Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма



2019-12-29 432 Обсуждений (0)
Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Специалист в области туризма должен уметь хорошо ориентироваться в принятой в стране системе национальных счетов, на основе которой построена система налогообложения, измеряется национальный доход и другие производные от него макроэкономические показатели.

В России создана статистика национального дохода,позволяющая соотносить между собой годовые потоки несоизмеримых между собой в натуральном исчислении различных товаров и услуг. «Национальный доход, или национальный продукт, представляет окончательный итог в тех ваших подсчетах, где вы используете денежный масштаб для соизмерения между собой всех разнообразных видов яблок, апельсинов, машин, которые производятся в любом обществе с помощью принадлежащих ему ресурсов земли, труда и капитала»[1].

Национальный продукт может исчисляться как поток товаров или как поток доходов.

Внутренняя часть кругооборота формируется за счет движения товаров и услуг, произведенных в результате использования факторов производства. Внешняя часть кругооборота образуется в результате расходования средств, заработанных населением на приобретение этих товаров и услуг. Макроэкономика утверждает, что национальный доход может быть исчислен двумя корректными способами: по методу потока товаров,когда суммируются все денежные средства, идущие на конечное потребление; либо по методу потока доходов– как общая сумма факториальных доходов: заработной платы, процента, ренты, прибыли. При правильном исчислении результаты, полученные в первом случае, должны точно соответствовать параметрам национального дохода, определенным по второму методу. При этом денежная оценка потока товаров отличается от потока доходов на величину прибыли, которая, таким образом, также учитывается в национальном доходе.

В национальном доходе очень важно учитывать только конечное потребление товаров и услуг, чтобы избежать двойного счета. Действительно, эта проблема обязательно встанет, если мы вспомним, что туристский продукт туроператора формируется и за счет привлечения услуг других производителей: авиакомпаний (транспортные услуги), гостиниц (услуги размещения), ресторанов (услуги питания), театров, музеев, концертных залов, аттракционов и т. п. (услуги развлечений), туристских агентов (услуги реализации), средств массовой информации (услуги рекламы) и т. п. Все эти услуги являются промежуточными продуктами для конечного туристского продукта и уже включены в его стоимость. Таким образом, предприниматели включают в стоимость туристского продукта и чужой труд, поскольку они получают многие услуги от других фирм и добавляют к ним свой труд и свои ресурсы. Именно они и составляют добавленную стоимость, которую только и необходимо учитывать в национальном доходе для устранения двойного счета, так как стоимость услуг, произведенная другими фирмами, будет уже фигурировать в их отчетах (таблица 1)

 

Таблица 1. – Определение добавленной стоимости при производстве туристского продукта (у. ед.)

 

 

Стадии производства туристского продукта Выручка от реализации Стоимость промежуточных услуг Добавленная стоимость
Транспортные услуги + 400 – 400 – 400
Услуги размещения + 600 – 600 –200
Услуги питания + 800 – 800 – 200
Услуги развлечения + 900 – 900 – 100
Услуги реализации + 1000 – 1000 – 100
Услуги рекламы + 1050 – 1050 – 50
Другие услуги   1150   – 100
Конечный туристский продукт 5900 – 4750 – 1150

 

 

Определение добавленной стоимости имеет смысл не только при определении действительной величины национального дохода (национального продукта). Не меньшее значение добавленная стоимость имеет при определении величины налогов. Действительно, если обратиться к таблице 1, мы показано, что добавленная стоимость туроператора (другие услуги) составляет только 100 у. ед., в то время как некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся иногда с полной суммы добавленного счета (1150 у. ед.) и даже с валового показателя (5900 у. ед.).

Национальный доход может расходоваться по-разному. Существуют три принципиально отличающихся друг от друга варианта в зависимости от величины выделяемых из национального дохода инвестиций:

1. Стационарный вариантс нулевыми инвестициями, когда запасы капитала не увеличиваются в течение года, а капитал только лишь замещается на величину амортизационных списаний его стоимости.

2. Развивающийся вариантс положительными инвестициями, когда часть национального дохода направляется на прирост зданий, оборудования и товарных запасов.

3. Кризисный вариантс отрицательными инвестициями, когда ради сохранения потребителя приходится «проедать» капитал.

Данные варианты характеризуют инвестиционный процесс и динамику капитала как на уровне семейного потребления и деятельности фирмы, так и в национальном масштабе. В последнем случае национальный доход включает и конечное потребление, и капиталообразующую часть (прирост капитала за отчетный период), но не включает потребление, осуществляемое за счет «проедания» первоначального капитала.

Еще раз подчеркнем то обстоятельство, что показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП) могут быть рассчитаны не только в масштабах страны, они репрезентативны и на уровне туристских фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые необходимо учитывать предпринимателю в своей менеджерской деятельности, чтобы повысить эффективность производства туристского продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения. Структура валового национального продукта представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. – Структура валового национального продукта

№ п/п Статьи %
1 Валовой национальный продукт 100
2 Минус: амортизационные отчисления 8,5
3 Равно: чистый национальный продукт 91,5
4 Минус: косвенные налоги 6,5
5 трансфертные платежи предпринимателя 0,5
6 статистическая погрешность 0,2
7 Плюс: субсидии за вычетом активного сальдо баланса текущих доходов и расходов государственных предприятий – 0,1
8 Равно: национальный доход 84,4
9 Минус: прибыль корпораций с учетом поправок на изменение стоимости товароматериальных запасов 9,6
10 взносы по социальному обеспечению 0,2
11 превышение накопления средств по счетам заработной платы над выплатой заработной платы 0
12 Плюс: государственные трансфертные платежи 0,6
13 величина чистого процента, выплачиваемого государством 1
14 дивиденды 5,1
15 трансфертные платежи предпринимателей 0,4
16 Равно: совокупный личный доход 81,7

Продолжение таблицы 2

 

17 Минус: личные подоходные налоги 2,5
18 федеральные налоги 1,2
19 муниципальные налоги 1,3
20 Равно: личный доход после вычета налогов 79,2
21 Минус: потребительские расходы 74,6
22 Равно: личные сбережения 4,6

 

     

Приведём пример: если туристская фирма выкупила у авиакомпании блок мест на самолет, а у отеля – блок номеров, то при этом она не увеличит национальный продукт, так как никакого нового продукта не создано и эти сделки по своей природе относятся к транспортным платежам. В туризме общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок. Поэтому если брать с туроператоров налог с учетом промежуточных сделок даже в очень незначительном объеме (например, дорожный налог), то это может превысить значения прибыли и сделать невыгодной деятельность по формированию туристского продукта. Представьте, что туроператор выкупил блок мест у авиакомпании, но не сумел реализовать их, а с него еще возьмут налог за приобретение этих мест, т. е. за риск. Это способно отбить охоту к предпринимательству у любого, даже самого заинтересованного субъекта хозяйствования.

Если абстрагироваться от деятельности государства и рассмотреть формируемый национальный продукт на уровне фирмы, то следует за основу взять тождество

 

NNP = C + I, или I = NNP – C,

 

где NNP – чистый национальный продукт, исчисленный по методу потока товаров;

I – чистые инвестиции;

С – поток потребительских товаров и услуг.

 

В экономике туристской фирмы не меньшее значение имеет показатель сбережений S, который также исчисляется по той же формуле:

 

S = NNP – C,

 

но при этом NNP определяется по методу потока доходов. Это позволяет сделать вывод, что показатели инвестиций и сбережений в туристском производстве тождественны, т. е. I = S.

Если далее мы станем анализировать сбережения государства, то показатель инвестиций I останется без изменений, но показатель S сбережений будет анализироваться в трех различных состояниях:

· Как чистые личные сбережения, которые остаются у населения после вычета налогов;

· Чистые сбережения корпораций, которые остаются у фирмы и не выплачиваются в виде дивидендов;

· Чистый доход государства как разница между государственными доходами и расходами, т. е. превышение поступлений от налогов над суммой государственных средств, расходуемых на приобретение товаров (услуг) и трансфертных платежей.

 



2019-12-29 432 Обсуждений (0)
Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)