Технологическая схема КСО
12
Участники: О – ученик, ▲ – учитель, □ – общественный актив.
Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Парную работу можно использовать в трёх видах:
1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; 2. динамическая пара: выбирают четверо учащихся, и готовится одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Работа в динамических парах:
3. вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. 4.
Можно выделить следующие основные преимущества технологии КСО:
Уроки математики
На уроке математики работа статических пар выглядит следующим образом: - класс (8учеников) делится на пары; - каждой паре даются карточки «опоры», карточки с заданиями, карточки с вариантом диалога. Рассмотрим работу в паре. Два ученика садятся рядом за одну парту. Ученикам предлагается карточка «опора»:
На этом этапе ученики формируют (уточняют) поставленную перед ними задачу, учатся сотрудничать, выступать, вести диалог.
В помощь для ведения диалога дается карточка с вариантами фраз:
Первый ученик берет карточку с уравнениями:
И решает первое уравнение.
Второй ученик проверяет правильность решения по вопросной схеме:
Большая роль на этом этапе отводится на развитие речи; на развитие свойств внимания, памяти, мышления; на рефлексию (умение проанализировать свою работу, что сделал); на развитие самооценки. Затем первый ученик выступает в роли «учитель», второй – «ученик». Этапы работы сохраняются, только решается уже второе уравнение. Таким же образом работают все пары класса, после чего пары меняются, ребята расходятся, составляют новые пары. Решенные задания отмечаются в таблице самостоятельно. Экран учета ведется для формирования различных видов контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
Одним из преимуществ КСО является освобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличению времени для индивидуальной помощи учащимся. Уроки русского языка
По методике работы в малых группах после получения единого для всех задания класс делится на группы по 3-5человек, каждая из которых должна подготовить свой вариант решения поставленной проблемы и уметь обосновать его. После этого от группы выделяется докладчик, который в течение отведенного ему времени должен высказать коллективную точку зрения и защитить ее. При необходимости вся группа оказывает ему помощь. После прослушивания всех вариантов каждая группа принимает окончательное решение. Урок завершается подведением итогов, которое делает учитель.
Такой вариант работы хорошо использовать на уроках русского языка. Приведем пример: Задача: формировать умения определять род имени существительного в единственном числе.
Класс делится на три группы. Группы получают карточки для каждого ученика с заданиями.
1 группа (два слабых ученика О, один сильный □, консультант.)
У □ Игоря таблица, в которую ученики вписывают свои слова:
Сообща по опорной карточке делают вывод:
□ Игорь выходит к доске и по карточке делает сообщение классу, окончания вписывает в сводную таблицу на доске. Таким образом, работу проводят две-три группы. Такой вид деятельности экономит время на изучение данного материала. Если раньше на изучение каждого рода отводился урок, затем урок - обобщение, то теперь за урок изучили родовые окончания и даже остается время на контроль знаний по теме в статических парах с отметками (+/-) в листке учета. Коллективная учебная работа принципиально отличается от групповой или парной работы. При коллективных занятиях каждый ученик работает с каждым. Отсюда следует, что методика не может быть одинаковой для всех. В основе КСО лежит идея взаимного обучения, когда не выделяется наличный уровень знаний и способностей, дети включаются в посильный диалог-общение, при котором ребенок поочередно выступает то учеником, то учителем. Коллективным называют такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего ученика, активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной работе. Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучаемых и обучающихся. Так, на своих уроках, я развиваю идею сотрудничества, реализую принципы совместной деятельности, развиваю коммуникативные умения, используя технологию КСО.
Уроки чтения
На уроке чтения в 1 классе ученики были разделены на две группы. Перед всеми учащимися стояла одна задача - составить аппликацию «Поздняя осень». Постановка познавательной задачи и инструктаж о последовательности работы (опора на план урока) - это первый и обязательный шаг технологического процесса групповой работы. Второй шаг включает в себя знакомство с материалом. Первой группе было предложено прочитать рассказ «Поздняя осень» с описанием природы, а другой группе учеников - стихотворение «зимние картинки» о поведении животных осенью. В организованном мною уроке побуждение к речевому высказыванию реализовалось путем использования заданий, вызывающих интерес у учащихся. Так ученики первой группы зачитывали отрывок из рассказа о погоде по инструкции учителя, а ученики второй группы выбирали из вариативного наглядного материала детали, соответствующие описанию. После чего, деталь крепилась на доске, и ученики своими словами описывали (пересказывали) данный отрывок. Если происходила ошибка, первая группа вновь зачитывала именно то место, в котором была неточность. Такие задания стимулировали речевую активность учеников. Для этого, прежде всего, подбирались картинки, красочно оформленные (зрительная приятность), вариативность деталей для формирования у учащихся предметно-образной основы речи в процессе обогащения сенсорного опыта и установления правильного соотношения между словом и образом. При использовании групповой формы КСО дифференцируются учебные требования. Так ученики одной группы зачитывают ответы на вопрос учителя в своем тесте, а ученики другой группы составляли часть аппликации. И наоборот. При этом для детей с более высоким уровнем знаний были заготовлены сложные задания. В таком общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение слушать и следить за собеседником; правильно оценивать себя в речевой ситуации; выбирать нужную форму обращения к товарищу.
Соревнуясь, играя, выполняя практические действия, задания ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, учатся выражать свои мысли в устной форме о той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения. Так активизируется одна из важнейших закономерностей развития речи: повышается напряженность побуждения к высказыванию и создается ему наибольшая устойчивость. Заключительный шаг технологического процесса является общий вывод о групповой работе и достижения поставленной задачи.
Рефлексия:
Результат превзошел все ожидания. Ребята не только усвоили содержание двух произведений, но и научились кратко пересказывать материал, доказывать правильность выбора строчками из текста, они стали рассказчиками, научились задавать вопросы; у них развивалось аналитическое, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Групповая форма работы на уроках может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Кроме высокой интенсивности, позволяющей в течение всего урока выявить знания всех без исключения учеников, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. Методика А.Г. Ривина, или методика поабзацного изучения текста, позволяет эффективно организовать работу по изучению письменных источников информации. При помощи методики Ривина можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала на уроках «Человек и мир». Объем статей в учебнике превосходит количество часов выделенных программой на изучение материала. Но статьи интересные в познавательном плане и нужные для формирования новых знаний. На уроках «Человек и мир» можно использовать не только поабзацный метод чтения и изучения материала, но и чтение небольших статей. Как видно из содержания учебника тема «Учреждения бытового обслуживания» включает в себе подтемы: «Ателье», «Мастерская по ремонту обуви», «Парикмахерская», «Прачечная». Конечно же объяснить и читать всем классом весь объем сложно и неэффективно. Одному ученику в третьем классе специальной школы самостоятельно не справиться, поэтому я каждый текст подтемы раздала по парам (сильный, слабый ученик). Было предложено прочитать самостоятельно тексты, выбрать из содержания глаголы (что делают в ателье, что делают в парикмахерской и т.д.) и выписать их на таблички. Почему глаголы? Ведь в школе у детей со слуховой депривацией возникают трудности в изложении материала без точного сформулированного представления действия. Так как у детей начальной школы лучше сформулировано наглядно-образное мышление ученикам предлагается подобрать иллюстрированный материал к своему тексту, подкрепить знания наглядностью, что вследствие поможет пересказать изученный материал. После этого каждая пара информирует класс по своей теме с использованием своих записей, картинок. Остальные пары действуют по аналогии. С помощью учителя делается вывод - дается общее название всем учреждениям. Но на этом работа приостановлена, т.к. домашнее задание сформулировано следующим образом: « Расскажи о своем учреждении всем парам по отдельности». Отсюда следует, что материал будет проработан еще три раза. Таким приемом у учащихся формируем и развиваем: умение извлекать из содержания основную мысль и озаглавливать запоминание основных мыслей текста; умение передавать содержание текста своими словами; словесно-логическое мышление; важное свойство личности – желание и умение сотрудничать со своими одноклассниками во время выполнения учебной задачи; позитивную Я-концепцию. Кроме обучающих и развивающих целей, данная методика позволяет решать коррекционные и восстановительные задачи. Групповая и парная работа по технологии коллективного способа деятельности (КСО) на уроках младших школьников в специальной школе для детей со слуховой депривацией привлекает учеников. Однако, как подсказывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным: - излишний шум; - медленный темп работы учащихся; - неумение действовать совместно; - неточное и неполное понимание заданий; - трудности в общении из-за недостатка словарного запаса, что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач - недооценка роли технологии КСО в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке и большой объем подготовительной работы учителя к уроку (подготовка карточек, текстов, диалогов, схем, таблиц). Между тем, технология КСО - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе малой группы, пары) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всех групп, пар в целом: предъявляет задание; дает инструкцию по его выполнению; помогает сформулировать выводы; оценивает результаты труда. В связи с этим значение технологии КСО трудно переоценить.
Велик развивающийся потенциал работы, при которой ученик становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой школьников. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. Эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может оказаться несформированной, и к концу обучения в средней школе (см. таблица результатов достижений учебной деятельности). Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения. Способ организации детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий; распределение начальных действий и операций; взаимопонимание. Технология КСО решает и профессиональные задачи. Они обеспечивают прежде всего формирование социального взаимодействия, коммуникативной компетенции, развитие познавательной деятельности и личности ребенка с особенностями психофизического развития. Технология отражает обучение действием. При использовании технологии КСО учитель - и наставник, и помощник. Он оказывает коррекционно-образовательные услуги для каждого ребенка индивидуально. Учитель учитывает нарушения, имеющиеся в психофизическом развитии ребенка, свои возможности и определяет приоритеты в использовании изложенной технологии. Из опыта работы можно выделить два этапа коллективной деятельности.
На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Можно использовать следующие приемы: в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника; для оценки своего ответа учение сам назначает «учителя»; вводятся приемы несловесного общения: «значки» «+» - согласен, «?» - организуются игры, развивающие умение слушать друг друга, (на Эти приемы успешно усваиваются детьми во время учебных споров, направленных на решение задач обучения. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решений, предполагающие множество вариантов. В них могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными; положения, противоречащие обыденным представлениям о действительности («Пар нельзя увидеть. Он невидимый»); ошибочные. Чтобы спор-дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников. После такой работы нужно проанализировать вместе с учеником: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формируется правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз и при организации дискуссии. Эти правила могут дополниться новыми. Усвоив приемы и правила совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы, паре. Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успешности коллективной работы. Чтобы учащиеся понимали пользу сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения коллективного способа деятельности.
На втором этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата. Здесь большую помощь могут оказать родители учащихся. Так, они своими рассказами, покажут, как решили нестандартную ситуацию на производстве, благодаря совместным усилием группы людей, как нашли наиболее простой путь, выбирая из нескольких. В этот период полезно вспомнить пословицы: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две - лучше», «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось». Полезно использовать задания, позволяющие на личном опыте убедится в пользе их совместной деятельности. Например, класс делится на две группы: одни ученики работают индивидуально, а вторые - парами. Всем предлагаются одинаковые задания: составить из кусочков разрезанной открытки целую, разгадать кроссворд, сочинить рассказ, решить пример и др. Обычно пары справляются с таким заданием быстрее, находят более интересные решения, чем дети, работающие индивидуально. Если же пара не справляется с заданием - это хороший материал для анализа и совершенствования сотрудничества. В результате такого анализа правила общего обсуждения дополняются правилами дружной работы: перед работой нужно договориться, кто что будет делать; не спорить зря, а доказывать, объяснять; стараться понять друга. После того, как проведена подобная работа, подготовка детей к совместной коллективной деятельности, можно переходить к систематической непосредственной организации коллективного способа обучения на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой - усложнение деятельности учащихся. Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям: усложнение видов работы; повышение степени самостоятельности учащихся; усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого учениками. Как показывает опыт, начинать коллективную деятельность следует с организации работы в статических парах, как самой простой, а затем включать работу динамических пар и вариационных пар.
ВЫВОДЫ
Технологию коллективного способа обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – первые задания давать такие, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия, умению общаться друг с другом, называть диалогическую и монологическую речь. Для этого учитель должен подготовить памятки, карточки- опоры, примерные диалоги общения по темам для облегчения общения детей при их совместной деятельности. Внедрение технологии КСО предполагает исключение методов принуждения к учению и использования лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития. В условии применения технология коллективного способа обучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений. В конце 2004/2005 учебного года проведен анализ результатов учебной деятельности у учащихся 5-го класса. Полученные результаты показали, что у 75% учеников класса виден рост успехов в учебной деятельности по основным предметам (русский язык, чтение, математика) и только у 25% учащихся отмечается одинаковый уровень (удовлетворительный) по годам обучения. Но и у этих учеников отмечен рост достижений на уроках чтения. Это говорит о том, что данная технология помогает учащимся воспринимать, понимать, излагать прочитанные тексты, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению материала, более высокой оценки деятельности и уровню знаний.
Сам процесс развития личности можно рассматривать как процесс последовательных достижений. Оценка достижений ученика включает ряд параметров. Это понятие более широкое, чем оценка знаний, умений и навыков. Оценка достижений позволяет отслеживать эффективность коррекционно-образовательного процесса, прогресс в развитии личности, последовательность в формировании психических новообразований. Ребенок умеющий выразить свои мысли и чувства, то есть, владеющий в достаточной мере коммуникативной функцией языка, чувствует себя увереннее, оптимистичнее, желание учиться и успешность обучения у него возрастают. В конце 2004/2005 учебного года у учащихся 5-го класса проведена диагностика умственного развития учащихся. Для определения уровня умственного развития учащихся 5-го класса был использован тест, предложенный Е.Ф.Замбицявичене. Результаты, полученные в ходе проведения теста, представлены в следующей таблице:
Успех организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников во многом зависит и от педагога, который, активизируя работу учащихся, добивается решения не только ближайших (усвоения знаний, умений, навыков), но более дальних задач (формирование социально-значимых качеств личности). Овладение основами наук является необходимым средством в достижении главной цели обучения - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Как показывает опыт, коллективная учебно-познавательная деятельность школьников при умелой педагогической организации способствует решению в единстве и дидактических, и воспитательных задач. Коллективная деятельность стимулирует развитие эмоционально-волевой сферы, воспитывает социальные мотивы учения, чувства ответственности, творческое отношение к делу. Подводя итог, отмечу, что мне хотелось показать значимость технологии КСО в младших классах специальной школы, последовательность приобщения младших школьников к совместной работе. Такая работа будет эффективно, если организовывать ее системно, что подразумевает, с одной стороны, понимания коллективной деятельности как полноценной формы организации обучения, разностороннее воздействующей на личность младшего школьника с нарушением слуха; с другой стороны – поэтапное введение такой работы, что я и постаралась показать. В связи с тем, что лично я стала использовать технологию коллективного способа деятельности не так давно и еще многое надо оценить, попробовать воплотить в жизнь, на уроках, но важно, я встретилась с такой технологией, которая позволяет развивать каждого ребенка, превратить его в субъект обучения. Учителя отмечают у многих учеников умение думать, рассуждать, доказывать, убеждать, обобщать. С ребятами интересно сотрудничать, потому что практическая направленность технологии позволяет детям осознанно усваивать материал, не пасовать перед трудностями, повышает интерес к предметам, самооценку, мотивацию.
Список литературы 1. Витковская И.М. Как организовать групповую работу младших 2. Брайтермен М.Д., Соколов А.С, Архипов В.В. Коллективный способ 3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект 4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М, 1991 5. Коноплева А.Н., др. Коррекционно-образовательные технологии.- 6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- 7. Сакович Л.В. - Технология коллективного способа действия- СПб., 8. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М., 1985. 9. Щупова С.В. Инновации развала. Начальная школа, 1998, №10. Приложение.
12
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |