Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура рынка и ценообразование



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Структура рынка и ценообразование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если спрос определяет максимальную цену, а издержки — минимальную, то в этом диапазоне и будет находиться назначаемая фирмой цена. Фирма должна изучить цены конкурентов, сравнить свой товар с конкурентным. Для того, чтобы понять все закономерности формирования цены, предпринимателю необходимо осознать, что ценовая политика, которую он будет проводить, целиком и полностью зависит от конкурентной структуры рынка.
Чем выше степень монополизации рынка, тем больше возможность у отдельных фирм контролировать ценовую ситуацию. Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка:

- рынок совершенной (чистой) конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- рынок олигополистической конкуренции;

- рынок чистой монополии.

 Характерные черты основных моделей рынка представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характерные черты основных моделей рынка

Признаки

Типы рынков

Совершенная (чистая) конкуренция Монополисти- ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм Множество мелких фирм Много фирм Несколько крупных фирм Одна крупнейшая фирма
2. Тип продукта Одинаковый Дифференци – рованный Одинаковый или дифференци- рованный Уникальный
3.Условия вступления в рынок Очень легкие Сравнительно легкие Существен – ные препятствия Очень трудные
4. Контроль над ценами Отсутствует Ограничен возможностью замены товара Приоритет ценового лидера Полный контроль
5.Нецено-вая конкурен – ция Отсутствует Играет значительную роль Является типичной Является главной, имеет различные формы
6.Пример Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей и т.д. Местные предприятия общественного пользования

 

1. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия являются характерными для большинства рынков.

Рынок чистой конкуренции характеризуется:

— наличием множества фирм, когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, т. к. каждой принадлежит небольшая доля рынка;

— однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;

— отсутствием ценовых ограничений;

— полной свободой «входа» на рынок и «ухода» с него.

В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется наличием на рынке огромного числа фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как, правило, цену не меняет. Зависимость между спросом – обратно пропорциональная, т. е. снижение цены способствует увеличению спроса. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм независимо от объема их производства.

Таким образом, в условиях рынка чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет заметной роли в ценообразовании, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.

Рынков чистой конкуренции очень много, сюда следует отнести, кроме сельского хозяйства, международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.

 

2. Рынок монополистической конкуренции. Состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и отличается не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.

Примером рынка монополистической конкуренции является производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров. В условиях рынка монополистической конкуренции фирма становится как бы «монополистом» своей марки товара. При этом, благодаря рекламе, некоторые покупатели предпочитают шоколад «Сникерс» вместо шоколада «Бабаевский» или зубную пасту «Колгейт» вместо «Фтородент», так как они считают, что этот товар отличается от своих собратьев лучшим составом, свойствами и т. д.

Рынку монополистической конкуренции присущи черты:

1. Острая конкурентная борьба между фирмами.

2. Дифференциация товаров за счет различий в свойствах, оказании неодинаковых дополнительных услуг.

3. Легкость проникновения на рынок.

Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка.

В условиях монополистической конкуренции фирма формирует цену, используя определенную стратегию. Наиболее распространенная стратегия – установление цен по географическому принципу, когда фирма реализует продукцию потребителям в различных частях страны по разным ценам.

Стратегия цен «выше номинала» может быть применена при сильно дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы строгого контроля действий конкурентов.

 

3. Рынок олигополистической конкуренции возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть очень сложно.

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей, выплавляющее не менее 2,5 млн. тонн стали и т.д.

Участники рынка олигополистической конкуренции используют неценовые методы конкурентной борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, рекламу, экономический шпионаж.

В условиях рынка олигополистической конкуренции производители могут договариваться о сотрудничестве и заключать соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение».

Картель – это соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта.

Классическим примером образования и существования картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 до 60% производства нефти индустриальных стран.

В условиях рынка олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них – координация действий при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление «параллельной ценовой политики», координации цен. Координация цен заключается в том, что кампании калькулируют издержки по унифицированным статьям, рассчитывают прибыль и устанавливают цены.

Под действием рыночных факторов цены всех кампаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.

 

4. На рынке чистой монополии господствует только один продавец, это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости). Частная фирма- монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Дискриминационные цены существуют в разных формах:

— по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;

— по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;

— по территории – товар реализуется в разных местах по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;

— по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток. Например, оплата междугородних телефонных разговоров в ночное время ниже, чем в дневные часы.

Какие черты отличают монополию от рынка чистой конкуренции?

— единственный продавец – монополист;

— реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (либо отказаться от покупки данного товара или услуги);

— полный контроль монополистов над ценой товара и объемом продаж:

— для потенциальных конкурентов могут быть трудно преодолимые барьеры (ограничение в форме лицензий – т. е. права фирмы на осуществление определенного вида деятельности на данном рынке; товарные знаки – специальные символы данной фирмы).

Пример чистой монополии – система телефонной связи, однако существуют качественные заменители телефонной связи (спутниковая связь). Государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики, т к. монополия способствует ограничению конкуренции. Для предприятий – монополистов установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения цен, государственного регулирования цен, обязательного предоставления статистической отчетности по объему производства.

Следует помнить, что анализ рынка конкуренции сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим прежде всего для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.

В рамках маркетинга на предприятии необходимо подготовить и провести определенные действия, предшествующие собственно процессу реализации продукции. Среди них =определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых фирмой в краткосрочном периоде и в перспективе. Общей целью фирмы является получение максимальной прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих позиций, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, стабилизация доходов. В зависимости от решаемых задач фирма может стремиться к сохранению установленного уровня цен, к их повышению или понижению и осуществлять это постепенно или скачкообразно. Размеры фирмы, ее финансовое положение, конкуренция на рынке и многие другие факторы определяют выбор ценовой политики.

Цена в теории и практике конкуренции рассматривается как решающий инструмент маркетинга. Цена в широком смысле слова включает все объективные и субъективные затраты, связанные с приобретением продукта - носителя качества.

Значительное влияние на формирование рыночной цены оказывает соотношение между спросом и предложением отдельных товаров.

Цена должна обеспечит реализацию продукции (товара) и прибыль. Вместе с ней она является важным рычагом в конкурентной борьбе. Это значит, что при ее установлении следует знать цену и поведение конкурентов. Для достижения конкурентного успеха и получения запланированной прибыли при необходимости снижения цен предприятие должно систематически изыскивать резервы сокращения затрат, что способствует повышению эффективности экономики страны и благосостояния людей.

В условиях конкуренции важно овладеть искусством оперативного маневрирования ценами с учетом изменения поведения партнеров, рыночной конъюнктуры, условий производства и реализации товара. Следовательно, цена должна быть динамичной, гибко реагируя на различные экономические изменения на рынке потребительских товаров

В принятии решения о ценах при постановке задач ценообразования определяющими являются затраты, поведение потребителей, влияние конкурентов, поэтому стратегии ценообразования могут быть ориентированы на одну из этих величин: установление низких цен (затраты плюс нормальная прибыль); стратегия исчерпания (“снятия сливок”); стратегия приспособления к рыночной цене (следование за лидером).

 



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Структура рынка и ценообразование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура рынка и ценообразование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)