Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценки развития мирового туризма по регионам



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Оценки развития мирового туризма по регионам 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ тенденций развития мирового туризма до 1990 г. был проведен рабочей группой ВТО на основе сравнения показателей, характеризующих глобальный туризм во второй половине XX столетия. В качестве опорных были взяты три «вехи»:

· 1950 г. – период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития более совершенных средств доставки (авто- и авиатранспорта, морских и железнодорожных перевозок) и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе;

· 1970 г. – период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в подавляющей части планеты Земля, разрешения социально-политических ситуаций, поиска новых форм экономического и политического взаимодействия разнополярного мира;

· 1990 г. – период высоких технологий индустрии туризма и гостеприимства, развития крупных транснациональных корпораций туризма, гостиничных цепей и международных объединений транспорта и предприятий питания и в то же время период пика крупномасштабных перемен на политической карте мира, произошедших после социальных потрясений и конфликтных неурядиц на широком пространстве Европы, Ближнего Востока, Южной Азии и других неспокойных с военной и политической точки зрения регионов.

Период с 1950 по 1991 г. характеризовался высоким ростом количества лиц, вовлеченных в глобальный туризм: 1950 г. – 25 млн прибытий туристов, 1970 г. – 160 млн, 1991 г. – 450 млн, т. е. рост числа прибытий составил за первые 20 лет почти 6,5 раза, а за следующие 20 лет – 2,8 раза. Всего же за 40 лет число прибытий туристов возросло в 18 раз. Такого стремительного роста мировой внешнеэкономический оборот не знал.

Аналогичную тенденцию имел и показатель поступлений от международного туризма. Так, рост поступлений составил: от 2,5 млрд долл. США в 1950 г. до 18 млрд долл. США в 1970 г. (рост за 20 лет – 7,5 раза) и до 260 млрд долл. США в 1991 г. (рост за 20 лет – 14,4 раза).

Большое внимание рабочая группа ВТО уделила анализу основных факторов, от которых зависит международная туристская активность. Она выделила факторы, которые дают определенное направление развитию туризма и формируют направленность туристских потоков, разбив их на две группы: внешние (т. е. не связанные напрямую с туризмом, но влияющие как на объем, так и на форму спроса на туристские продукты и услуги) и рыночные (спрос, предложение и распределение туристских продуктов и услуг). К внешним факторам относят демографические и социальные изменения, экономическое и финансовое развитие, изменения в политике, законодательной и регулятивной сфере, а также развитие торговли, транспортную инфраструктуру и безопасность путешествий.

Все это делает задачу средне- и долгосрочного планирования глобального (добавим, и внутреннего) туризма весьма трудным делом, характеризующимся высокой степенью неопределенности, что, в свою очередь, должно повышать ценность добротных прогнозов.

За эти годы пики роста поступлений от туризма приходились на 1965, 1970, 1973, 1977, 1980, 1987 и 1990 гг. Наибольший спад отмечен в 1960, 1967, 1971, 1982 и 1991 гг.

Годовая статистика отметила резкий подъем роста числа прибытий в 1965, 1970, 1975, 1977, 1984 гг. и спад в 1967, 1976, 1982 и 1991 гг.

Резкие скачки по поступлениям свидетельствуют о временных оттоках и притоках «средних» туристов и о доле дальних путешествий и числа туристов с большим достатком средств. Подвижки же, в частности по низким отметкам прибытий, можно объяснить влиянием неблагоприятных политических факторов, имевших место в мире. Так, 1967 и 1971 гг. отмечены вспышками ближневосточного кризиса, 1982 г. – осложнением напряженности между Западом и Востоком, на 1991 г. пришелся пик социально-политических потрясений в Восточной Европе, регионах бывшего СССР, на Ближнем и Среднем Востоке. Такие события сразу же отражаются на массовости туризма, особенно на его умеренной по цене составляющей.

Важная тенденция развития мирового туризма – изменение процентной доли регионов во всемирном масштабе.

Если по прибытиям туристов Европа примерно сохранила свою долю в общемировом потоке: 1950 г. – 66,5 %, 1991 г. – 67,8 %, то по поступлениям от туризма ее доля в 1991 г. значительно увеличилась, достигнув 52,6 % (1950 г. – 41,3 %).

Иная картина сложилась по Американскому региону (по прибытиям): в 1950 г. – 50,5 %, в 1991 г. – 21,8 %.

Как следует из статистических данных ООН, на 1995 г. в прибытиях доля Европы составляла 57 %, Америки – 19,6 %; в поступлениях: доля Европы – 49 %, Америки – 25,5 %. Таким образом, рост обоих показателей для мирового туризма был для региона Америки ниже, чем в среднем по миру. Перераспределилось участие в мировом туризме и других регионов. По прибытиям: Африка (1950 г. – 2,1 %, 1991 г. – 2,9 %, 1995 г. – 3,8 %); Южная Азия (1950 г. – 0,2 %, 1991 г. – 0,7 %, 1995 г. – 0,75 %; практическое отсутствие роста вызвано постоянной военно-политической напряженностью в регионе); Юго-Восточная Азия, Дальний Восток и Океания (1950 г. – 0,7 %, 1991 г. – 11,5 %, 1995 г. – 3,5 %). Увеличением доли мирового потока характеризовался и Ближневосточный регион (1950 г. – 0,9 %, 1991 г. – 1,6 %, 1995 г. – 2,4 %).

Изменение долей регионов характерно и для рынка поступлений от туризма: Африка (1950 г. – 4,2 %, 1991 г. – 1,7 %, 1995 г. – 2,5 %); Ближний Восток (1950 г. – 2,3 %, 1991 г. – 1,7 %, 1995 г. – 3,6 %); Южная Азия (1950 г. – 0,3 %, 1991 г. – 0,7 %, 1995 г. – 0,9 %). Доля Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Океании также резко возросла (1950 г. – 1,4 %; 1991 г. – 14,7 %, 1995 г. – 14 %). Это перераспределение во многом можно объяснить как вовлечением в мировые туристские потоки граждан развивающихся стран, так и развитием новых туристских комплексов и увеличением числа принимающих стран.

Начиная с 1983 г. мировой туризм приобретает устойчивую тенденцию роста, опережая общую мировую тенденцию увеличения экспорта: поступления от туризма превышают аналогичный показатель для обычных видов экспорта. Кривая роста доходов от туризма достигает пика в 1984, 1987 и 1990 гг.: среднегодовые темпы роста поступлений от международного туризма (9,6 %) в 80-е гг. превышают прирост поступлений от продажи услуг за рубеж (7,5 %) и экспорта товаров (5,5 %). Туризм прочно занимает третье место среди принятых в статистике группировок, уступая лишь продажам сырой нефти и нефтепродуктов, а также машин и запасных частей к ним.

Заслуживают внимания и тенденции развития мирового туризма, проявляющиеся в региональном масштабе. Для наглядности приведем данные из сводных таблиц по мировому туризму, опубликованные в «Статистическом ежегоднике ООН – 2002».

 

 

Таблица 6. – Туристские прибытия в Европу(%)

 

  19 8 0 г . 1991 г . 2002 г .
Северная Европа 6,7 9,1 8,2
Западная Европа 34,8 40,9 24,6
Южная Европа 52,6 31,9 25,2
Восточная Европа 5,9 18,1 42

 

Произошедшие политические изменения в этом субрегионе привели к установлению соответствия туристских обменов мировым тенденциям, развитию в нем туристского сектора как части внешнеэкономической деятельности. Симптоматично, что, по данным ООН, число прибытий из стран Европы туристов в Россию за 1992–2002 гг. выросло в 5,4 раза, причем резкий рост пришелся на 1995 г., а общее число прибытий таких туристов в 1,6 раза превысило показатели 1991 г.

Изменились и субрегиональные соотношения по мировому и внутрирегиональному туризму для региона Америки. Наблюдалось уменьшение доли числа туристов, прибывающих в США, а их общее число в 1995 г. по сравнению с 1991 г. выросло лишь на 1,5 % (прирост же прибытий по всему региону за этот период – 12 %). Этот 12 %-ный прирост в основном связан с увеличением интереса туристов к Канаде, Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругваю. Участие субрегионов во въездном туризме показано в таблице 5.

 

Таблица 7. – Участие субрегионов во въездном туризме в %

 

  1980 г . 1991 г . 2002 г .
Северная Америка 80,9 59,7 54,7
Центральная Америка 1,8 18,4 23,5
Карибский субрегион 10,7 12,0 9,5
Южная Америка 6,6 9,9 12,3

 

 

В регионе Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Океании значительно возросла доля внутрирегионального туризма. В 1980 г. на него приходилось 55 % общего объема прибытий, в 1991 г. – 70 %, а в 2002 г. – 71,4 %. Прибытие туристов в субрегионы показано в таблице 6.

 

Таблица 8. - Прибытие туристов в субрегионы в %

 

  1980 г. 1991 г. 2002 г.
Дальний Восток 44 53 53,5
Страны АСЕАН 31 37 34,0
Остальные страны 25 10 12,5

 

Видно, что основной объем прибытий приходился на страны Дальнего Востока и АСЕАН. С 1991 по 1995 г. число прибытий в Китай выросло в 1,9 раза, в Индонезию – в 1,7 раза, на Филиппины – в 1,8 раза, в Таиланд – в 1,4 раза.

Регион Южной Азии в 1980–1991 гг. характеризовался падением объема прибытий из-за межгосударственных конфликтов и межнациональных обострений. Прирост объема прибытий в 1991–1995 гг. пришелся на Индию, Иран, Мальдивы, Шри-Ланку.

Ближний Восток – регион мощного туристского потенциала, уникальных природно-климатических возможностей, но характеризующийся как политической, так и военной внутрирегиональной нестабильностью. Доля внутрирегионального обмена относительно постоянна (1980 г. – 50 %, 1991 г. – 47 %, 1995 г. – 46,7 %).

Африка – туристский регион, число прибытий в который неуклонно растет (с 1991 по 1995 г. – на 20 %).

Разработчики основного доклада ВТО для 1950–1970–1991 гг. выделили по 15 ведущих в области международного туризма стран, используя три показателя: количество прибытий, доход от туризма и расходы туристов при выезде за рубеж. Для удобства анализа страны были ранжированы в порядке убывания значения соответствующего показателя и сгруппированы в «пятерки». Проанализируем эти данные, добавив к ним сведения, включенные в «Статистический ежегодник ООН – 2002».

Как видно, направления туристских потоков в отдельные страны подвижны и переменчивы. Относительная доля первой «пятерки» уменьшается, и соответственно появляется все большее число стран, готовых занять место ведущих по приему мирового туристского потока. К началу 90-х гг. устойчивое положение по туристским прибытиям наряду с классическими туристскими странами – США, Канадой, Италией, Испанией, Францией – стали занимать также Германия, Австрия, Чехия, Великобритания, Мексика, Швейцария, Венгрия. 90-е гг. отмечены резким возрастанием туристских потоков в Китай, Турцию, Португалию, Грецию и ряд других стран. Согласно данным ООН в 1995 г. на 17-м месте была Португалия (1,7 %), а на 18-м – Россия (1,6 % с отставанием от 15-го места примерно на 900 тыс. прибытий).

В таблице 9[2] представлены страны с максимальным доходом от приема интуристов. С явно выраженным ростом числа стран, куда предпочитают ездить туристы, связано и перераспределение доли доходов от мирового туризма, которые получают отдельные страны. Так, если в 1970 г., как видно из табл. 9.2, на первые десять стран приходилось 70 %, то в 1995 г. их доля снизилась до 54 %, а доля «других стран» выросла за эти 25 лет с 21 до 38 %. В 90-х гг. в перечень 15 стран вошли, потеснив европейские страны, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Австралия.

Распределение средств, потраченных в странах прибытия выезжающими за границу туристами, представлено в таблице 10[3]. Здесь тоже заметна тенденция увеличения количества стран, чьи граждане активно выезжают за рубеж и расходуют там часть своих доходов. Показатель, относящийся к «другим странам», свидетельствует о дальнейшем вовлечении стран в выездной туризм. При этом следует отметить, что в целях регулирования платежного баланса по поступлениям и оттокам средств, связанных с иностранным туризмом, государственные органы принимают различные законодательные акты и документы для увеличения потока въездного туризма и сокращения потока выездного туризма. Это регулирование осуществляется через механизм туристской пошлины, ограничений на вывоз национальной валюты, межгосударственной политики и соглашений по вопросам визового режима, въезда, выезда и упорядочения туристских потоков, развития конкурентоспособного внутреннего туризма.

 

 

Знание стран, чьи граждане активно участвуют в выездном туризме, должно помочь туристским организациям правильно разработать и проводить маркетинговую политику, направленную на перераспределение в свою пользу туристских потоков путем лучшего учета в своей деятельности вкусов, предпочтений и особенностей поведения различных групп иностранных туристов. С экономической точки зрения для участвующих в иностранном туризме стран финансовый эффект от въездного туризма (т. е. средняя ежедневная сумма расходов одним туристом и число дней, которое он в среднем проводит в стране пребывания) представляется важнее общего числа принятых туристов, особенно если эти статистические данные анализировать в страновом разрезе.

 



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Оценки развития мирового туризма по регионам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценки развития мирового туризма по регионам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)