических групп, каждая из которых проживает обособленно друг от друга,общество, в котором существует формальное деление на различные расовые, лыковые, религиозные группы по горизонтали или вертикали. В обществах современного типа складывается «органическая солидарность»; вместе живут родные и именно потому нужные друг другу люди, которые должны находить способы уживаться несмотря на свои различия. В обществе такого типа, к которому относятся сегодня развитые страны мира, единство создается в принципе, через уникальность каждого, а не единообразия. При этом рассматриваются границы допускаемых законом и моралью (терпимых обществом) отклонений от принятого в качестве нормы, образца. Плюрализм (экономических интересов, политических программ, мировоззрений и верований) не только способствуют сдвигу в сторону веротерпимости и толерантности в цивилизованных обществах, но со все большей очевидностью мешает почвы господствовавший на протяжении более двух тысячелетий монотеизм (в иудео-христианской традиции и в исламе) в качестве фактора, обеспечивающего социальную солидарность. В условиях религиозного плюрализма религия выполняла 2 функции – соединяющую и разъединяющую людей по религиозному признаку. Так же как существуют весьма разные типы отношений внутри группы и степень солидарности может быть разной, не исключая возможность конфликтов, так и отношения между разными верами колеблются в широких пределах – от взаимной нетерпимости принимающей вид конфликтов и насилия (религиозные войны, преследование еретиков и т.д.), до веротерпимости, религиозной толерантности и диалога в поисках взаимопонимания. В реальных соц. отношениях не существует ни полной интеграции, ни полной дезинтеграции.

41. Религиозный модернизм и фундаментализм.Религиозный модернизм- направление в теологии, настаивающее на необходимости своевременного обновления вероисповедания, культовой практики и организации церкви в соответствии с изменениями социально-политического и культурного контекста. Противоположное течение - фундаментализм. М.р. - неотъемлемая черта становления любой религии, однако наиболее радикальные формы он приобрел в протестантизме.Религиозный модернизм -направление в католическом богословии нач. 20 в., характеризующееся попыткой освободить христианскую веру из-под власти схоластики и догматизма и согласовать ее с данными современной науки и новыми общественно-политическими реалиями.Фундаметализм это не просто стремление защитить традицию, это стремление преодолеть модернизацию и секуляризацию. Приверженность определенных слоев населения традиционных форм религии, как можно видеть на примере исламского фундаментализма, является реакцией на безжизненные процессы модернизации традиционных обществ. Религия в таком виде символизирует приверженность своих последователей политическим или культурным моделям прошлого религиозный фундаментализм в социальном плане деструктивен.

 

42. Типы институционального воздействия религии на политическую сферу.В сфере политики (равно как экономики) особенно наглядно проявляется реальное значение религиозно-нравственного взгляда на мир, сама приложимость его к решению стоящих здесь задач, и прежде всего наведению некоего более или менее справедливого и приемлемого порядка в хаосе столкновения человеческих интересов, конфликтующих социальных групп. вместе с гос. институционализацией власти социальной функции религии поднимается на новый уровень. Универсальные религии (христианство, буддизм) выполняют функцию легитимации господства двух разных типов: 1) в традиционных обществах речь идет о господстве, основанном на традициях и обычаях; как привило это харизматическое господство, требующее полного и безоговорочного повиновения, преданности правителю, наделенному властью в соответствии с обычаем. От последнего требуется выполнение некоторых обязательств перед людьми, которые ему подчиняются. 2) общество современного типа свойственно рацианально-правовая форма власти, которой свойственно обезличенные правила, нормы и принципы. Иными словами правящие должны править, руководствуясь законом, и подданные обязаны подчиняться тем, кто обладает законной властью, это значит – в силу общего признания правомерности систем законов, в условиях которых они пришли к власти и отправляют свои обязанности.

 

45. Христианство и демократия.Основным постулатом демократического общества является то, что человеческая свобода ничем не может быть ограничена - только свободой другого человека. Такой подход вовсе исключает нравственную составляющую, понятие о грехе. Нравственно всё, что не ущемляет свободу другого человека, а это ведёт к вседозволенности. Опасность демократии - вообще и гуманизма - в частности в том и состоит, что путём введения ложных ценностей они незаметно удаляют человека от Бога, что может привести в конечном итоге к его духовной смерти, а это уже действительно трагедия. В физическом мире истинная свобода человека проявляется только в свободе воли, в его свободном выборе: либо он желает и следует за Богом, либо нет. Если человек избирает Бога и следует за Ним, он может достигнуть свободы; если нет, он станет рабом своего тела, своих многочис ленных материальных желаний.Христианство-крупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия,оно возникло в грекоримском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. При внешней схожести цели: помочь человеку стать лучше - христианство и демократия по-разному подходят к решению этой задачи. Кроме того, на наших глазах демократическая идеология всё больше превращается в новую, универсальную религию, устанавливая свои стандарты для всех стран и народов. Центральное место в этой идеологии, вместо поклонения Богу, занимает поклонение человеку. Поэтому сейчас перед каждым верующим стоит трудная задача: устоять перед многочисленными искушениями современной жизни, не обольщаться и всегда помнить, что, или точнее, кто стоит за этой красивой вывеской, называемой демократией.

 

46. Религиозная личность: факторы, влияющие на её формирование.Можно констатировать, что попытки доказать существование прямых связей, линейной зависимости между религией и личностью, ее характеристиками, адаптивностью или душевным здоровьем закончились неудачей. Иначе они закончиться не могли потому, что влияние любой религии на личность в нормальных, обычных условиях жизни опосредовано многочисленными социальными влияниями. Религия всегда существует в конкретном социальном контексте, питаясь культурой и исторической традицией. К тому же религиозная личность немыслима вне определенных, достаточно тесных контактов с другими членами религиозной общины, о чем будет еще сказано в заключительном параграфе этой главы. .В становлении религии решающим этапом является появление обязующего требования «ты должен» как «этического фактора». Религиозная вера так или иначе включает в себя «этос»: наряду с чисто ритуальными она приводит в движение этические регуляторы поведения. Религиозное влияние на поведение человека - это влияние, в решающей степени опосредованное этикой. Соединение воззрения на мир с вытекающим из него пониманием смысла и нравственных обязательств жизни человеческой дает возможность религии выполнять педагогическую функцию, удовлетворять психологические потребности людей, оказывать психотерапевтическое воздействие. Отличие религии от других социальных «усилителей» (экономических стимулов, системы воспитания и др.) в том, что она вводит в качестве стимула представление о том, что наступит только после смерти. Власть религиозных инстанций зависит от того, насколько эффективно действуют соответствующие вербальные «усилители». В психологии религии в качестве основного и наиболее плодотворного направления изучения религии утвердился сегодня ее социально-психологический анализ, преодолевающий обе крайности - сведение религии к индивидуальной психологии, как это было у У. Джемса, и бихевиористский подход в духе Скиннера. На смену им приходит анализ религии в рамках решения проблемы осмысленности человеческой жизни как проблемы социокулътурной. Психологический аспект этой проблемы разработан австрийским психологом В. Франклом в учении о смысле жизни, в контексте которого предлагается и соответствующая интерпретация религии. Вопрос о религии для психологии - это вопрос: каким образом совесть начинает рассматриваться не как последняя, а как предпоследняя инстанция? Как «нечто» превращается в «некто»? Как и почему этой инстанции человечество дало имя «бог»? Франкл полагает, что человеку свойственна потребность в символах. В повседневной жизни мы часто прибегаем к символическим действиям и жестам (приветствия, пожелания и т. д.), которые с рационалистической точки зрения совершенно лишены смысла, бесполезны сами по себе. И тем не менее они имеют смысл в качестве символов, т. е. образов, которые делают непостижимое доступным и понятным, выражают то, что невозможно выразить с помощью слов, на языке понятий. Религия - язык символов. Психоаналитик обязан изучать человеческую реальность, которая скрывается и за религией, и за нерелигиозными символическими системами. Он понимает, что весь вопрос не в том, возвратится ли человек к религии и вере в бога, но в том, живет ли он в любви и мыслит ли он по истине. На психологическом уровне работают одни и те же механизмы, обеспечивающие решение соответствующих потребностей. Но это не снимает вопроса о психологическом воздействии на личность со стороны институциональной религии и тех средствах, которые она использует. Так, религиозное утешение не ограничивается воздействием на сознание.У человека существует потребность в психологической «разрядке», катарсисе. Это понятие употребил Аристотель, анализируя воздействие античной трагедии на зрителя. На сцене происходят события, вызывающие тяжелые, подчас просто мучительные переживания, но в результате возникает эмоциональная разрядка, чувство освобождения, «очищения». Динамический стереотип протекания эмоциональных процессов свойствен катарсису, чем бы он ни вызывался. Он лежит в основе религиозного богослужения и индивидуальной молитвы, которые могут способствовать трансформации отрицательных переживаний в положительные, освобождению от «душевного страдания», просветлению, утешению. Одна из психологических потребностей человека - потребность в том, чтобы высказать наболевшее, облегчить душу, открывшись другому человеку. Религиозный способ удовлетворения этой потребности - исповедь. Католическая и православная церковь видят в ней «таинство», т. е. важнейший обряд, через который верующий получает «божественную благодать». Для человека нелегко решиться открыть душу другому, трудно найти человека, который вызывал бы доверие. Церковь предлагает готовую форму, профессионального исповедника, гарантирует тайну исповеди. В своей основе это психологический процесс, который может функционировать только на основе соответствующей потребности, свойственной человеку вне зависимости от его отношения к религии. Таким образом, на психологическом уровне религия сводится к функционированию систем, которые сами по себе не являются специфически религиозными но обеспечивают возможность психотерапевтического воздействия и для религии.

49. Христианство и социальное неравенство.В любом обществе существует социальное неравенство, которое заключается в том, что люди занимают в обществе неодинаковое «положение»; различаются по своему статусу. Вебер связывал статус с устройством общества. Принадлежность индивида к тому или иному слою определяет их пропорцию в системе социальных отношений. Но статус человека определяется не только занимаемым им положением, но и общественным мнением. Четыре основных типа стратифицированного общества: 1. рабство; 2. каста; 3. сословие; 4. класс.Религия и кастовая система: 4 кастовых группы в Индии; кастовая система обуславливает стабильность общества.Вебер: сословия, классы и религия: Очевидна связь между спецификой религиозных систем и их «соц. принадлежностью». Вебер настойчиво и убедительно раскрывает многоплановую соц. обусловленность религии. религия – это вера, которой придерживается та или иная соц. группа. «Религия спасения», этические религии делают человеческую жизнь более осмысленной, обеспечивают ее «моральной архитектурой». Религиозный плюрализм означает наличие в одном и том же обществе нескольких способов осмысления жизни, ее конечных целей и безусловных ценностей. Вебер показывает, что христианство как религия крестьян отличается от христианства как религии средневекового рыцарства или городской религии ремесленников, каковой было первоначальное христианство.Религия и социальное неравенство. В христианстве проблема оправдания неравенства решается как проблема теодицеи, оправдания Бога перед лицом зла, царящего в мире. Вовлечение к «Хозяйственной этике, мировых религий» Вебер приводит пример анализа проблемы теодицей в контакте социальной психологии мировых религий. Верующие из низших слоев склонны к ориентации на потусторонний мир и вознаграждение в жизни иной. Напротив, теодицея высших слоев – это теодицея «хорошей судьбы» а не отчаянья и богатства: удачливый хочет знать, что его удача нелепый случай, а заслуженная награда. У высших слоев экономическое процветание рассматривается как знак милости Божьей, у низших неискоренимо, подозрительное или негативное отношение к богатству, в котором часто видят корень зла или угрозу «гибели». Религиозное мировоззрение в социальном плане ориентировано: 1)на воздаяние только в посмертной жизни; 2) на продвижение к более гуманному обществу; 3) милленаризм; 4) апокалипсической

 

50.Милленаристские движения. В социологии милленаристское движение рассматривается как движение коллективное и посюстороннее, однако, основывающееся при этом на обещании всеобщего социального изменения сверхъестественным путем.Морфология милленаризма первобытных народов чрезвычайно богата и сложна.Несколько фактов:1) милленаристские движения могут быть рассмотрены как развертывание мифо-ритуального сценария периодического возобновления мира;2) не должно вызывать сомнений, по-видимому, прямое или косвенное влияние христианской эсхатологии;3) приверженцы милленаристских движений по сути своей противники Запада, хотя они и подвержены влиянию западной культуры и проявляют желание приспособить к своим потребностям религию и образование белых людей, а также их богатства и оружие;4) подобные движения всегда вызываются к жизни сильными религиозными личностями пророческого склада, но организуются и используются политиками или в политических целях;5) во всех этих движениях считается, что конец мира в конце тысячелетия неизбежен, но он произойдет обязательно после космического катаклизма или исторической катастрофы.Сторонники ждут и провозглашают конец света, чтобы достичь лучших экономических и социальных условий — но особенно они надеются на возрождение мира и на восстановление человеческого счастья. Приверженцы этих течений жаждут благ земных — но в такой же степени они жаждут бессмертия, свободы и райского блаженства. Для них конец света делает возможным преобразовать существование человека в жизнь блаженную, совершенную и бесконечную.Даже в тех движениях, где речь не идет о конце катастрофическом, идея возрождения и воссоздания мира составляет главный элемент. Пророк или основатель культа проповедует неизбежность «возвращения к истокам» и, как следствие, возвращение к первоначальному «райскому» состоянию.Персонаж миссии идентифицирован с культурным героем или мифическим долгожданным предком. Их приход равнозначен реактуализации мифических первоначальных времен, или же возрождению мира. Политическая независимость и культурная свобода, провозглашаемые милленаристскими движениями колониальных народов воспринимаются как возвращение первоначальных счастливых времен. В целом, даже без явного апокалиптического разрушения, этот старый мир символически упраздняется и на его место устанавливается мир первозданного рая.

№51. Механизмы влияния религии на социальную стратификацию.Разница "чистого" и "нечистого" все же продолжает сказываться (имеют значение и происхождение "из хорошей семьи", "порода" или "чистота крови", и "чистая совесть" и т.д. Религиозная (или ритуальная) чистота остается одним из измерений социального статуса и объясняет главный механизм влияния религии на структуру социальной стратификации в обществе. В религиозно-гомогенных обществах и в обществах, где существует религиозный плюрализм, этот механизм действует по-разному. Но достаточно типичной является ситуация, когда в обществе, в котором существуют разные религии и одна из них в силу каких-то обстоятельств является господствующей (государственной, религией этнического большинства и др.), принадлежность индивида к этой господствующей религии способствует повышению его социального статуса.В Российской империи, где православная церковь была государственной, последователи других вероисповеданий существовали на правах терпимых "иноверцев". В статье о протестантских сектах в США Вебер констатировал, что в этой стране в начале XX в. принадлежность к определенным религиозным общинам являлась показателем респектабельности, значимым для делового успеха, завоевания достойного положения в обществе.

 

 

52. Религия и социальная мобильность.С религиозным мировоззрением связана установка на движение членов религиозных групп вверх или вниз в стратификационной системе, т.е. на социальную мобильность.Социальная мобильность существует в большем или меньшем объеме во всех обществах на разных стадиях истории. В прошлом мобильность осуществлялась в небольшом объеме, т.е. движение вверх или вниз касалось лишь немногих. В ходе социального развития эти возможности расширяются. Изменяются не только объемы, но и каналы социальной мобильности.Такой традиционный канал мобильности, как продвижение по социальной лестнице с помощью религиозных ролей, продолжает надежно служить и сегодня, хотя часто в несколько модернизированной форме.Церковные должности разного уровня для разных слоев служили и продолжают служить часто одним из немногих шансов занять "положение" и продвинуться вверх в обществах, где сильны сословные традиции. Церковные учебные учреждения часто выполняли важную функцию, создавая предпосылки для успешной карьеры способных, но неродовитых и бедных молодых людей.Нехватка священников ,например у католической церкви, объясняется наряду с прочим еще и тем, что стало больше каналов для продвижения вверх в связи с развитием светского образования.Несмотря на существование христианского идеала равенства всех людей, в обществе до последнего времени доминировала норма, не одобряющая социальную мобильность: человек не должен стремиться к продвижению для себя лично. В любой, в том числе и религиозной, форме понимание общества как социального организма, построенного по иерархическому признаку, обосновывало и оправдывало неподвижность социальной структуры в целом и неизменность положения, занимаемого в ней каждым человеком (в индуизме это кастовая норма, в христианстве - идея божественного порядка: "каждый оставайся в своем звании"). Религия в совокупности с другими переменными - один из факторов, формирующих "стиль жизни".

53. Секуляризация; теория секуляризации.Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как соц. группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного влияния.Теория секуляризации 1) Секуляризация как утрата «священного» (Бергер). Движущие силы секуляризации коренятся в капиталистически-индустриальной рационализации оснований современного общества, в первую очередь экономики. Религия перестает быть символом той главной святыни, которая объединяет и сплачивает в единое целое общество. Там где религия представляется «общим делом», ей недостает реальности, а там где она «реальна», ей не достает «общности». Религия становится частным делом индивида, и это неизбежно приводит к уменьшению ее власти и роли в жизни современного человека. Секуляризация приводит к демонополизации религиозных традиций и, соответственно, к плюрализму. Секуляризация ведет к представлению о том, что нет ни чего «святого», абсолютные ценности становятся относительными условиями, а это ведет к кризису – утрате смысла, дезориентации.2) Секуляризация как вытеснение религии наукой рациональным мышлением, светской этикой (контовский позитивизм с его законом трех стадий О'Ди); а) «десакрализация» восприятия человеком окружающего его мира (по мере роста научного знания): б) рационализация мышления, вера в разум, логику, науку О'Ди позитивно оценивают последствия этого процесса для общества. Гиддене выделяет 3 аспекта секуляризации: а) членство в религиозных организациях; б) социальное влияние, богатство, престиж; в) религиозность. Влияние религии уменьшается в каждом из трех аспектов.3) Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен. Парсонс и Белла воспринимают секуляризацию прежде всего как процесс, в ходе которого социальная роль и влияние религии изменяются в связи с растущей дифференциации взглядов на мир и плюрализацией культуры. Они полагают тем самым религия в целом не теряет своего значения – лишь механизм его влияния на мировоззрение и социальное поведение становятся другими.

 

 

54. Гражданская религия. В американской мысли, начиная с РБелла: принятая обществом и государством система религиозных представлений, верований, символов, ценностей, святынь, нравственных принципов и ритуальных норм, связанных с национальной историей и пониманием нацией своей роли в мире. Придает единство обществу и позволяет конфликтующим группам и сообществам находить общий язык для нахождения компромиссных решений. Гражданская религия обосновывает существующую власть в обществе и в то же время дает принципы для ее критики . Четко выраженной церковности эта вера не имеет. Убийство АЛинкольна рассматривается здесь как жертва во спасение американской нации. Сторонники гражданской религии считают, что она возвышает дух нации, делает осмысленной жизнь общества. Критики осуждают ее за идолопоклонство перед нацией, за идеализацию национальной истории, доходящую до ее фальсификации, за низведение достоинства Бога до роли покровителя нации. Гражданская рел-я служит более или менее согласованной основой для религиозного единства общества даже там, где религиозный плюрализм носит наиболее ярко выраженный характер.Памятник Кеннеди на Арлингтонском кладбище представляет собой наиболее позднюю святыню в национальной вере... Американская гражданская религия представляет собой серьезную религиозную традицию.

55. «Новые религии», их особенности и социальное значение.Новые религии - новые религиозные движения, течения и группы, возникшие, начиная с первой половины XIX в., в противовес синто и традиционным школам буддизма и получившие широкое распространение после второй мировой войны. Новые религии приспособили свою догматику, культ и организацию к современности. Основатели новых религий использовали для своих вероучений синтоистские, буддийские или христианские традиции и догмы, народные верования. В зависимости от происхождения существующие в настоящее время более сотни новых религий подразделяются на несколько групп: неосинтоистские, необуддийские, смешанные и другие религии. Из неосинтоистских религий в настоящее время наиболее влиятельной является Тэнрикё. Самую большую группу необуддийских религий составляют движения, догмы которых в той или иной мере связаны с вероучением Нитирэна. Наиболее влиятельной является Сока гаккай. В смешанных религиях догмы и культовая практика складывались на основе заимствований из разных религиозных течений. Всемирную известность получила секта "АУМ Синрикё" и ее учитель Сёко Асахара, устроившие в 1995 г. террористическую акцию в токийском метро с использованием нервно-паралитического газа зарин, в результате которой 12 человек погибло и более 5 тысяч было отравлено.

56. Религиозный фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира. Как культурный феномен, современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализацию. Его провоцирует секуляризация как освобождение человека и общества от влияния духовенства и религиозных установлений, религиозный индифферентизм (равнодушие к религии), утрата традиционных ценностей и ослабление нравственного начала в обществе. Очевидно, что фундаментализм как идея возврата к истокам или начальным формулам ортодоксии появляется, когда доктрины религиозной системы, освещенные богословскими авторитетами, перестают в должной мере соответствовать этапу общественного развития. В индустриальную эпоху возрожденческие, модернистско-реформаторские движения объективно направлены на восстановление соответствия между устаревшей богословской формой отражения бытия и новым состоянием общественного сознания, порожденным меняющейся реальностью.

 

57. Влияние современной религии на общество на локальном религиозном и мировом уровне.Опросы общественного мнения, анализ статистических данных о показателях и динамике религиозности отражают долговременную тенденцию к упадку религиозной веры, подтверждают уменьшение ее влияния на жизнь современного общества. Христианство сопротивляется секуляризации, стремится доказать свою жизненную силу, обращаясь к социальным проблемам, осмыслению серьезных моральных проблем, поиску путей их решения; и добивается за счет этих усилий определенных результатов. Так, 80-е годы принесли и США расцвет консервативного евангелического направления христианства. Протестантские фундаменталисты претендуют на абсолютную моральную и религиозную исключительность, обладание вечными истинами спасения, счастья и процветания. Они выступают за запрещение абортов и наркотиков, в защиту традиционной семьи, против сожительства в неосвященном церковью браке, против легких разводов. Фундаментализм проповедует буквальное восприятие библейского учения и требует, чтоб креационизм изучался в школах наряду со светскими теориями происхождения мироздания. Фундаменталисты прилагают массу усилий, чтобы доказать вред не только светского гуманизма, но и "либерального христианства", вставшего на путь его обновления и приспособления к современной науке и современному миру. Анализ показывает, что религиозные сообщества не самые сильные из числа тех факторов, которые могут способствовать преодолению кризисных ситуаций и решению мировых проблем. Традиционно они были источниками духовности и морали, поддерживали позитивные и осуждали негативные социальные установки, действия, ценности. В то же время они поощряли войны и преследования, поддерживали разрушительные силы во имя своих святынь. Религиозные сообщества сегодня еще более разобщены, чем государства. Многие из них претендуют на исключительность в определении истинных путей, которыми должно идти человечество. Часто конкуренция, войны и деструктивное поведение характеризуют взаимоотношения как различных групп внутри религий, так и между религиями, а также - их отношения к нерелигиозным, светским движениям. В современном мире они зачастую представляют устаревшие верования, мало связанные с борьбой за справедливость, мир и изобилие. Традиционные кризисные стратегии религий ныне но сути бессильны разрешить мировые проблемы и являются скорее частью этих проблем, нежели их решением. Отсюда вовсе не следует, что противодействие угрожающим тенденциям мирового развития предполагает "искоренение религии". Скорее оно диктует необходимость достаточно радикальной трансформации организованной религии. Не следует сбрасывать со счетов заключенный в ней потенциал: в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие универсальные понятия, как любовь, надежда, мир, справедливость.

 

58. Кризис современного общества и «возрождение религии», его причины, характер и перспективы. смену парадигмы потребления в развитых странах с соответствующими изменениями ценностных и этических мотиваций, утверждение позитивной социальной идентичности как ресурса национального развития, наращивание потенциала не только технологических инноваций, но и социальной креативности, становления конструктивного взаимодействия политических и неполитических субъектов - государства, бизнеса, гражданского общества, формирование международных режимов регулирования с участием этих субъектов, преодоление опасных для стабильного развития проявлений неравенства между странами и регионами мира и внутри национальных сообществ. Эти составляющие могут стать элементами будущей модели "альтернативного капитализма". Обсуждение выявило потребность в дальнейшем анализе конкретных изменений, происходящих в разных странах и регионах мира на основе намеченных в ходе дискуссии общих векторов. Вывод о том, что инерционный выход России из кризиса, возвращение ее к сырьевой модели, по сути, лишает страну перспектив развития, объединил всех выступавших. Кризис остро высветил проблему субъектов, механизмов и ресурсов инновационного развития. А востребованность такой интеллектуальной экспертизы является одним из важных показателей качества демократии и уровня развития демократических институтов.Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру. Возрождение религии в России - политико-правовой и социально-культурный процесс 1990-х гг., связанный с восстановлением в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализацией и ростом социальной активности религиозных организаций и верующих. Точкой отсчета этого процесса принято считать встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с членами Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) 30 апреля 1988 г., когда глава государства не только признал полноправность верующих, но и пригласил церковь к сотрудничеству с государством в нравственн



2019-12-29 664 Обсуждений (0)
Конфликты внутри религиозных групп и между группами. Религиозные войны. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конфликты внутри религиозных групп и между группами. Религиозные войны.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)