Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологическая схема КСО



2019-12-29 350 Обсуждений (0)
Технологическая схема КСО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    Участники: О – ученик, ▲ – учитель, □ –  общественный  актив.

 

Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Парную работу можно использовать в трёх видах:

 

1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, ме­няющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

2. динамическая пара: выбирают четверо учащихся, и готовится одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Работа в динамических парах:

 

3. вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое за­дание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

4.

 

Можно выделить следующие основные преимущества  технологии КСО:

 

 

Уроки математики

 

На уроке математики работа статических пар выглядит следующим об­разом:

- класс (8учеников) делится на пары;

- каждой паре даются карточки «опоры», карточки с заданиями, карточ­ки с вариантом диалога.

Рассмотрим работу в паре.

Два ученика садятся рядом за одну парту. Ученикам предлагается карточ­ка «опора»:

 

  1. Назовите тему, над которой будете работать 2. Решите между собой   § кто решает § кто проверяет   3. Выполните задание 4. Поменяйтесь «ролями».  

 

На этом этапе ученики формируют (уточняют) поставленную перед ними задачу, учатся сотрудничать, выступать, вести диалог.

 

В помощь для ведения диалога дается карточка с вариантами фраз:

 

  - …что мы будем делать? - Мы будем решать... (уравнения, примеры, задачи) - Кто будет решать (проверять)? - Ты или я? - Можно я буду... (решать, проверять) - Хорошо, ты будешь..., а я буду … - Начинай первый.  

 

Первый ученик берет карточку с уравнениями:

 

а) 37-а=16                  б) х-18=13 У1

 

И решает первое уравнение.

 

Второй ученик проверяет правильность решения по вопросной схеме:

 

  1. Что ты сделал? 2. Прочитай уравнение. 3. Назови, что неизвестно в уравнении. 4. Что надо найти в уравнении? 5. Как ты нашёл неизвестное число? 6. Расскажи, как ты решал уравнение.  

 

Большая роль на этом этапе отводится

на развитие речи;

на развитие свойств внимания, памяти, мышления;

на рефлексию (умение проанализировать свою работу, что сделал);

на развитие самооценки.

    Затем первый ученик выступает в роли «учитель», второй – «ученик». Этапы работы сохраняются, только решается уже второе уравнение. Таким же образом работают все пары класса, после чего пары меняются, ребята расходятся, составляют новые пары. Решенные задания отмечаются в таблице самостоятельно.

    Экран учета ведется для формирования различных видов контроля: само­контроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

 

 
Задание Ученик У1 У2 УЗ У4
Алина        
Игорь Г.        
Игорь М.        
Вера        
Саша        
Маша        
Лера        

 

 

Одним из преимуществ КСО является освобождение учителя от значи­тельной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличению времени для индивидуальной помощи учащимся.

Уроки русского языка

 

По методике работы в малых группах после получения единого для всех задания класс делится на группы по 3-5человек, каждая из которых должна подготовить свой вариант решения поставленной проблемы и уметь обосновать его. После этого от группы выделяется докладчик, который в течение отведен­ного ему времени должен высказать коллективную точку зрения и защитить ее. При необходимости вся группа оказывает ему помощь. После прослушивания всех вариантов каждая группа принимает окончательное решение. Урок завер­шается подведением итогов, которое делает учитель.

 

 

    Такой вариант работы хорошо использовать на уроках русского языка.

Приведем пример:

Задача: формировать умения определять род имени существительного в единственном числе.

 

Класс делится на три группы. Группы получают карточки для каждого ученика с заданиями.

 

  1. Выдели окончания в словах 2. Запиши слова в общую таблицу.  

 

1 группа (два слабых ученика О, один сильный □, консультант.)

 

Алина О Игорь □ Вера О
Дом Стена Окно Дерево Куст Ромашка Лиса Волк Дети

 

У □ Игоря таблица, в которую ученики вписывают свои слова:

 

Она Он Оно
……□ ……□ ……□ ……□ ……□ ……□ ……□ ……□ ……□

 

Сообща по опорной карточке делают вывод:

 

Слова с окончаниями - □, - □ – женского рода Слова с окончаниями - □, - □ – мужского рода Слова с окончаниями - □, - □ – среднего рода

 

    □ Игорь выходит к доске и по карточке делает сообщение классу, окончания вписывает в сводную таблицу на доске. Таким образом, работу проводят две-три группы.

    Такой вид деятельности экономит время на изучение данного материала. Если раньше на изучение каждого рода отводился урок, затем урок - обобще­ние, то теперь за урок изучили родовые окончания и даже остается время на контроль знаний по теме в статических парах с отметками (+/-) в листке учета.

Коллективная учебная работа принципиально отличается от групповой или парной работы. При коллективных занятиях каждый ученик работает с ка­ждым. Отсюда следует, что методика не может быть одинаковой для всех.

В основе КСО лежит идея взаимного обучения, когда не выделяется на­личный уровень знаний и способностей, дети включаются в посильный диалог-общение, при котором ребенок поочередно выступает то учеником, то учите­лем.

Коллективным называют такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего ученика, активно участвует в обучении и воспи­тании своих товарищей по совместной работе. Коллективная форма организа­ции учебной работы - это общение обучаемых и обучающихся.

Так, на своих уроках, я развиваю идею сотрудничества, реализую прин­ципы совместной деятельности, развиваю коммуникативные умения, используя технологию КСО.

 

Уроки чтения

 

На уроке чтения в 1 классе ученики были разделены на две группы. Перед всеми учащимися стояла одна задача - составить аппликацию «Поздняя осень». Постановка познавательной задачи и инструктаж о последовательности работы (опора на план урока) - это первый и обязательный шаг технологиче­ского процесса групповой работы.

Второй шаг включает в себя знакомство с материалом.

Первой группе было предложено прочитать рассказ «Поздняя осень» с описанием природы, а другой группе учеников - стихотворение «зимние кар­тинки» о поведении животных осенью.

В организованном мною уроке побуждение к речевому высказыванию реализовалось путем использования заданий, вызывающих интерес у учащихся.

Так ученики первой группы зачитывали отрывок из рассказа о погоде по инструкции учителя, а ученики второй группы выбирали из вариативного на­глядного материала детали, соответствующие описанию. После чего, деталь крепилась на доске, и ученики своими словами описывали (пересказывали) данный отрывок. Если происходила ошибка, первая группа вновь зачитывала именно то место, в котором была неточность.

Такие задания стимулировали речевую активность учеников. Для этого, прежде всего, подбирались картинки, красочно оформленные (зрительная при­ятность), вариативность деталей для формирования у учащихся предметно-образной основы речи в процессе обогащения сенсорного опыта и установле­ния правильного соотношения между словом и образом.

При использовании групповой формы КСО дифференцируются учебные требования.

Так ученики одной группы зачитывают ответы на вопрос учителя в своем тесте, а ученики другой группы составляли часть аппликации. И наоборот. При этом для детей с более высоким уровнем знаний были заготовлены сложные задания.

В таком общении формируются и проявляются личностные качества ре­бенка:

умение слушать и следить за собеседником;

правильно оценивать себя в речевой ситуации;

выбирать нужную форму обращения к товарищу.

 

 

 

         Соревнуясь, играя, выполняя практические действия, задания ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи ин­формации, преодолевают речевую замкнутость, учатся выражать свои мысли в устной форме о той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения. Так активизируется одна из важнейших закономер­ностей развития речи: повышается напряженность побуждения к высказыванию и создается ему наибольшая устойчивость.

Заключительный шаг технологического процесса является общий вывод о групповой работе и достижения поставленной задачи.

 

Рефлексия:

  - Что мы сделали сегодня на уроке? - Мы составили аппликацию и озаглавили ее. - Как вы озаглавили аппликацию? - Мы озаглавили ее «Поздняя осень в лесу». - Почему на аппликации поздняя осень? - Потому что осень – сырая, холодная, скучная.

Результат превзошел все ожидания. Ребята не только усвоили содержание двух произведений, но и научились кратко пересказывать материал, доказывать правильность выбора строчками из текста, они стали рассказчиками, научились задавать вопросы; у них развивалось аналитическое, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.

Групповая форма работы на уроках может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Кроме высокой интенсивности, по­зволяющей в течение всего урока выявить знания всех без исключения учени­ков, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспита­нию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Методика А.Г. Ривина, или методика поабзацного изучения текста, по­зволяет эффективно организовать работу по изучению письменных источников информации. При помощи методики Ривина можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала на уроках «Человек и мир».

Объем статей в учебнике превосходит количество часов выделенных про­граммой на изучение материала. Но статьи интересные в познавательном плане и нужные для формирования новых знаний. На уроках «Человек и мир» можно использовать не только поабзацный метод чтения и изучения материала, но и чтение небольших статей. Как видно из содержания учебника тема «Учрежде­ния бытового обслуживания» включает в себе подтемы: «Ателье», «Мастер­ская по ремонту обуви», «Парикмахерская», «Прачечная». Конечно же объяс­нить и читать всем классом весь объем сложно и неэффективно.

Одному ученику в третьем классе специальной школы самостоятельно не справиться, поэтому я каждый текст подтемы раздала по парам (сильный, слабый ученик). Было предложено прочитать самостоятельно тексты, выбрать из содержания глаголы (что делают в ателье, что делают в парикмахерской и т.д.) и выписать их на таблички. Почему глаголы? Ведь в школе у детей со слуховой депривацией возникают трудности в изложении материала без точного сформулированного представления действия.

Так как у детей начальной школы лучше сформулировано наглядно-образное мышление ученикам предлагается подобрать иллюстрированный ма­териал к своему тексту, подкрепить знания наглядностью, что вследствие по­может пересказать изученный материал.

После этого каждая пара информирует класс по своей теме с использова­нием своих записей, картинок. Остальные пары действуют по аналогии. С по­мощью учителя делается вывод - дается общее название всем учреждениям. Но на этом работа приостановлена, т.к. домашнее задание сформулировано следующим образом: « Расскажи о своем учреждении всем парам по отдельно­сти». Отсюда следует, что материал будет проработан еще три раза.

Таким приемом у учащихся формируем и развиваем:

умение извлекать из содержания основную мысль и озаглавливать
текст;

запоминание основных мыслей текста;

умение передавать содержание текста своими словами;

словесно-логическое мышление;

важное свойство личности – желание и умение сотрудничать со свои­ми одноклассниками во время выполнения учебной задачи;

позитивную Я-концепцию.

Кроме обучающих и развивающих целей, данная методика позволяет ре­шать коррекционные и восстановительные задачи.

Групповая и парная работа по технологии коллективного способа дея­тельности (КСО) на уроках младших школьников в специальной школе для де­тей со слуховой депривацией привлекает учеников. Однако, как подсказывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным:

- излишний шум;

- медленный темп работы учащихся;

- неумение действовать совместно;

- неточное и неполное понимание заданий;

- трудности в общении из-за недостатка словарного запаса, что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения.

Одна из причин таких неудач - недооценка роли технологии КСО в учеб­ном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке и большой объем подготовительной работы учителя к уроку (подготовка карточек, текстов, диалогов, схем, таблиц).

Между тем, технология КСО - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе малой группы, пары) и опосредованное руково­дство деятельностью ученика со стороны учителя.

Педагог руководит работой всех групп, пар в целом:

предъявляет задание;

дает инструкцию по его выполнению;

помогает сформулировать выводы;

оценивает результаты труда.

В связи с этим значение технологии КСО трудно переоценить.

 

Данная технология в школе для детей с нарушением слуха: - активизирует учение школьников; - создает широкую наглядно - чувственную базу для теоретических обобщений; - обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как: целеполагание, контроль, оценка.  

 

Велик развивающийся потенциал работы, при которой ученик становит­ся частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотруд­ничающих между собой школьников. В этих условиях младший школьник эф­фективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к пе­реходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. Эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может оказаться несформированной, и к концу обучения в средней школе (см. таблица результатов достижений учебной деятельности).

Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гумани­стических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.

Способ организации детей является особым фактором совместной (кол­лективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

 Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

взаимное обогащение учащихся в группе;

организацию совместных действий;

распределение начальных действий и операций;

взаимопонимание.

Технология КСО решает и профессиональные задачи. Они обеспечивают прежде всего формирование социального взаимодействия, коммуникативной компетенции, развитие познавательной деятельности и личности ребенка с осо­бенностями психофизического развития. Технология отражает обучение дейст­вием. При использовании технологии КСО учитель - и наставник, и помощник. Он оказывает коррекционно-образовательные услуги для каждого ребенка ин­дивидуально. Учитель учитывает нарушения, имеющиеся в психофизическом развитии ребенка, свои возможности и определяет приоритеты в использовании изложенной технологии.

Из опыта работы можно выделить два этапа коллективной деятельности.

 

На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Можно использовать следующие приемы:

в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощни­ка;

для оценки своего ответа учение сам назначает «учителя»;   

вводятся приемы несловесного общения: «значки» «+» - согласен, «?» -
не понял, используются жесты;

организуются игры, развивающие умение слушать друг друга, (на­
пример «Снежный ком»: первый ученик называет какое либо слово
(число), другой должен повторить это слово и называет свое, третий
повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет
свое).

  Эти приемы успешно усваиваются детьми во время учебных споров, на­правленных на решение задач обучения. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решений, предполагающие множество вариантов. В них мо­гут содержаться мнения, которые не являются бесспорными; положения, про­тиворечащие обыденным представлениям о действительности («Пар нельзя увидеть. Он невидимый»); ошибочные.

Чтобы спор-дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников.

После такой работы нужно проанализировать вместе с учеником: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. По­степенно формируется правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз и при организации дискуссии. Эти правила могут дополниться новыми.

Усвоив приемы и правила совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы, паре.

Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успеш­ности коллективной работы. Чтобы учащиеся понимали пользу сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения коллектив­ного способа деятельности.

 

На втором этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата. Здесь большую помощь могут оказать родители учащихся. Так, они своими рассказа­ми, покажут, как решили нестандартную ситуацию на производстве, благодаря совместным усилием группы людей, как нашли наиболее простой путь, выби­рая из нескольких.

В этот период полезно вспомнить пословицы: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две - лучше», «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось».

Полезно использовать задания, позволяющие на личном опыте убедится в пользе их совместной деятельности. Например, класс делится на две группы: одни ученики работают индивидуально, а вторые - парами. Всем предлагаются одинаковые задания: составить из кусочков разрезанной открытки целую, раз­гадать кроссворд, сочинить рассказ, решить пример и др.

Обычно пары справляются с таким заданием быстрее, находят более ин­тересные решения, чем дети, работающие индивидуально. Если же пара не справляется с заданием - это хороший материал для анализа и совершенство­вания сотрудничества. В результате такого анализа правила общего обсужде­ния дополняются правилами дружной работы:

перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

не спорить зря, а доказывать, объяснять;

стараться понять друга.

После того, как проведена подобная работа, подготовка детей к совмест­ной коллективной деятельности, можно переходить к систематической непо­средственной организации коллективного способа обучения на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой - усложнение дея­тельности учащихся. Это усложнение осуществляется по нескольким направ­лениям:

усложнение видов работы;

повышение степени самостоятельности учащихся;

усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого учениками.

     Как показывает опыт, начинать коллективную деятельность следует с ор­ганизации работы в статических парах, как самой простой, а затем включать работу динамических пар и вариационных пар.


 

ВЫВОДЫ

 

Технологию коллективного способа обучения можно использовать на  уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна со­вместная деятельность. Главное – первые задания давать такие, чтобы основ­ное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия, умению общаться друг с другом, называть диалогическую и монологическую речь. Для этого учитель должен подготовить памятки, карточки- опоры, примерные диалоги общения по темам для облегчения общения детей при их совместной деятельности.

Внедрение технологии КСО предполагает исключение методов принуж­дения к учению и использования лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.

В условии применения технология коллективного способа обучения ка­ждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном тем­пе.

У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за ре­зультаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих воз­можностей, достоинств и ограничений.

В конце 2004/2005 учебного года проведен анализ результатов учебной деятельности у учащихся 5-го класса. Полученные результаты показали, что у 75% учеников класса виден рост успехов в учебной деятельности по основным предметам (русский язык, чтение, математика) и только у 25% учащихся отмечается одинаковый уровень (удовлетворительный) по годам обучения. Но и у этих учеников отмечен рост достижений на уроках чтения. Это говорит о том, что данная технология помогает учащимся воспринимать, понимать, излагать прочитанные тексты, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению материала, более высокой оценки деятельности и уровню знаний.

 

 

Сам процесс развития личности можно рассматривать как процесс после­довательных достижений. Оценка достижений ученика включает ряд парамет­ров. Это понятие более широкое, чем оценка знаний, умений и навыков. Оценка достижений позволяет отслеживать эффективность коррекционно-образовательного процесса, прогресс в развитии личности, последовательность в формировании психических новообразований.

Ребенок умеющий выразить свои мысли и чувства, то есть, владеющий в достаточной мере коммуникативной функцией языка, чувствует себя уверен­нее, оптимистичнее, желание учиться и успешность обучения у него возраста­ют. В конце 2004/2005 учебного года у учащихся 5-го класса проведена диагностика умственного развития учащихся.

Для определения уровня умственного развития учащихся 5-го класса был использован тест, предложенный Е.Ф.Замбицявичене.

Результаты, полученные в ходе проведения теста, представлены в следующей таблице:

 

№№

п/п

Фамилия, имя

Количество баллов по тесту

Оценка успеш-

ности выпол-

нения

Уровень по тесту

Факти-

ческий

средний балл в журнале

осведомленность классификация умозаключения обобщение всего
1. Гурин Игорь 6,5 6,5 7 7 27 67,5% нормальный 5-6
2. Лаппо Игорь 6 7,5 5 6,5 25 62,5% ниже среднего 5,5
3. Супрон Саша 5,5 4 3,5 5 18 45% низкий 3
4. Свядыш Саша 3 3 2 1 8 20% низкий 3 (инд.)
5. Теслик Валерия 7 6,5 4,5 5,5 23,5 58,8% ниже среднего нормальный 5-6
6. Теслик Елена 8 8,5 5 7 28,5 71,2 нормальный 6-7

 

Успех организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников во многом зависит и от педагога, который, активизируя работу учащихся, добивается решения не только ближайших (усвоения знаний, уме­ний, навыков), но более дальних задач (формирование социально-значимых качеств личности). Овладение основами наук является необходимым средст­вом в достижении главной цели обучения - воспитание всесторонне и гармо­нично развитой личности. Как показывает опыт, коллективная учебно-познава­тельная деятельность школьников при умелой педагогической организации способствует решению в единстве и дидактических, и воспитательных задач.

Коллективная деятельность стимулирует развитие эмоционально-волевой сферы, воспитывает социальные мотивы учения, чувства ответственности, творческое отношение к делу.

Подводя итог, отмечу, что мне хотелось показать значимость технологии КСО в младших классах специальной школы, последовательность приобщения младших школьников к совместной работе. Такая работа будет эффективно, ес­ли организовывать ее системно, что подразумевает, с одной стороны, понима­ния коллективной деятельности как полноценной формы организации обучения, разностороннее воздействующей на личность младшего школьника с нарушением слуха; с другой стороны – поэтапное введение такой работы, что я и постаралась показать. В связи с тем, что лично я стала использовать технологию коллективного способа деятельности не так давно и еще многое надо оценить, попробовать воплотить в жизнь, на уроках, но важно, я встретилась с такой технологией, которая позволяет развивать каждого ребенка, превратить его в субъект обучения. Учителя отмечают у многих учеников умение думать, рассуждать, доказывать, убеждать, обобщать. С ребятами интересно сотрудничать, потому что практическая направленность технологии позволяет детям осознанно усваивать материал, не пасовать перед трудностями, повышает интерес к предметам, самооценку, мотивацию.


 

Список литературы

1. Витковская И.М. Как организовать групповую работу младших
школьников. - Начальная школа, 1997, №12.

2. Брайтермен М.Д., Соколов А.С, Архипов В.В. Коллективный способ
обучения. СПб, 1991.

3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект
обученной деятельности. -Вопросы психологии, 1993, №3-4.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М, 1991

5. Коноплева А.Н., др. Коррекционно-образовательные технологии.-
Мн,2004.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.-
СПб,2001.

7. Сакович Л.В. - Технология коллективного способа действия- СПб.,
2002.

8. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М., 1985.

9. Щупова С.В. Инновации развала. Начальная школа, 1998, №10.


                                                                  Приложение.



2019-12-29 350 Обсуждений (0)
Технологическая схема КСО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологическая схема КСО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)